Деньги, партнерские проекты и собственные инициативы: как беларуский малый и средний бизнес проявляет социальную активность

Поделиться

Исследовательский центр ИПМ и исследовательский центр BEROC изучили социальную активность беларуского бизнеса. Новые реалии, связанные с пандемией COVID-19, показали, что беларуский бизнес готов участвовать в решении социальных проблем.

По состоянию на конец мая в Беларуси насчитывалось 93 инициативы, связанные со спонсорской помощью и 128 проектов помощи бизнеса в виде предоставления своих товаров и услуг на безвозмездной основе. 

Наряду с крупными компаниями, часть таких инициатив реализуется малыми и средними предприятиями. Согласно последнему опросу BEROC, 9% малых и средних предприятий сегодня жертвуют деньги на медицинские цели и еще 24% планируют это делать. В связи с этим возник вопрос, является ли такая активность нормой либо вовлеченность в социальную повестку связана с новыми условиями?

Для ответа исследователи проанализировали данные опроса «Развитие малых и средних предприятий Беларуси», проведенного компанией MIA Research для Исследовательского центра ИПМ в январе-феврале 2020 г. Респондентами опроса выступили директора, собственники и ведущие специалисты предприятий. Выборочная совокупность составляет 400 предприятий, она пропорционально разделена по региону регистрации и отрасли, является репрезентативной для Беларуси.

Поскольку объектом исследования является малый бизнес, то в исследовании намеренно не используется понятие «корпоративной социальной ответственности», а учитывается любая активность. Например, разовая или постоянная финансовая помощь, совместные проекты и инициативы, помощь в виде предоставления своих услуг и продукции на безвозмездной основе и пр.

Опрос показал, что в той или иной степени участие в социальных, культурных либо экологических инициативах указали 35.5% опрошенных. Однако, исследуя социальную активность бизнеса, важно понимать, что для отдельной категории компаний такая деятельность является основной целью существования. Такие субъекты относятся к социальным предприятиям – тем, для которых решение социальных (культурных, экологических) задач является причиной осуществления коммерческой деятельности.

Какие социальные инициативы реализует малый и средний бизнес

По данным опроса 27% респондентов отметили хотя бы один из предложенных вариантов активностей (социальных, культурных либо экологических) и были отнесены к социально активным (исключая социальные предприятия). 

17.5% компаний указали, что за последние 12 месяцев принимали участие в социальных инициативах. Дополнительно в контексте социальной активности 3% опрошенных указали, что нанимают инвалидов, 4% осуществляют наем людей из социально-уязвимых групп населения (люди, вышедшие из мест лишения свободы; люди, находящиеся в состоянии ремиссии от алкогольной и наркотической зависимости, люди с ВИЧ). Культурные проекты и инициативы реализовали 12.5% опрошенных, экологические – 5%.

Что касается механизмов осуществления тех или иных активностей, то 17% указали, что за последние 12 месяцев принимали участие в адресном перечислении средств (вместе с социальными предприятиями эта цифра составила 21.5%), 7.3% осуществляли совместную деятельность с другими организациями/учреждениями, 7% реализовали некоммерческие проекты и инициативы собственными силами.

pdp2020r4_Страница_4_cr.jpg

Доля респондентов, которые уже реализуют и планируют деятельность в тех или иных проектах примерно одинакова для всех направлений и всех видов проектов. Это может указывать на то, что компании принимают участие в некоммерческих инициативах на систематической основе.

Что касается особенностей социальных предприятий, то они:

  • чаще ведут совместную деятельность с другими организациями (46.9% в сравнении с 26.9% социально активных предприятий); 
  • чаще реализуют инициативы собственными силами (51.3% и 25.9% соответственно); 
  • чаще указывали вовлеченность в экологические инициативы (28.1% и 10.2% соответственно).

pdp2020r4_Страница_5_cr.jpg

Половина респондентов, отнесенных к социальным предприятиям, указали, что доля прибыли, направляемой ими на социальные (культурные, экологические) цели, превышает 5%. Для 75% социально активных доля прибыли на такие цели составляет менее 5%.

pdp2020r4_Страница_5_cr2.jpg

В отраслевом разрезе некоммерческая активность выше у компаний из промышленного сектора (28.7%); торговли и ремонта (19.4%); сельского хозяйства (13.9%).

pdp2020r4_Страница_6_cr1.jpg

Самые частые партнеры - исполкомы и крупный бизнес

Опрос показал, что социально активные бизнесы, как и социальные предприятия, чаще всего сотрудничают с другими малыми и средними МСП (45.4% и 71.9% соответственно).

При этом социально активные предприятия несколько чаще называли своими партнерами местные исполнительные комитеты (37%), а социальные предприятия в целом активнее сотрудничают со всеми перечисленными субъектами, в т.ч. с крупным бизнесом (40.6%).

Среди примечательных результатов выделяется крайне низкая частота упоминания инфраструктурных субъектов в качестве партнеров: бизнес-ассоциации (7%) и инкубаторы (6.3%) в среднем назывались среди партнеров реже, чем религиозные (14.8%) и спортивные учреждения (20.4%). Возможными причинами этому являются невысокая распространенность членства в ассоциациях и низкая осведомленность о деятельности прочих субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

pdp2020r4_Страница_7_cr.jpg

Нет денег, льгот и желания - нет и социальных инициатив

В ходе опроса 64.5% респондентов ответили, что не принимают участие ни в каких мероприятиях/проектах. Почти половина из них отметили, что для подобной активности им не хватает денежных ресурсов (46.5%), еще 17.8% останавливает отсутствие льгот; 36.4% респондентов ничего не мешает либо не хотят.

Данная тройка ответов является наиболее распространенной и для социально активных предприятий, а также всей выборки в целом. В тоже время социальные предприятия чаще других указывают такие барьеры как отсутствие налоговых льгот (37.5%) и сложность административных процедур (21.9%). Можно предположить, что коммерческая деятельность в социальной сфере характеризуется высокими издержками и ограниченной рентабельностью, поэтому предприятия особенно зависимы от льгот и преференций.

pdp2020r4_Страница_8_cr.jpg

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: