Исследование: Как беларуская молодежь относится к фейковым новостям и проверке достоверности информации

26 Ноября 2019 1107 0 Исследования
Поделиться

Сегодня 26 ноября отмечается Всемирный день информации (World Information Day). Он проводится ежегодно с 1994 года по инициативе Международной академии информатизации. К этой дате специалисты Агентства маркетинговых исследований и социологической экспертизы «Социоэксперт» публикуют исследование отношения молодежи к поддельным новостям. 

В последнее время все чаще говорится о fake news - ложной информации, которая нередко создает угрозу для безопасности. Приобретая серьезные масштабы, феномен fake news требует изучения не только в правовом, но и в социальном аспекте: с точки зрения восприятия, доверия, последствий.

Специалисты «Социоэксперт» совместно с польскими коллегами из Высшей Банковской Школы (кафедра маркетинга WSB, Гданьск) изучили отношение молодежи к поддельным новостям в формате международного сравнительного исследования. Проект «Отношение молодежи к fake news» проводился в июне 2019 г. и включал опрос студенческой молодежи г. Минска и г. Гданьска. В Минске опрошено 255 студентов ВУЗов 1-4 курсов по многоступенчатой квотной выборке с учетом распределения основных социально-демографических характеристик в данной социальной группе и профиля учебного заведения.

Полученные результаты показали:

  • 69% признают, что появление поддельных новостей является социальной проблемой;
  • 67% считают, что их создание должно наказываться.

Большинство лично сталкиваются с fake news:

Диаграмма фейк ньюс.PNG

  • 47,6% делились поддельными новостями с другими людьми, чаще всего неосознанно (41,9%).
  • 21,6% плохо отличают поддельные новости от реальной информации, при этом свои собственные способности к фактчекингу оценивают значительно выше по сравнению с другими пользователями интернета:    
Диаграмма2_фейкньюс.PNG

45,9% редко проверяют достоверность информации в средствах массовой информации, 8,5% – никогда не проверяют. 

Критерии оценки достоверности информации:

  • 74,9% – собственные знания и опыт;
  • 48,2% – информация от известных представителей средств массовой информации, профессиональных журналистов;
  • 25,5% – суждения друзей и знакомых;
  • 11,8% – мнение известных блогеров.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: