Антимонопольная комиссия МАРТ разъяснила, нарушают ли закон неофициальные поставщики чая

8 Мая 2020 3323 0 Законодательство
Поделиться

7 мая в пресс-центре БелТА состоялась онлайн-конференция по вопросам применения антимонопольного законодательства. Первый заместитель Министра Иван Вежновец и начальник отдела методологии антимонопольного регулирования и конкуренции МАРТ  Ольга Королькова рассказали о порядке рассмотрения дел и работе Комиссии по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.

По их словам, в 2019 году комиссия рассмотрела 148 заявлений и установила 18 фактов наличия нарушений. В первом квартале 2020-го - 24 заявления и четыре факта нарушений. Традиционно наибольший удельный вес занимает недобросовестная конкуренция - свыше 70% нарушений по итогам 2019 года. 

Наиболее часто обращаются за защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, в связи с нарушениями, связанными с созданием смешения, введением потребителей в заблуждение. Также значительная часть заявлений рассматривается по вопросам злоупотребления доминирующим положением, ограничивающих конкуренцию актов и действий государственных органов.

К онлайн конференции подключались участники рынка с вопросами о нарушениях. Один из них касался неофициальных поставок чая "Аhmad Tea" на беларуский рынок. 

Приводим вопрос и разъяснение по замминистра Ивана Вежновца. 

Ситуация:

Компания ООО "Энергия" является единственным импортером-дистрибьютором чая данной торговой марки с эксклюзивным правом представлять бренд на территории Беларуси, что отмечено в лицензионном договоре с производителем. Но есть региональная компания со своей небольшой розничной сетью, которая сама ездит в Россию к смоленскому оптовику и закупает чай "Ahmad Tea" для продажи в своих магазинах. Контрольные знаки приобретены ЧТУП "Фуд Баг Центр" (Гомель).

Во-первых, они демпингуют цены, так как их затраты значительно ниже (нет маркетинговой составляющей, не нужно содержать дистрибьюторскую сеть и т.д.). Это бросает на компанию ООО "Энергия" тень сомнения в добросовестной работе, особенно в Гомеле.

Во-вторых, в случае приобретения некачественного товара обращаться покупатели будут к нам, так как наши данные указаны на упаковке. Но мы не можем отвечать за качество товара, который привезли в страну не мы. Не знаем, в каких условиях он транспортировался, хранился и т.д. Однако будем вынуждены рассматривать обращение покупателя. Это также отразится на репутации бренда.

Разъяснение:

По вопросу возможного демпинга цен. Перечень форм недобросовестной конкуренции, установленный главой 4 закона о конкуренции, является открытым. Так, статья 31 предусматривает запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 25-30. Если цена установлена ниже необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли, но не усматривается соблюдение остальных условий установления хозяйствующим субъектом монопольно низкой цены, то это может не соответствовать требованиям добросовестности и разумности, что является одним из признаков недобросовестной конкуренции.

Вместе с тем только факта установления необоснованно низкой цены недостаточно для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции. Необходимо, чтобы указанные действия содержали все необходимые признаки недобросовестной конкуренции, определенные абзацем десятым статьи первой закона о конкуренции. А именно:

  •  противоречили положениям действующего законодательства либо добросовестности и разумности, 
  • совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом, 
  • были направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, 
  • причинили или способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо могут нанести или нанесли вред его деловой репутации.

Вывод о возможности квалификации того или иного действия в качестве акта недобросовестной конкуренции делает МАРТ при рассмотрении конкретной ситуации и собранных доказательств. При обращении в министерство с соответствующим заявлением необходимо по возможности изложенные доводы подтвердить доказательствами.

Общие требования к информации о товаре, предоставляемой потребителю, установлены статьей 7 закона "О защите прав потребителей". Определено, что информация о товарах, помимо прочего, должна содержать сведения о наименовании и месте нахождения изготовителя, продавце, поставщике, представителе (при наличии). Эти данные доводятся до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам, на потребительской упаковке, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Аналогичные требования к информации содержатся в правилах продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров от 22 июля 2014 года №703. Документ, подтверждающий факт приобретения товара, должен содержать, помимо прочей, и информацию о продавце товара. Например, кассовый чек.

Таким образом, сведения о продавце содержатся в кассовом (товарном) чеке либо ином документе, подтверждающем факт приобретения товара, о поставщике - на потребительской упаковке, этикетке, в документации, прилагаемой к товарам или иным способом. Например - товарно-транспортная накладная (ТТН). Так что при решении поставленного вопроса следует исходить из того, кто является фактическим поставщиком (продавцом) товара, на качество которого жалуются, и информировать потребителя о необходимости направлении претензий этому лицу.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: