Последний этап летней президентской избирательной кампании этого года в Беларуси прошел с 14 июля по 9 августа 2020. 14 июля 2020 г. состоялось заседание Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, на котором кандидатами в Президенты Республики Беларусь были зарегистрированы:
- Канопацкая Анна Анатольевна;
- Дмитриев Андрей Владимирович;
- Черечень Сергей Владимирович;
- Тихановская Светлана Георгиевна;
- Лукашенко Александр Григорьевич.
Видеоплатформа YouTube является одним из немногочисленных примеров, когда все кандидаты на пост Президента(ки) Республики Беларусь в эту избирательную кампанию имели равный доступ к данному коммуникационному каналу.
По доступным данным медиаисследования gemiusAudience беларуская ежедневная компьютерная аудитория видеохостинга YouTube, в возрасте 15-74 года с 14 июля по 9 августа 2020:
Среднее число людей в период с 14 июля по 9 августа составляло почти один миллион человек в день. Это число людей без учета мобильных пользователей (смартфоны, планшеты).
На графике показаны две точки:
1. 19 июля 2020, воскресенье. Кандидат в президенты Светлана Тихановская провела вечером 19 июля первый пикет в минском парке Дружбы Народов.
2. 29 июля 2020, ГосСМИ сообщили о задержании в Беларуси 33 боевиков-россиян из ЧВК «Вагнера».
19 июля на YouTube была максимальная доля женской аудитории в этот временной период финальной части летней избирательной кампании — 53%. В остальные дни аудитория YouTube имела преимущественно мужскую аудиторию 55-58%.
Оценим число просмотров на YouTube кандидатов по пост Президента Республики Беларусь в период с 14 июля по 9 августа 2020 года с фильтрацией по региону — Беларусь. Для анализа были использованы данные сервиса мониторинга социальных медиа BuzzSumo.
Общее число просмотров | Нравится | Не нравится | |
Дмитриев Андрей Владимирович | 312 442 | 11 312 | 963 |
Канопацкая Анна Анатольевна | 144 563 | 10 523 | 1 888 |
Лукашенко Александр Григорьевич | 16 250 019 | 626 956 | 54 949 |
Тихановская Светлана Георгиевна | 16 658 602 | 841 396 | 22 818 |
Черечень Сергей Владимирович | 13 745 | 422 | 631 |
Видеоматериалы с обсуждением двух кандидатов с максимальным числом просмотров (первые места - у канала MINSKI):
- ЛУКАШЕНКО ПЕНСИЙ НЕ БУДЕТ. ТИХАНОВСКАЯ СОБИРАЕТ БЕЛАРУСЬ — 937742 просмотров
- ЛУКАШЕНКО ТЕРЯЕТ БЕЛАРУСЬ. ТИХАНОВСКАЯ БРОСИЛА ВЫЗОВ — 919164 просмотров
- Вялікі мітынг Ціханоўскай у Менску. УЖЫВУЮ | Большой митинг Тихановской в Минске — 858205
- ЛУКАШЕНКО ЗАБЕРЕТ ПОБЕДУ. ТИХАНОВСКАЯ СОБИРАЕТ БЕЛАРУСЬ — 792766 просмотров
- Лукашенко. Над пропастью во лжи (1994 — 2020) — 658848 просмотров
- Обращение к Лукашенко парень порвал интернет. Беларусь новости события факты политика выборы 2020 — 623779 просмотров
- Вайскоўцы на Бангалор. Ціханоўская на Кіеўскім сквэры. УЖЫВУЮ | Военные на Бангалор — 531708 просмотров.
Часть видео относится одновременно к нескольким кандидатам, исходя из описания и комментариев к ним, не все имеют позитивную тональность для кандидатов.
Учет внешнего влияния на будущее
Видео Лукашенко. Ссоры с Путиным, Тихановская, «Вагнер», Зеленский, Порошенко, Крым. В гостях у Гордона собрало 4,3 миллиона просмотров за период с 6 по 9 августа, при 90,3 тысячах Like (Нравится) и 143 тысячах Dislike (Не нравится).
Общие выводы и рекомендации
1. Все кандидаты имели равные возможности работы с социальным медиа YouTube. Всем кандидатам не хватило времени на выстраивание последовательной стратегии работы с данным каналом, что оставляет возможности для будущих избирательных кампаний.
2. Конечно, это возможно только без использования блокировок сервиса на территории Республики Беларусь, т.е. необходимо улучшение устойчивости и безопасности беларускай телекоммуникационной инфраструктуры.
3. На последующие кампании будут оказывать влияние количество привлекаемых сторонних специалистов всеми потенциальными кандидатами, т.е. усиление конкуренции за качество контента.
4. Медиаканалы и достигаемые медийные показатели (охваты, просмотры, вовлеченность) помогают избирателям получить больше информации про кандидатов и сделать осознанный выбор при голосовании, но не являются итоговыми результатами избирательной кампании.
Публикация подготовлена Baltic Internet Policy Initiative. В публикации использованы данные исследований gemiusAudience, YouScan Social Media monitoring и YouTube Content Analyzer.