Более 7 тысяч жалоб потребителей принял МАРТ за 9 месяцев 2020 года. Основные претензии - к торговле

Поделиться

Министерство антимонопольного регулирования и торговли опубликовало статистику по жалобам потребителей за 9 месяцев 2020 года. За этот период  министерство и исполкомы рассмотрели 7273 обращения потребителей, связанных с нарушением их прав (за 9 месяцев 2019 года – 8029).

Несмотря на некоторое снижение общего количества обращений (на 9 %), отмечается увеличение количества обращений, рассмотренных МАРТ и исполкомами Гродненской и Могилевской областей. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (36 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Брестской области – 15 %, Могилевской – 11,3 %, Минской – 10 %, остальными – менее 9 %.

Структура обращений в области защиты прав потребителей на протяжении последних нескольких лет сохраняется: обращения по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе посредством интернет-магазинов, составляют 36 % от общего количества, по услугам – 64 %.

Так, в структуре обращений, рассмотренных МАРТ и исполкомами за 9 месяцев 2020 г., обращения по сферам деятельности составили:

  • 36 % – торговля;
  • 25 % – жилищно-коммунальные услуги;
  • 13 % – бытовое обслуживание населения и услуги сервисных центров;
  • 26 % – туристические услуги, услуги перевозчиков автомобильным транспортом, услуг связи, медицинские услуги, финансовые услуги и другие.
     

photo_2020-11-23_17-18-09.jpg

В целях защиты нарушенных прав потребителей составлено 314 протоколов об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и торговли, вынесено 313 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений действующего законодательства субъектам хозяйствования направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.

По результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке потребителям возмещено материального ущерба на сумму 127,4 тыс. рублей.

В течение 9 месяцев 2020 г. наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с:

  • приобретением товаров ненадлежащего качества;
  • предоставлением ненадлежащей (недостоверной) информации о товарах (в том числе на сайтах интернет-магазинов);
  • невозможностью возврата товаров, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций;
  • повышением интернет-магазинами цены на товар уже после подтверждения заказа на покупку или отказом в доставке заказанного товара по заявленной в интернет-магазине цене;
  • нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денежных средств за товар надлежащего или ненадлежащего качества;
  • не предоставлением потребителям права выбора формы оплаты (наличная, безналичная) за заказанные в интернет-магазине товары;
  • навязыванием потребителям «расширенной» гарантии при приобретении технически сложных товаров бытового назначения;
  • невозможностью возврата стоимости входных билетов на отмененные культурно-зрелищные мероприятия.
  • мошенническими (фишинговыми) интернет-сайтами (копиями известных белорусских интернет-ресурсов).
     

Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с приобретением товаров в социальных сетях и в группах, создаваемых в популярных мессенджерах. Потребителям следует знать, что в этих случаях отправителями товаров, как правило, являются физические лица и на приобретение у них товаров законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей не распространяется. В таких случаях возникшие споры могут разрешаться только в судебном порядке.

С развитием интернет-технологий и онлайн-сервисов растет число интернет-мошенничеств с использованием так называемых фишинговых интернет-сайтов, копирующих сайты популярных белорусских интернет-ресурсов. Создание таких копий направлено на хищение денежных средств со счетов банковских карт граждан, размещающих рекламные объявления о продаже товаров на интернет-ресурсах. Наиболее часто мошеннические действия совершаются на торговых интернет-площадках, когда одно физическое лицо продает бывший в употреблении товар другому. При этом мошенники, как правило, выступают в роли покупателей, предлагая осуществить расчет в безналичной форме посредством фишингового сайта (ссылку на который обычно присылают в мессенджере и просят сообщить сведения о банковской карте).

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: