В рамках конференции "Дни маркетинга, рекламы и брендинга", которая прошла в Минске 15-16 июня, Татьяна Лисицкая, директор и организатор МАСМИ в Беларуси, представила итоги весеннего исследования в формате "Омнибус", посвященного анализу новых моделей потребительских предпочтений и стратегий экономии беларусов.
Кроме Омнибуса исследователи также провели 30 глубинных интервью (15 интервью до 30 лет, 15 - старше 30 лет) с целью узнать, есть ли различия в экономии в зависимости от возраста.
Респонденты отметили, с какими экономическими явлениями столкнулись. На первом месте - рост цен на товары и услуги. Следующие три явления делят второе место: вынужденная экономия на товары и услуги, паника и депрессия в окружении, уменьшение доходов членов семьи.
База респондентов - 1000 человек.

Исследование показывает, на чем стали экономить беларусы: досуг и отпуск (при этом бОльшая часть респондентов, которые экономят на этой статье расходов -- от 35 до 44 лет).


При этом люди до 30 лет реже считают себя экономными и делают это, скорее, интуитивно. Люди старше 30 лет чаще имеют сложившиеся стратегии экономии. Отличие также состоит в том, что респонденты до 30 лет экономят на одежде, косметике и развлечениях. А беларусы старше 30 лет - на бытовой технике, лекарствах, топливе.

Респонденты описали способы экономии. Среди самых распространенных способов - сбережение средств, внимание к акциям в магазинах, сравнение цен и переход на более дешевые аналоги привычных продуктов.

Респондентов спросили, как именно они экономят на самых распространенных продуктах питания. Так, чаще всего люди переходили на более дешевую беларускую марку в категориях "шоколад в плитках", "макароны", "овощи", "свинина и говядина охлажденные".

Экономя на непродовольственных товарах, люди переходят на более дешевую беларускую марку, приобретая, например, гели для душа, шампунь и средство для мытья посуды.

Стратегии экономии:

База респондентов - 1000 человек.
Исследование показывает, на чем стали экономить беларусы: досуг и отпуск (при этом бОльшая часть респондентов, которые экономят на этой статье расходов -- от 35 до 44 лет).
Экономия в разрезе возраста: МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ДО 30 ЛЕТ НЕ ГОТОВЫ ЭКОНОМИТЬ.
При этом люди до 30 лет реже считают себя экономными и делают это, скорее, интуитивно. Люди старше 30 лет чаще имеют сложившиеся стратегии экономии. Отличие также состоит в том, что респонденты до 30 лет экономят на одежде, косметике и развлечениях. А беларусы старше 30 лет - на бытовой технике, лекарствах, топливе.
Респонденты описали способы экономии. Среди самых распространенных способов - сбережение средств, внимание к акциям в магазинах, сравнение цен и переход на более дешевые аналоги привычных продуктов.
Респондентов спросили, как именно они экономят на самых распространенных продуктах питания. Так, чаще всего люди переходили на более дешевую беларускую марку в категориях "шоколад в плитках", "макароны", "овощи", "свинина и говядина охлажденные".
Экономя на непродовольственных товарах, люди переходят на более дешевую беларускую марку, приобретая, например, гели для душа, шампунь и средство для мытья посуды.
Стратегии экономии:
- Ограничение себя НЕ в базовых товарах и услугах: (какие-то свои желания и потребности отодвинуть на задний план).
- Сбережение финансовых средств: (откладываешь деньги и все).
- Хранение денежных ресурсов в другой валюте: (я перевожу деньги в другую валюту).
- Четкое следование списку при походе в магазине: (всегда составляю список, чтобы ничего не забыть и на лишнее не нарваться).
- Путем торга с продавцом: (когда покупаешь б/у технику, можно поторговаться).
- Отслеживание акционных предложений и скидок: (можно выслеживать скидки и акции; ждать какие-то скидки в магазине; идешь в магазин, когда акции).
- Приобретение бонусных и скидочных карт (большое количество скидочных карт во все магазины).
- Вынужденная экономия вызывает по большей части негативные эмоции: грусть, подавленность, неполноценность.
- Наиболее частые категории товаров, пригодные для экономии – досуг, косметика, одежда, продукты питания.
- Настроения респондентов в текущей экономической ситуации: страх, тревога, ощущение бессилия.