Беларуские ТВ-каналы стали смотреть меньше, когда туда приехали работать пропагандисты из России - результаты исследования

Поделиться

В сентябре 2020 года британская аналитическая компания Sociolytics провела комплексное исследование медийного потребления в Беларуси. Социологи пытались понять, настолько эффективен обмен «политтехнологиями» между российскими и беларускими властями. О том, что показало это исследование, написала «Медуза» со ссылкой на информацию от автора исследования и партнера Sociolytics Анну Любимцеву.

Гипотезы

Когда-то на Беларусь смотрели как на полигон авторитарных технологий, которые затем будут применяться в России. Вскоре после начала в Беларуси массовых протестов, вызванных фальсификациями на президентских выборах, Лукашенко попросил Кремль о поддержке, и, среди прочего, в эту страну отправились профессиональные российские пропагандисты — испытывать на этой почве собственные методы. Видимо, расчет был на то, что условия в двух государствах не так уж отличаются.

Аналитическая компания Sociolytics предположила, что прямой «импорт» может не сработать, поскольку схожесть условий, по крайней мере в части привычек медиапотребления, во многом иллюзорна. И решили проверить эту гипотезу социологическими методами.

6mt8ZBGOxhFRZYmUBDOOMw.jpg

Фото - Василий Федосенко / Reuters / Scanpix / LETA

Тезис № 1. Беларусы доверяют своему гостелевидению значительно меньше, чем россияне — своему

Ключевое для авторитарной управляемости Беларуси изменение произошло задолго до президентских выборов 2020 года. Беларуское общество перетекло в интернет, где не только создало новые коммуникационные каналы, но и — в отличие от российского — фактически распрощалось с традиционными и понятными президенту Беларуси источниками информации: телевидением и газетами. По данным Sociolytics, 54,3% беларусов предпочитают независимые СМИ и только 29,4% — государственные; остальные 16,3% используют оба источника.

По данным исследования Sociolytics, 43,3% беларусов вообще никогда не смотрят передачи провластных ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» или «Беларусь 2» вместе взятых. В России только 21,1% опрошенных вовсе не смотрели телеканалы, а один только Первый — 73% граждан.

Согласно данным, полученным Sociolytics, критически переоценить все информационные источники сразу беларусов вынудила пандемия коронавируса. Недоверие к телевидению, печатной прессе и заявлениям властей на этом фоне значительно усилилось.

Невнимание Лукашенко к безопасности граждан стало в это время особенно очевидным: именно он оставался главным ньюсмейкером провластных медиа, но вместо того, чтобы объявить чрезвычайную ситуацию, он вел себя как последовательный ковид-отрицатель и предлагал беларусам лечиться в бане и водкой.

Тезис № 2. За новостями в интернет идут теперь не только молодые беларусы

Меньше всего государственному телевидению, прессе и официальным данным в Беларуси доверяют люди в возрасте от 18 до 34 лет. Для тех, кому еще нет 24-х, телевидения и печатных СМИ вообще, по сути, не существует. Всю информацию они получают почти исключительно от своего социального окружения и через интернет. Но важно, что в последние полгода разница между поколениями в плане предпочтения СМИ и их форматов также начала стираться: старшие стали чаще обращаться за информацией в онлайн. 

Попытки Лукашенко решить проблему посредством банального отключения сети во время и после выборов только привлекли к интернет-ресурсам еще больше внимания. По данным исследования Sociolytics, 91% опрошенных заявили, что испытывали значительные трудности с выходом в веб в период с 9 по 20 августа.

Тезис № 3. Больше половины граждан Беларуси хорошо отличают фейковые новости от настоящих

Государственные СМИ Беларуси стали больше похожи на российские: они заговорили об угрозах со стороны НАТО, ужасах Майдана, перспективах возвращения страны в хаос 1990-х с закрытием предприятий, пугают массовой скупкой «остатков экономики» американцами за бесценок, а теперь еще и коронавирусом как тайным «биологическим оружием США». Но аудитория, готовая воспринимать такие послания, сегодня в Беларуси невелика. 

Прямо сейчас доля тех, кто доверяет беларускому телевидению и печатным СМИ, составляет не более 12% опрошенных Sociolytics. Десант пропагандистов из России может, конечно, побороться за беларусов, испытывающих затруднения с тем, чтобы отличать правду от лжи. Это умение определялось Sociolytics в ходе эксперимента, где участники оценивали достоверность найденных в интернете заголовков из качественных медиа и ресурсов «с низкой социальной ответственностью». Хорошо отличают достоверные материалы от фальсифицированных 54% беларусов. И только 33% чаще ошибаются, чем выбирают настоящие новости. 

Очень важно, что большинство беларусов (почти 60%) занимают проактивную позицию при выборе разнообразных источников информации: они уверены, что ответственность за то, что их дезинформировали, полностью лежит на них самих. Значительное внимание они уделяют уровню объективности журналистов (38,7%) и независимости источника от цензуры (40,8%). 

Соцсети, согласно данным Sociolytics, пользуются значительным доверием именно как источники, в меньшей степени подверженные цензуре. В поисках информации и ориентиров для принятия решений соцсетям доверяют практически так же, как своему ближайшему кругу (друзьям и семье). Новостные сайты по уровню доверия выигрывают только в тех случаях, когда в прямом эфире освещают политические события и рассказывают о специализированных новостях. За подробностями беларусы идут в Telegram. Им ежедневно пользуются 33%. В тройку лидеров источников политической информации входят также YouTube и в Vkontakte. 

Тезис № 4. После начала работы российских пропагандистов медийные предпочтения в Беларуси уже изменились. Но не в их пользу

Кажется, первые результаты новой волны пропаганды не слишком утешительны для ее организаторов. По данным Sociolytic, в сентябре 58% опрошенных уже изменили свои медийные предпочтения, и этот тренд продолжается. Из тех беларусов, кто хотя бы иногда смотрел госканалы, 13% стали смотреть их еще реже. Тех, кто стал смотреть чаще, — 6% (при статистической погрешности выборки 3%). При этом, как следует из анализа качественных интервью, многие начали делать это из любопытства — и для сравнения с независимыми источниками, чтобы оценить масштабы фальсификации (впрочем, это единичные случаи, в этом случае нельзя говорить о тренде). 

90% беларусов, которые поменяли свои медийные предпочтения, начали использовать новые источники информации. Предпочтения еще больше сместились в сторону социальных сетей и сайтов TUT.BY, Onliner.by и Belsat.

Выводы

Дезинформировать, чтобы разделять и властвовать, в Беларуси сложнее, чем в России. Уже к началу 2020 года в беларуском обществе сформировалось стойкое недоверие к официальным СМИ, а пандемия коронавируса его только укрепила.

Влияние интернета вообще и соцсетей в частности в Беларуси значительно сильнее, чем в России — а возможности влиять на них ограничены из-за высокого уровня медиаграмотности беларуских пользователей. Для работы в таких условиях простого импорта российских политтехнологий может оказаться недостаточно.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: