Исследование SATIO: более 65% беларусов-горожан прибегли к экономии. Вот как это отразилось на спросе на разные группы товаров

Поделиться

В апреле этого года Центр системных бизнес-технологий SATIO провел исследование, в котором выяснил восприятие беларусами текущей экономической ситуации.

Выборка исследования составила 1007 жителей разных городов Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет. Опрос проводился онлайн-методом CAWI.

Среди прочего исследователи выяснили, как изменения в экономике отразились на спросе в разных категориях продуктов питания и бытовых товаров.

Согласно данным исследования, порядка 40% беларусов-горожан считают, что за последние 12 месяцев положение дел в экономике Беларуси ухудшилось. Но еще больше людей – половина населения – ожидает и дальнейшего ухудшения ситуации в течение ближайшего года.

Снижение доходов, негативная оценка ситуации в экономике и пессимистичные ожидания приводят к низкому значению индекса потребительской уверенности. 

Это, в свою очередь,  негативно влияет на платежеспособный спрос и снижает объемы потребления, вынуждая население менять потребительские привычки и прибегать к экономии.

индекс потребительской уверенности.JPG

По мнению жителей Беларуси больше всего выросли цены на продукты питания, бытовую химию, лекарства и общественный транспорт, т.е. те категории, которыми они, вероятно, пользуются каждый или практически каждый день.

Рост цен определяют как значительный – 1/3 потребителей заявили, что цены выросли более, чем на 20%.

Резкий скачок цен вынуждает более 65% городских беларусов прибегнуть к экономии. При этом экономия является базовой и приоритетной стратегией. Другие модели (покупка б/у товаров, закупки впрок, незапланированные покупки и т.д.) распространены сильно реже.

10.JPG

Изменяя свои потребительские привычки в сторону экономии, беларусы комбинируют сразу множество способов: 2/3 экономящих применяют шесть и более вариантов экономии одновременно. Самые распространенные из них – поиск акций, отказ от необязательных расходов и крупных покупок (~90%).

Те, кто прибегнул к экономии, стали экономить почти на всем. В первую очередь – на одежде и обуви, бытовой химии, мебели, косметике.

11.JPG

Потребительские привычки значительно реже менялись только на подкатегории товаров ежедневного спроса – молочные продукты, соль/сахар, хлеб, крупа/мука/макароны. При этом те, кто все-таки экономит на этих товарах, стараются искать акции и выбрать более дешевые места для покупки.

Среди прочих трендов: 

  • Для сладостей, готовых блюд и алкоголя в качестве стратегии экономии выбирают снижение потребления – покупают меньше этих товаров. Схожая стратегия характерна для покупки готовых блюд из мяса и фруктов с овощами.
  • В целом от товаров из категории бытовой химии отказываются в меньшей степени, чем от продуктов питания.
  • При этом отказываются в первую очередь от товаров не первой необходимости: средств для ухода за волосами и декоративной косметики.
  • На важных для базовой гигиены вещах экономят значительно реже. При экономии на этих категориях придерживаются стратегии поиска товаров на скидке, а покупка чаще совершается в дискаунтерах. В сфере услуг также наблюдается значительное снижение потребления.
  • Большинство начало экономить на всех видах услуг, вне зависимости от частоты пользования. Больше всего – на увлечениях, косметических услугах и такси.
  • Полный отказ в большей степени характерен для развлечений (34%), походов в кафе и рестораны (27%), такси (18%) и путешествий (20%).
  • К покупке впрок прибегнул каждый пятый городской житель Беларуси. впрок закупали базовые категории – бытовую химию и продукты питания.
  • Среди продуктов питания в первую очередь закупались товарами длительного пользования: крупой/мукой/макаронами, сахаром и солью, кофе и чаем, в бытовой химии – порошками и туалетной бумагой.
SATIO.JPG
SATIO2.JPG
SATIO3.JPG
SATIO4.JPG
SATIO6.JPG
SATIO7.JPG
SATIO9.JPG

В случае лишения источника дохода у половины белорусов сбережений хватает на месяц и меньше. Два месяца без дохода смогут прожить 15 % белорусов, три – 10 %. Сбережений на полгода и больше хватит 10 % белорусов. 

6879879.JPG
Получается, размер сбережений, необходимый, чтобы прожить полгода и больше, есть лишь у каждого десятого белоруса.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: