Беларуский бизнес тормозит неопределенность - результаты опроса Исследовательского центра ИПМ

Поделиться

Исследовательский центр ИПМ опубликовал дискуссионный материал "Ожидания, неопределенность и роль коммуникации" с результатами изучения мнения аудитории Telegram и беларуского бизнеса. В том числе там речь идет и о барьерах для развития бизнеса в Беларуси.

Исследовались три группы респондентов: аудитория телеграм-канала KEF (2 048 респондентов), «стандартная» выборка мартовской волны IPM-индекса (73 компании) и дополнительная выборка малых и средних предприятий мартовской волны IPM-индекса (152 компании).

В дискуссионном материале отмечается, что значимость коммуникации в формировании ожиданий иллюстрирует восприятие бизнесом основных барьеров для расширения деловой активности. Несмотря на различия между выборками и разную частоту замеров, ключевой проблемой для бизнеса является высокая неопределенность экономической среды. Вне зависимости от выборки в «топе» препятствий макроэкономическая нестабильность и низкий спрос.

Из быстрого сравнения мнения двух выборок эксперты делают выводы об особенностях разных типов бизнеса: МСП (малые и средние предприятия) выбирают меньше препятствий – в среднем по 2.8 на респондента из возможных 5 по сравнению с 3.9 для выборки IPM индекса; МСП в большей степени ориентированы на внутренний рынок, потому что низкий спрос – это в настоящее время в большей степени характеристика внутреннего рынка; МСП реже сталкиваются с правовой системой.

Однако важно то, что наибольшим препятствием для развития бизнеса является высокая неопределенность, которая усилилась в период пандемии, а затем постоянно «подпитывалась» (и подпитывается) провальной коммуникацией. В итоге бизнес стабильно воспринимает риски ведения бизнеса в Беларуси как «скорее высокие» (выборка МСП) или «более чем высокие» (выборка IPM индекса).

Значимость барьеров для развития бизнеса (выборка IPM индекса)

5d443367ebbd740037f64.jpg

Примечание. Распределение ответов на вопрос «Какие факторы препятствуют росту деловой активности вашей компании?» (можно было выбирать 5 вариантов; данные взвешивались)

Источник: расчеты на основе данных Исследовательского центра ИПМ, мониторинг бизнес-настроений (выборка IPM индекса), октябрь 2020 – март 2021 г. (484 респондента). Зеленый цвет – только торговля и услуги, серый цвет – только промышленность и строительство.

Значимость барьеров для развития бизнеса (выборка МСП)

cb312262b96b36eafafbd.jpg

Примечание. Распределение ответов на вопрос «Какие факторы препятствуют росту деловой активности вашей компании?» (можно было выбирать 5 вариантов; данные взвешивались)

Источник: расчеты на основе данных Исследовательского центра ИПМ, мониторинг бизнес-настроений (выборка МСП), декабрь 2020 г. и март 2021 г. (320 респондентов). Зеленый цвет – только торговля и услуги, серый цвет – только промышленность и строительство.

Риски ведения бизнеса в Беларуси

1a665a4e2f353a61b9071.jpg

Примечание. Оценка рисков: 1 – очень низкие, 2 - низкие, 3 - средние, 4 - высокие, 5 – очень высокие. Красным цветом выделены оценки выборки IPM индекса, желтым – выборки МСП.

Источник: расчеты на основе данных Исследовательского центра ИПМ (опросы бизнеса, октябрь 2020 г. – март 2021 г.).

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: