Как поймать идею за хвост: креативные методики и дизайнерские приемы

Поделиться

Креатив одним дается, другим нет. Вдохновение приходит или нет. Но можно ли хакнуть творческий процесс и придумывать работающие идеи по расписанию? 

Мы пообщались с Даниилом Морозенко, куратором и коммьюнити-директором школы креативного мышления “ИКРА”, в прошлом креативным директором Progression Group и Яндекс.Такси, чтобы понять, существует ли секретные ниндзя-техники придумывания идей. Ведь они были бы так полезны тем, кто постоянно решает нестандартные задачи, создает рекламные кампании, продукты или игры, сценарии мероприятий и даже тексты.

FB Морозенко .png


О том, как устроен креатив 

По-твоему мнению, можно ли систематизировать творческий процесс? До какой степени? 

– Конечно, можно! Вообще, существует две позиции, два взгляда на творческий процесс. Одни считают, творчество это что-то хаотичное, спонтанное. Мы ждем музу, она приходит к нам и понеслась. Мы начинаем творить, создаем идеи и чувствуем удовлетворение от этого процесса. Но в этом подходе есть один изъян – муза может не прийти. И тогда начинаются неприятные ощущения, фрустрация, напряжение. И все это не очень хорошо. Именно поэтому мы придерживаемся второго подхода, говорим и уверенно доказываем, что творческий процесс состоит из последовательных этапов, соблюдая которые можно гарантированно прийти к рабочей идее. 

Сейчас мы знаем и активно преподаем четыре творческих методологии. Это ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление и CRAFT. Эти методологии как науки, в них есть много различных методик, инструментов, шаблонов, направленных на три глобальных этапа творческого процесса: фокусировка над задачей, генерация идей, фильтрация. Изучать и пользоваться каждой из них одно удовольствие. 

b3531437670265.57496f92e8073.jpg

А можно ли творческий процесс развить до такой степени, что он станет механическим? 

– Креативное мышление развивается как и любой другой навык. Вообще, в слове «креативный» заложено несколько компонентов. Это оригинальность мышления – насколько ваши идеи уникальны. Это беглость мышления – как быстро вы можете придумать одну, две, три идеи. И это, конечно же, гибкость мышления – насколько вы можете смотреть на одну и ту же задачу под разным углом. 

Так вот все эти компоненты как мышцы в нашей голове. И их можно прокачивать, если постоянно практиковать креативные методологии. Мы придумали «Марафон креативных методик» как раз для того, чтобы показать всевозможные упражнения, выдать, так сказать, карту тренировок людям, которые хотят развить свое креативное мышление. Конечно, для того, чтобы придумывать идеи по щелчку пальцев, необходима постоянная практика. Иначе мышление закостенеет. Поэтому очень важно, чтобы человек ставил перед собой вызовы на придумывание идей каждый день. 

На твой взгляд, кому могут пригодиться креативные методики и для каких задач? 

– Креативные методики в первую очередь учат мыслить нетривиально, нешаблонно. Они помогают найти выход из ступора. Поэтому уровень задач может быть совершенно разнообразным: от того, как прикрутить вешалку в прихожей, до создания концепций продуктов или рекламных кампаний. 

Честно. Мы столько раз проводили воркшопы с самими разными задачами, а методическая база была всегда одна. И каждый раз мы убеждались, что эти знания универсальны и подходят для любых задач. 

Можно ли придумывать идеи, используя только одну методику? 

– Конечно можно. Более того, можно придумывать идеи даже без использования методик. В этом нет ничего сверхсекретного – сели и начали придумывать. Методики дают вам выбор. Представьте, что вы строите дом. И у вас есть только ножовка и молоток. Наверняка было бы приятней, быстрее и более профессиональней строить дом, когда у вас было бы больше подручных инструментов? Так и в креативном мышлении. Чем больше мы имеем инструментов, тем больше вероятность быстро придумать что-то уникальное. 

Как строится процесс на занятиях: вы сначала даете теорию и потом практикуетесь с учениками или это параллельный процесс? 

– Мы не читаем долгих занудных академических лекций, нам это в корне не нравится. Мы любим вовлекать людей. И поэтому наши занятия внутри мы называем «воркшопы». Только через практику можно закрепить материал, потому что такие знания в теории просто бесполезны. Поэтому участники воркшопа постоянно работают в командах, придумывают различные идеи, экспериментируют, презентуют идеи, оценивают и так далее. 

Каждые минут 10-15 у нас появляется какой-либо интерактив. И преподаватель помогает командам справиться с заданием. После этого мы идем дальше и продолжаем изучать материал. Всем такой подход нравится и в конце воркшопа, как правило, все немного уставшие, но очень довольные. 

И главное, изученные креативные методики помогают сделать творческий процесс осознанным, а значит, и гарантируют осознанный результат тогда, когда это необходимо.


В ИКРЕ еще идет набор на интенсив “Марафон креативных методик”, где Даниил Морозенко выступит одним из лекторов. Старт занятий 9 ноября. Скидка от marketing.by 10% по промо-коду M10.

 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: