Как быстро и бесплатно оценить перспективы и спрос в бизнес-нише

10 Сентября 2020 6471 0 Digital-маркетинг Обучение
Поделиться

Если вы планируете масштабную рекламную кампанию или выводите на рынок новый продукт или товарную категорию, еще до старта всех активностей не будет лишним определить состояние ниши и ее перспективы, сезонность и спрос в интернете. Как это сделать это достаточно просто с помощью двух инструментов - Подбора слов от Яндекса и Трендов от Google - рассказывают эксперты Webcom Group.

Чтобы было нагляднее, давайте посмотрим, как это работает, на трех разных примерах из разных ниш: аренды квартир (недвижимость), замены масла (авто) и продажи роботов-пылесосов (e-commerce).

Оценка спроса по данным Яндекса

1.png

Подбор слов обычно используется для сбора семантического ядра для поисковой оптимизации или запуска контекстной рекламы, но мы рассмотрим, как применять этот инструмент, чтобы оценить спрос и перспективность ниши. Для этого выбираем опцию «История запросов» и указываем нужный нам регион.

2.png

Теперь вводим нужны нам базовый запрос и получаем следующую картину.

Аренда квартиры:

3.png

Замена масла:

4.png

Купить робот-пылесос:

5.png

Для лучшей детализации мы выбрали группировку по неделям. Так как нас интересует спрос и перспективны в общем, мы взяли общую статистику, без разделения на десктопы или мобильные устройства, хотя такая возможность тоже есть.

И вот что мы видим:

Недвижимость: ниша растет, количество запросов снижается после Нового года и весной-летом, стабильно высокий спрос с августа по февраль.

Гипотеза: сработает массированная реклама в основной сезон — студенты возвращаются на учебу, сотрудники возвращаются из отпусков, выбирают жилье и переезжают в течение нескольких месяцев, весной предпочитают оставить все как есть, так как летом все равно съезжать. 

Авто: ниша растет, просадка после Нового года, стабильный спрос все время, кроме апреля-мая, повышенный спрос с июня по октябрь.

Гипотеза: крутить рекламу можно весь год, на апрель можно планировать отпуска для механиков.

E-commerce: ниша на подъеме, но сделать какие-то точные выводы сложно, пиковые месяцы — декабрь и март, просадка в апреле-июне. 

Гипотеза: покупают в подарок — хорошо зайдут рекламные кампании к праздникам.

Также Яндекс отдает количество запросов по неделям и показывает относительное число ваших запросов в сравнении с общим количеством всех поисковых запросов Яндекса. 

Вот как это выглядит для роботов-пылесосов.

6.png

На основе этой информации также можно сделать выводы о перспективах выбранной ниши и сезонных колебаниях спроса.

Оценка спроса по данным Google

Преимущества статистики от Google в том, что можно выбрать любой промежуток времени с 2004 года — это позволяет оценить спрос и сезонность на протяжении нескольких нет. 

Недостаток — Google не отдает абсолютных цифр, поэтому частотность запроса нужно проверять дополнительно вручную с помощью планировщика ключевых слов. Относительная популярность рассчитывается по специальной формуле, которую сам Google описывает вот так:

7.png

Однако даже эта информация дает нам возможность оценить динамику и перспективы ниши и сезонность спроса.

Проверим каждый из запросов на двух разных временных диапазонах: 12 месяцев и 5 лет.

Аренда квартиры:

8.png

9.png

Замена масла:

10.png

11.png

Купить робот-пылесос:

12.png

13.png

Относительные данные гораздо сложнее интерпретировать, но за счет того, что мы можем взять разные временные срезы, определенные выводы тоже можно сделать.

Недвижимость: на 5-летнем графике четко видно, что ниша растет год от года. Явные всплески спроса фиксируются на обоих графиках в конце лета и начале осени. В остальное время года спрос относительно ровный, с небольшой просадкой в начале весны.  

Гипотеза: рекламные активности есть смысл сузить до более узкого временного промежутка.

Авто: Google также показывает достаточно ровный спрос на протяжении всего года с небольшой новогодней и весенней просадкой. По годовому графику кажется, что ниша растет, но если посмотреть на 5-летний, то становится видно, что на самом деле, на протяжении последнего времени все очень стабильно.

Гипотеза: чтобы продавать больше и расти, нужно тестировать новые инструменты и увеличивать бюджет.

E-commerce: единственное, что можно сказать по данным Google — спрос на роботы-пылесосы растет, наибольший пик интереса фиксируется в предпразничное время к 8 марта. При этом в основное время года спрос относительно ровный.

Гипотеза: рекламу можно давать весь год, активизировать кампанию и увеличивать бюджет в феврале-марте.

Google также дает информацию о популярности запросов в регионах, показывает похожие запросы и темы:

14.png

Сводим данные и делаем общие выводы

По данным Яндекс.Радара на сегодняшний момент доли Яндекса и Google в общем количестве поисковых запросов в Беларуси составляют примерно 30% и 70% соответственно.

15.png

16.png

Это значит, что выводы и гипотезы, которые вы делаете на основании данных из обеих систем, достаточно хорошо дополняют друг друга. Даже не используя дополнительных инструментов, вы можете достаточно точно спрогнозировать примерный объем трафика в нише по формуле:

Т = Я + (Я / 0,3 * 0,7)

Где Т — это общий объем трафика,  Я — это объем трафика в Яндексе, а 0,3 и 0,7 — коэффициенты рыночной доли Яндекс и Google, соответственно.

Таким образом, по результатам исследования у вас на руках будет следующая информация:

  1. график сезонности и объем трафика в Яндексе за последний год,
  2. графики сезонности в Google за любой период с 2004 года,
  3. общий объем трафика за последний год, рассчитанный по формуле,
  4. набор маркетинговых гипотез, которые стоит учитывать при планировании кампаний и других активностей.

Что дальше

Все это поможет вам более осознанно и взвешенно принимать решения, аргументированно ответить на ряд критичных для развития бизнеса вопросов.

  • Когда запускать в продажу новый продукт или категорию?
  • На какое время планировать маркетинговую активность?
  • Как распределять бюджет в течение года?
  • Есть ли перспектива роста выручки в выбранной нише за счет роста рынка?
  • Есть ли смысл вкладывать ресурсы и инвестировать время и деньги в продвижение продукта в принципе?

А также — ответы на десятки других вопросов, которые могут сильно отличаться в зависимости от ниши, в которой вы работаете.

Важно отметить, что оба инструмента бесплатны и доступны всем без каких-либо ограничений. Все, что вам нужно — это потратить немного времени на исследование и формирование гипотез.

Как правило, это время быстро окупается за счет более эффективного запуска рекламных кампаний.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: