Беларуский рынок ТВ рекламы упал на 7%, радио - на 15%. Подведены итоги 10-ти месяцев рекламного года в Беларуси

Поделиться

На прошедшей 17 декабря закрытой онлайн презентации для беларуских агентств Андрей Макоед, «Алькасар Медиа Сервис»,  поделился видением рекламного рынка в 2020 году. Оценка сделала по результатам 10-ти месяцев текущего года. Итоговые цифры посчитает Ассоциация рекламных организаций в январе-феврале 2021 года.

В 2020 году телевизионный рынок упал на 7%, радийный — на 15%, пресса — ожидаемо на 30%. Большие потери понесла наружная реклама — порядка 18%, транзитная реклама — 16%, Indoor-реклама упала на 31%. Реклама в кинотеатрах, ввиду того, что они прерывали свою деятельность дважды в течение года, упала на 65%. 

2020.jpg


Нулевую динамику в национальной валюте показывает один сегмент рынка — это интернет-реклама. Медийная выросла на 3%, а контекст в 2020 году снизился на 2%. 

"Почему по ТВ цифра в -7%? Год начался очень ровно, но потом пришла пандемия. Первый удар телевидение ощутило 17 марта, когда часть рекламодателей начали приостанавливать свои рекламные кампании. Это сейчас мы уже понимаем, что первая волна была несущественной - до 35% по количеству рекламодателей и по объему. 

В мае рынок начал оживать, причем ТВ-сегмент оживал интенсивнее, чем другая реклама. На вторую волну, которая серьезно ударила по ТВ-рынку, повлиял один фактор — политический кризис. Буквально с 12-15 августа началось падение, которое достигало 60-70% от количества рекламодателей на рынке. 

Сейчас мы видим большой дефицит инвентаря почти на всех каналах, особенно в 4 квартале. Рост начался с 14-17 сентября, особенно интенсивный - с первой декады октября. 

К сожалению, уже не вернуть тех рекламодателей, рекламные кампании которых носили сезонный характер. Кроме того, летом просела категория напитков, соков и пива, что косвенно связано с HoReCa. Также в этом году в странах СНГ не размещался Unilever". 

Крупнейшие рекламодатели на TV

Впервые за последние 6-7 лет категория «фарма» заняла не первое, а второе место. Она тоже выросла за 10 месяцев на 15%, но в 2020 году основным драйвером стала категория «продуктов питания». В ней безоговорочный лидер — Nestle, на втором месте — Danone.

Также в пятерке лидеров в товарных категориях на ТВ оказались кофе и чай (9%), шоколадные изделия (8%), средства гигиены (6%).

t-20.jpg 

Из торговых марок лидирующие позиции у Nestle/L’oreal (доля 26%), Procter & Gamble (5%), Mars (3%), Pepsico (3%), МТС (3%).

Отрицательная динамика в категории «услуги сотовой связи» объясняется переориентацией операторов с продвижения пакетов тарифов на услуги сотовой связи на продвижение телекоммуникационных услуг.

t-20r.jpg

Самые крупные рекламодатели на радио 

На первом месте среди рекламодателей на радио оказались торговые центры, а категория «автоцентры и автомобили» сместилась на второе место.

radio.jpg 

В топе компаний впервые на первом месте оказался отечественный рекламодатель «Лагуна».

radio-gross.jpg

Прогноз на 2021 год

На фоне других стран, где были затяжные локдауны, как считает Андрей Макоед, картина для телерекламы в Беларуси еще довольно неплохая — пока только минус 7%.

2021.jpg

Возврат к докризисным показателям в Беларуси можно ожидать в течение 2 лет. В 2021 году рекламный рынок вырастет на 5-6% (в рублях).

Поделиться