Беларусы стали больше готовить дома и выбирать здоровые продукты: потребительские тренды 2020 года по данным Nielsen

Поделиться

На прошедшем недавно семинаре «Belarus Checkpoint 3.0. Новая реальность», организатором которой выступила компания Nielsen, руководитель отдела по исследованиям потребителей Татьяна Шевченко рассказала как 2020 год изменил беларуского покупателя.

Этот год для Беларуси стал очень насыщенным на события, часть из которых не очень приятные. Так или иначе они повлияли на потребительское поведение людей.

До 2020 года эксперты Nielsen выделяли следующие особенности беларуских покупателей в отношении потребления товаров повседневного спроса (FMCG).

  • Растущий оптимизм (рост потребления)
  • Снижение лояльности к торговым сетям
  • Промо-хантер – охота на промо, поиск баланса между ценой и ценностью)
  • Здоровье и эко-сознание
  • Удобство покупки и опыт
  • Лучшее для меня
  • Интересующийся технологиями
  • Интерес к премиальному

Что нового принес 2020 год?

Исследование потребителей Республики Беларусь проводилось в октябре 2020 года. Опрошено 500 респондентов в городах с населением 30000+.

Согласно данным исследования, больше всего в настоящее время беларусов беспокоит экономическая ситуация в стране (82%). На втором месте (78%) беспокойство политической ситуацией. 58% респондентов беспокоит неопределенность на рынке труда.

Экономическая стабильность в стране останется ключевым фактором, который будет влиять на дальнейшие изменения потребительского поведения беларусов.

Индекс доверия потребителей во 2-м квартале 2020 года снизился на 10 п.п. по сравнению с 4 кварталом 2019 года. Это означает, что покупатели не в достаточно мере располагают средствами и считают, что сейчас не самое лучшее время для покупок и они.

6 из 10 опрошенных беларусов сообщили, что их финансовое положение с 2018 годом ухудшилось. Расходы на FMCG не сократились. Основные статьи расходов - на развлечения и отдых.

72% респондентов сообщили, что реже развлекаются вне дома, 68% реже ходят в кафе/рестораны, 62% реже путешествуют по РБ.

4a813b94688bbc5d0968101e4003e3a8.jpg

Сталкиваясь с финансовыми ограничениями беларуские потребители стали чаще искать в торговых сетях промо. Каждый 2-й покупатель искал промо на FMCG корзину для того чтобы сэкономить.

75c46444e3593d061ae5cb2b5298899d.jpg

Однако тенденция промо-хантинга в различных категориях проявляется по разному. Наибольшая доля промо-хантеров в категориях «товары для дома», «детские товары» и «уход за собой».

Активность промо-хантеров в разрезе категорий

506f1e94ddc288487b8bcf39f5cef692.jpg

Как еще экономят беларусы на FMCG-покупках?

1. Отказ от товаров из премиального сегмента

Следующая стратегия оптимизации FMCG-корзины – фокус на самом необходимом и отказ от товаров из премиального сегмента. Однако это происходит не во всех категориях.

Можно утверждать, что в среднем каждый третий беларуский потребитель в основных категориях совершает покупку, отказываясь от премиального ассортимента. Однако есть категории, в которых премиум растет.

Доля покупателей, которые сокращают премиальный ассортимент

a492b366f96ceca4b8b2755d42c7964a.jpg

2. Сокращение размера FMCG-корзины

Доминирующим видом закупки становится «большая закупка». Это характерная ситуация для Беларуси, которая наблюдалась и ранее. Тем не менее наблюдается увеличение доли срочной закупки (т.н. on the go) и ежедневной покупки.

Рост доли малых покупок обусловлен развитием в беларуском ритейле формата «магазин у дома». Данная ситуация не похожа на то, что наблюдается на соседних рынках, т.к. в Беларуси не было как такового локдауна, и люди продолжали совершать покупки своим привычным способом.

3 из 10 покупателей в Беларуси продолжают покупать продукты про запас.

16bc070ec64521775453e3ba8fb9b925.jpg

Почему покупатели отказываются от покупки в том или ином магазине?

Больше всего потерянных покупок среди продуктовых товаров: свежих продуктов (категория fresh), бакалеи, готовых мясных и молочных товаров, хлебобулочных изделий. 1 из 10 покупателей не нашел предпочитаемого типа или бренда продукта.

Топ причин, почему передумали покупать продукты питания

  1. Купил другой товар вместо запланированного (17%).
  2. Не было скидки на товар (11%).
  3. Не было товара нужного типа (11%).
  4. Не было товара нужного бренда (11%).

ЧТО?

ПОЧЕМУ ПЕРЕДУМАЛИ ПОКУПАТЬ?

Мясо

Купил другой товары вместо запланированного мяса.
Не было нужного типа мяса

Рыба

Не было нужного типа рыбы
Не было скидки на рыбу

Фрукты и овощи

Не было скидки
Фрукты и овощи были несвежими
Не смог найти в магазине

Хлебобулочные изделия

Купил другой товар вместо хлеба
Не было нужного типа хлеба

Готовые мясные продукты

Купил другой товар вместо этого
Не было нужного типа
Не было нужного бренда

Макароны, мука, крупы

Не было скидки
Не было нужного бренда

Молоко

Купил другой товар вместо молока
Не было нужного типа молока

Йогурты/десерты

Купил другой товар вместо этого
Не было нужного бренда
В спешке забыл про товар

Сыр

Не было скидки
Купил другой товар вместо этого

Ритейлерам важно следить за категорией fresh, иначе можно потерять покупателя

Беларусы стали больше готовить дома

Эта тенденция обусловлена коронавирусом. Даже в октябре 26% беларусов предпочитали готовить дома. Можно утверждать, что в ближайшие месяцы она сохранится.

Самым неожиданным трендом стало то, что 47% потребителей в возрасте 18-24 года предпочитают готовить дома.

6112327fb7e1fc68e376af12e95126ca.jpg

Какие продукты планируют покупать беларусы в разных возрастных группах?

Миллениалы (18-24 лет) планируют товары в категории здоровое питание, а также различные товары для перекуса

Покупатели в возрасте 25-34 лет более склонны готовить и чаще включают сырое мясо в список покупок.

Покупатели среднего возраста (25-44 лет) более активно планируют товары по уходу за собой, домом и детьми.

Старшие покупатели (45-54 лет) чаще планируют покупку сигарет и крепкого алкоголя. Также старшая группа (45-64 лет) чаще планирует покупку рыбы и питания для животных.

Несмотря на то, что сладости — более импульсивная категория, покупатели до 45 лет склонны планировать покупку этих товаров.

Молочные товары представлены во всех возрастных группах.

1c5a76a5e38491d70607f9d391deefe8.jpg

Чем старше покупатели, тем их FMCG-корзина становится более разнообразной.

Беларусы обеспокоены состоянием своего здоровья

Данный тренд наблюдается уже несколько лет. 8 из 10 опрошенных сказали, что волнуются за безопасность свою и своих близких. 37% беларусов стараются сокращать потребление нездоровой пищи.

Что касается тренда заботы об окружающей среде, то в этом году для массового покупателя акцент сместился в сторону заботы о себе. Это будет актуально в ближайшие год-два. Тем не менее ядро эко-активистов остается.

Важен баланс между здоровьем и удовольствием

f3266b4d351f93ec653cd051d8041ace.jpg

Омниканальность

Уже можно смело утверждать, что омниканальность стала для беларуского потребителя стандартом. В среднем покупатели посещают три канала в месяц.

9458cd9aec39b99682dea33b9158827e.jpg

Проникновение онлайна в FMCG-сегменте составляет 15%.

Адаптация потребителя к новым технологиям в ритейле

55% беларусских потребителей уверены, что внедрение новых технологий в ритейле улучшает их потребительский опыт и жизнь. В странах Восточной Европы этот показатель составляет 61%.

Каждый второй беларус согласен получать персонифицированные предложения/рекламу, основанную на их личных данных и данных о потребительском поведении.

Итоговые 4 тренда 2020 года для ритейлеров

  1. Перезагрузка корзины
  2. Перезагрузка стиля жизни
  3. Перезагрузка мотивации
  4. Перезагрузка понимания того, что такое цена и что такое ценность.
278c5b3a1a35caa4a9294ea0e5dd3068.jpg

Долгосрочные тренды

  1. Здоровье становится публичным. Здоровье становится «социальным», акцент не только на индивидуальное благополучие, но и на здоровье отдельных групп/всего общества.
  2. В экономике будущего всем найдется место. Будут расти потребителей со «специальными» потребностями = запрос на нишевые продукты.
  3. Психическое здоровье важно! Психическое здоровье и благополучие набирает важность в публичном дискурсе.

Точки роста бизнеса розничных компаний в 2021 году

  1. ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ ПОКУПАТЕЛЕМ. Покупатель сейчас как никогда неоднороден, и важно правильно адресовать потребности разных групп.
  2. СЛЕДИТЕ ЗА “БОЛЬШИМИ” ТРЕНДАМИ. Именно понимание таких трендов помогает мыслить шире.
  3. ПОГОНЯ ЗА ПРОМО – НЕ ПАНАЦЕЯ. Подходите к планированию промо стратегически, используйте правильные инструменты.
  4. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕХНОЛОГИИ. Хотя онлайн остается относительно небольшим каналом продаж, сервисная экономика движется в направлении расширения спектра услуг.
  5. ПРОДОЛЖАЙТЕ РАЗВИВАТЬСЯ. Запуск новых продуктов, соответствующих новой реальности, одна из возможностей инкрементального роста в 2021 году.
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: