Как государство поддерживает СМИ в Европе и США

20 Декабря 2011 Marketing.by 7409 0 Другое
Поделиться

Российская Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) провела анализ рынка СМИ западных стран с целью изучить существующие программы государственной поддержки средств массовой информации.

Необходимость господдержки периодики была одобрена Советом Европы еще в 70-х годах XX века. В наши дни Комиссия Евросоюза настаивает на сохранении плюрализма без вмешательства во внутренние дела редакций.

Последствия мирового финансового кризиса и бурное развитие интернета для многих печатных изданий в развитых странах Западной Европы и США стали причинами падения продаж тиражей, сокращения подписки и даже закрытия. Многие издания перешли полностью в онлайн-формат.

Однако правительства различных стран в той или иной степени принимают меры по поддержке бумажных изданий, ежегодно направляя большие средства в сектор периодики.

Среди прочего, используются прямые финансовые инвестиции, организуются гранты и целевые программы для небольших или находящихся на грани банкротства газет. Из косвенных мер распространено введение по отдельности или в комплексе некоторых видов льгот: налоговых, таможенных, почтово-телеграфных и др.

Испания

Для печатных СМИ применяется сниженная ставка налогообложения – 4% (так же, как и для товаров первой необходимости). Указанные меры дают возможность периодическим изданиям сохранять количество подписчиков, регулировать цены на издаваемую продукцию (сдерживать их рост и в некоторых случаях даже немного снижать), покрывая расходы на доставку и убытки от реализации за счет дотаций государства.

Франция

В 2009 году было принято постановление, обеспечивающее доступ к бесплатной подписке для молодежи на любое периодическое издание. Среди других мер – освобождение от профессионального налога и пониженные ставки налогообложения на доход от продаж прессы (составляют 2,1% против полной ставки в 19,6%).

Во Франции объем господдержки в денежном выражении является одним из самых больших в Европе – €61,5 на душу населения в год. Важным шагом для сохранения существующей системы продаж прессы стало разрешение для киосков выполнять функции по выдаче заказов онлайн-магазинов, а также продавать табачную продукцию и сувениры.

Правительство страны и лично Президент Франции активно поддерживают сегмент распространения печатных СМИ путем проведения рекламных кампаний через Правительственную службу информации.

Швеция

Существует несколько механизмов получения дотаций для СМИ от государства. Так, государство субсидирует расходы на доставку прессы организациям-распространителям, которые создаются путем кооперации нескольких издательств, выпускающих ежедневные газеты. Размер таких субсидий невелик: €1 на 100 экз. при распространении до 7 млн единиц продукции, и €0,5 на 100 экз., если объем доставки колеблется от 7 до 21 млн единиц.

Характерная черта рынка Швеции – прямое инвестирование в не самые популярные региональные газеты, тиражи и рекламный объем в которых значительно ниже, чем у ведущих изданий. При выполнении ряда условий газета может получить субсидирование, достигающее в некоторых случаях 20% от стоимости ее производства.

Также Швеция использует дотации и льготные кредиты для новых изданий, снижение почтовых тарифов, освобождение всех газет от НДС, а государственных и находящихся в тяжелом финансовом состоянии – еще и от налога на доходы от рекламы.

Норвегия

Газеты этой страны, испытывающие финансовые трудности, имеют право на получение прямых субсидий от государства на производство и распространение. Их объем в среднем составляет 2% от общих доходов изданий. Также существуют освобождение от уплаты некоторых налогов (НДС, налога на доход от розничных продаж), субсидии на газетную бумагу (введены в 1969 г.), целевые займы на особых условиях, предоставление льготных почтовых тарифов, целевая реклама.

Финляндия

Здесь существует программа помощи как государственным, так и коммерческим изданиям. При этом делается преимущественный акцент на поддержание активности региональных партийных газет. Помощь представляет собой систему прямых дотаций, сумма которых зависит от количества депутатов от партии в Парламенте.

Господдержка подписки на все газеты направляется в форме субсидий, и возмещает расходы на транспортировку и распространение. При плохой экономической ситуации в газете она перестает нести обязанность по уплате налога с оборота и может получить заем на выгодных условиях. В сумме дотации являются самыми большими на душу населения в Европе и составляют €130,6 в год. Кстати, через подписку в Финляндии распространяется около 86% всех тиражей.

Германия

В Германии для издательств установлена льготная ставка НДС в 7% (против полной, равной 19%). Существует программа бесплатной подписки на 30 журналов для учащихся школ. Объем дотаций на душу населения в 2010 году составил 94,4 евро.

США

Особенностью стратегии издателей в США стали законодательные инициативы и лоббирование своих интересов перед государством. Они смогли обеспечить широкое распространение института подписки: 85-87% от общих тиражей. В 2010 г. объем госпомощи для СМИ в этой стране составил 5,2 евро на душу населения.

Англия

Английские печатные СМИ не платят НДС (ставка составляет 0%), снижены почтовые сборы для доставки подписных изданий. Субсидии английского государства в печатную прессу на душу населения одни из самых высоких в мире и равняются 8€0,4 в год.

Дания

В Дании для господдержки отрасли применяются косвенные меры: отмена НДС, снижение тарифов на почтовые услуги и льготные ссуды. Прямые субсидии могут выборочно выделяться на модернизацию производства, а также для газет, находящихся в критической финансовой ситуации или, наоборот, на новые проекты.

Голландия

Голландская печатная пресса держится на том, что студенты получают возможность бесплатной подписки на один деловой журнал в течение пяти лет.

Австрия

Для всех ежедневных изданий установлены льготные тарифы на почтовые услуги, чтобы снизить конечные цены продукции для подписчика. Эти же периодические издания имеют право на прямые дотации, равные для всех.

Италия

В Италии существует система дотаций с целью распространения некоторых социально-значимых изданий. Объем госпомощи в 2010 г. составил €37,4 на душу населения.

Россия

Эксперты выяснили, что рынок печатной продукции поддерживается слабо. Государство отказывается идти навстречу издательским домам в области законодательных инициатив, направленных на защиту рынка печатной продукции. В среднем, дотации Российского государства на поддержку института подписки составляют €0,5 в год на одного человека.

В Беларуси поддержку получают исключительно государственные СМИ. Так по последней информации, в 2012 году в список государственных печатных изданий, которым за счет бюджета будут частично покрывать расходы на издательские услуги, приобретение бумаги и заработную плату сотрудникам редакций состоит из 25 изданий.

Сумма, которая будет выделена на поддержку не разглашается, однако по оценкам экспертов она составит не менее €54 млн. Это сумма, которая была выделена на эти цели в текущем году. При чем €43 млн и этой суммы направляется на финансирование государственных телеканалов.

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: