Беларусы сконцентрировались на политике и стали меньше интересоваться покупкой авто и недвижимости

Поделиться

Компания AMDG | Artox Media Digital Group в рамках составления ежемесячного рейтинга видимости проанализировала изменения в поведении беларуских пользователей в августе. Как выборы, интернет-шатдаун и экономический кризис повлияли на спрос в основных категориях бизнеса?

События

По данным предыдущих исследований Google и Яндекса, беларусы не испытывали особого интереса к политике в 2019 году. Основные запросы были связаны с: 

  • Евровидением-2019;
  • переписью населения;
  • Европейскими играми. 

Сейчас же беларусы интересуются выборами, забастовками, митингами и дальнейшим развитием событий в стране.

1.zabastovka.png

2. miting.png

Такой ажиотаж и небывалый спрос сравним с интересом пользователей к коронавирусу в пик его развития в марте.

3.novosti_belarusi_segodnya_vs_novosti_koronavirus.png

Из-за отсутствия доступа в интернет пользователи все чаще искали способы обойти блокировку. Основными запросами для поиска стали: “как обойти блокировку”, “vpn”, «psiphon».

Спрос на программы VPN вырос в августе в 16 раз по сравнению с июльскими показателями.

4. vpn .png

Финансы

Изменение курса валют и его значительный рост также дали о себе знать. Впервые за пять лет (с 2015 года) интерес к этой теме достиг максимума (100 баллов из 100 возможных по Google Trends). Ранее схожий пик роста был отмечен в марте:

5. kurs_valut_s_2015.png

Приостановление банками выдачи кредитов, изменения процентных ставок, рост курса валют – все это повлияло на то, что меньше пользователей стали искать возможность обратиться к финансовым учреждениям. В среднем спрос по тематике (кредиты и вклады) снизился на 24%.

6. kredit_nа_zhilie.png

7. vklady_v_rublyah.png

8. potrebitelskiy_kredit.png

Покупки

Крупные приобретения и финансовые вложения для беларусов отошли на второй план: покупка недвижимости, авто, техники –  по этим тематикам прослеживается снижение спроса в августе.

Рассмотрим подробно категории интересов “Авто”, “Недвижимость”, “Бытовая техника”, “Электроника и мобильные телефоны”, “Садовая техника”, “Туризм” и “Мебель”.

1. Авто 

Авторынок в августе временно замер, в среднем отмечается снижение спроса по тематике на 15,2%. Для сравнения: в прошлом году значительного снижения не отмечалось – спрос находился примерно на том же уровне.

9. kupit_avto.png

10. kupit_folksvagen.png

11. kupit_bmw.png

2. Недвижимость

На рынке недвижимости в последнем месяце лета также отмечалось затишье, спрос на покупку крупной недвижимости (квартира, дом, дача) снизился в среднем на 19%.

12. kupit_kvartiry.png

13. kupit_dom.png

3. Бытовая техника

Несмотря на жаркий период, приезд студентов к новому учебному году и, как правило, сезонный прирост на крупную и мелкую бытовую технику, в тематике также отмечается снижение в среднем на 5,2%.

В сравнении с прошлым годом спрос на технику остался на том же уровне (рост на 0,7%).

14. kupit_holodilnik.png

15. kupit_stiralnyu_mashiny.png

16. kupit_pylesos.png

4. Садовая техника

Покупка садовой техники все же отошла на второй план в самый горячий сезон для дачников и фермеров. Но важно отметить, что финансовые и политические изменения затронули тематику не так сильно – отмечается снижение в среднем на 8,2%. Рост спроса по мотоблокам нивелировал значительное падение спроса на другие виды техники (покупка триммеров, бензопил).

17. kupit_motoblok.png

18. kupit_trimmer.png

19. kupit_benzopily.png

5. Туризм

Туризм восстанавливается после коронавируса: открытие границ в ряде стран стало радостной новостью для беларусов.

Однако, несмотря на долгие ожидания отдыха и период отпусков, спрос на наиболее популярные направления этим летом (Черногория и Турция) не сравнится с 2019 годом – более того, отмечается значительное его падение в августе.

В среднем спрос по тематике снизился на 35,6%, а по сравнению с  прошлым годом (июль–август 2019) – на 50,9%.

20. otdyh_v_turcii.png

21. otdyh_v_chernogorii.png

6. Мобильные телефоны и электроника 

Едва ли не единственная тематика, в которой не отмечено сильных колебаний.

Это неудивительно: школьники и их родители, будущие студенты готовятся к школе или университету. По ряду направлений (к примеру, ноутбуки) наблюдается рост, а снижение спроса (в категории мобильных телефонов) носит повторяющийся сезонный характер.

22. kupit_noutbuk.png

23. kupit_smartfon.png

7. Мебель

Покупка дивана или кровати, как правило, запланирована заранее, но внешние факторы не могли не повлиять на тематику. Снижение по этому направлению – в среднем на 11,4%.

24. kupit_divan.png

25. kupit_krovat.png

26. kupit_matras.png

Выводы

В августе 2020 года внимание и энергия беларусов были сконцентрированы на политических и экономических событиях, которые значительно повлияли на спрос в целых категориях. Так, упал спрос на услуги и покупки в туризме (-35,6%), авто и недвижимости (-15% и -19%).

Незначительные колебания спроса (от -5% до -11%) затронули отрасли садовой и бытовой техники, электроники и мебели.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: