В Беларуси разработан и представлен ассоциациям проект Концепции развития рекламного рынка до 2020 года

Поделиться

На этой неделе беларуские бизнес-ассоциации получили от Министерства антимонопольного регулирования и торговли новый проект Концепции развития рекламного рынка на период до 2020 года.  Цель рассылки от МАРТ - получить от игроков рынка реакцию на нововведения. В Концепции заложен ряд существенных изменений правил игры на рекламном рынке: например, либерализация в части рекламы алкоголя и пива, предложения по скидкам на рекламу для отечественных производителей, снятия ряда излишних или потерявших актуальность ограничений  по размещению рекламы и многое другое.

Marketing.by получил возможность ознакомиться с проектом  выделил основные предложения, заложенные в Концепцию.

Реклама на телевидении

giphy-downsized.gif

Проект предлагает телевизионным организациям подумать над выгодными ценовыми предложениями по размещению рекламы в эфире телеканалов для белорусских производителей.

Предусмотреть в законодательстве запрет на превышение эквивалентного уровня звука рекламы, а также предоставить право МАРТ утверждать порядок измерения уровня звука рекламы. 

Внесено предложение отменить запрет на размещение рекламы в детских передачах, разрешив прерывать рекламой детские передачи, включая детские художественные фильмы, образовательные передачи непосредственно в начале и перед окончанием передач на период до 3 минут. А также дать возможность размещения рекламы в таких передачах в виде наложений (в том числе способом «бегущей строки»). При этом предусмотреть критерии соответствия объекта рекламирования особенностям детской и подростковой зрительской аудитории.
 
Предлагается запретить к показу на территории Беларусь рекламы, размещаемой в иностранных СМИ, не соответствующей требованиям законодательства Республики Беларусь.

Наружная реклама

giphy.gif

В проекте Концепции отмечается, что бывают случаи, когда рекламораспространители жалуются на нарушения местными властями порядка административных процедур по выдаче разрешения. на размещение рекламы. В свою очередь местные власти указывают, что выбор мест размещения наружной рекламы не учитывает архитектуру территорий, что реклама может быть с нарушением требований к ее внешнему виду. Случаются и нарушения технического характера: размещение рекламы на незаглубленных фундаментах, увеличение площади рекламных полей, монтаж или демонтаж подсветки и т.д. 

Также облик населенных пунктов портит бесконтрольное размещение средств наружной рекламы (плакатниц, листовок и др.) и длительное стационарное размещение прицепов в рекламных целях. 

Кроме того, местные власти озабочены размещением в большом количестве средств наружной рекламы без коммерческой рекламы: в 2016 году в Минске количество размещаемой социальной рекламы в отдельные периоды достигало 70%. 

Поэтому проектом Концепции предлагается:

  • Дать право местным властям проводить торги за право размещения наружной рекламы на городских объектах при продлении сроков на размещение рекламы. При этом рекламодатель, который ранее размещался на объекте может получить продление размещение, если местные власти не провели торги;
  • Выдавать разрешения на размещение рекламной вывески на период работы объекта;
  • Дополнить перечень оснований для отказа в осуществлении административной процедуры по выдаче разрешения;
  • Уточнить основания для переоформления разрешения;
  • Скорректировать определения средств наружной рекламы (к примеру, исключить из определений вывески требований о ее расположении, креплении к стене здания (сооружения), исключить из определения объемно-пространственной конструкции требования о ее креплении к земельному участку, так как есть переносные объемно-пространственные конструкции);
  • Включить в перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения, витрин, в том числе содержащих информацию о скидках на товары (продукцию, работы, услуги);
  • Предоставить право местным властям на определение мест, где не допускается размещение средств наружной рекламы, не требующих разрешения (к примеру, плакатниц, листовок и др.);
  • Определить минимально допустимое расстояния между средствами наружной рекламы;
  • Ввести запрет на нанесение наружной рекламы на поверхность дорожного покрытия, опоры наружного освещения, светофоры, дорожные знаки, прицепы (за исключением полуприцепов и прицепов грузовых автомобилей);
  • Ввести запрет на размещение сроком более трех месяцев наружной рекламы, выполненной на бумаге, принимая во внимание ее низкую износостойкость;
  • Предоставить местным властям права на взимание с рекламораспространителя платы за период размещения социальной рекламы, если этот период превышает 30% годового объема наружной рекламы на данном средстве;
  • Выдавать (продлевать, переоформлять) разрешения в электронной форме;
  • Установить запрета на истребование проектной документации на производство и монтаж средства наружной рекламы при осуществлении административной процедуры по выдаче (продлению, переоформлению) разрешения.

Также в проекте Концепции предлагается:

  • Дополнительно проработать вопрос замены платы, зачисляемой в местный бюджет, местным сбором:
  • Требования к размещению средств наружной рекламы от местных властей сделать четкими, понятными, не допускающими субъективного толкования и восприятия;
  • Требования о повышении размера платы или проведении модернизации средств наружной рекламы должны вводиться в действие не ранее чем через три месяца со дня их принятия и после обсуждения с операторами наружной рекламы и их объединениями (союзами, ассоциациями);
  • проработать вопрос об отмене административной процедуры по согласованию наружной рекламы, осуществляемой местными властями и ГАИ, а также требований об изготовлении наружной рекламы организациями Республики Беларусь и (или) гражданами Республики Беларусь и рекламировании товаров исключительно с участием граждан Республики Беларусь.

Реклама на транспортных средствах

giphy (1).gif

В проекте Концепции записано, что:

  • местным властям необходимо принять меры по обеспечению равных условий доступа рекламодателей к услуге по размещению рекламы на общественном транспорте;
  • проработать вопрос об отмене административной процедуры по согласованию рекламы на автомобилях, трамваях, троллейбусах, колесных тракторах, автопоездах, осуществляемой местными органами и ГАИ. А чтобы транспортные средства не использовали вместо стационарной "наружки", предлагается запретить размещение рекламы на транспортных средствах, включая прицепы, оставленных на стоянку на срок более суток с целью рекламирования товаров, а также использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных либо стационарных рекламных конструкций.

Реклама алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков

giphy (2).gif

Поскольку компании обращают внимание на отсутствие научного подтверждения влияния рекламы на рост объемов потребления алкоголя, то в проекте Концепции предлагается прекратить практику введения ограничений (запретов) на рекламу, включая рекламу алкогольных напитков, пива или слабоалкогольных напитков. 

Чтобы одновременно поддержать позитивные тенденции по снижению объемов потребления населением спиртосодержащей продукции и не препятствовать развитию соответствующих отраслей экономики, проектом Концепции предлагается:

  • предоставить право производителям и продавцам алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков на организацию и проведение рекламных мероприятий по снижению цен на такую продукцию;
  • предоставить право точкам общепита на организацию и проведение конкурсов, игр, иных игровых и рекламных мероприятий в целях стимулирования реализации пива, бесплатное (безвозмездное) распространение пива, в том числе предоставление до трех литров пива одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых и рекламных мероприятий;
  • отменить запрет на размещение (распространение) рекламы, содержащей информацию о потребительских свойствах, цене алкогольных напитков, изображение алкогольных напитков и их потребительской упаковки, наименование видов алкогольных напитков, на интернет-сайтах продавцов алкогольных напитков и в печатных изданиях, выпускаемых по заказу производителей алкогольных напитков для целей предоставления потребителям информации о производимой продукции;
  • отменить иные излишние и потерявшие актуальность ограничения (запреты) в области рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков (по результатам обсуждения госорганов с бизнесом).

Социальная реклама

giphy (3).gif

Отмечается, что у большинства рекламодателей социальной рекламы отсутствует системный подход к ее производству и размещению. Выбор тематики социальной рекламы осуществляется спонтанно, не определены критерии оценки эффективности социальной рекламы.

Поэтому проектом Концепции предусматривается ряд правовых и организационных мер по оптимизации порядка производства, размещения (распространения) социальной рекламы.

Рекламодателям социальной рекламы рекомендуется:

  • по возможности привлекать к созданию социальной рекламы профессионалов;
  • создавать "социалку" после определения цели, задач, рекламной идеи, отказаться от контекста социальной рекламы, констатирующего социальные проблемы без предложения их решения;
  • выработать и представить в Межведомственный совет по рекламе предложения по координации действий государственных органов и местных властей в области производства социальной рекламы;
  • ввести в практику планирование размещения социальной рекламы (по тематике, средствам, местам, срокам размещения (распространения) социальной рекламы);
  • ежегодно до 1 февраля предоставлять в Межведомственный совет по рекламе планы размещения социальной рекламы на телевидении, радио, средствах наружной рекламы и транспортных средствах на соответствующий год;
  • активизировать использование сети Интернет для размещения (распространения) социальной рекламы;

Реклама отечественных производителей

giphy (4).gif

Поскольку в последние годы наблюдается снижение рекламной активности отечественных производителей, преимущественно из-за сокращения рекламных бюджетов и роста стоимости отдельных форм и средств размещения рекламы, то проектом Концепции предлагается:

  • Производителям не видеть препятствий в высокой стоимости рекламы, а искать и использовать новые доступные формы рекламы, своевременно планировать рекламные бюджеты;
  • Субъектам рекламной деятельности дать выгодные ценовые предложения по оказанию рекламных услуг (скидки + проведение на бесплатной основе семинаров, лекций и курсов о формах и средствах размещения рекламы). Создать информационный ресурс в интернете с актуальным перечнем субъектов рекламной деятельности с указанием профиля их работы и ориентировочной стоимости оказываемых рекламных услуг;
  • Телевизионным организациям - дать выгодные ценовые предложения по размещению  рекламы, включая применение скидок, а также подумать о создании и трансляции передач, информирующих население о конкурентных преимуществах белорусских товаров (продукции, работ, услуг);
  • Органам местного управления и самоуправления - подумать о дополнительных понижающих коэффициентов при расчете платы за размещение рекламы товаров (определенных видов работ, услуг), производимых на территории Республики Беларусь.

Иная реклама

giphy-downsized-large.gif

  • Проработать вопрос о повышении максимального размера административной ответственности за размещение ненадлежащей рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
  • Усилить контроль за размещением в интернете рекламы работ, услуг гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей и т.д.
  • Проработать вопрос о запрете на размещение рекламы о заемах денежных средств неограниченному кругу лиц (за исключением микрофинансовых организаций).
  • Проработать вопрос об упорядочении распространения рекламы в абонентские почтовые шкафы.
  • Рассмотреть вопрос об отмене государственной регистрации рекламных игр и упрощения требований к порядку их проведения. В частности, предлагается предусмотреть право организатора рекламной игры на ее проведение в интернете, в том числе с использованием мобильных приложений.

До 15 мая 2017 года бизнес-ассоциации должны внести свои предложения в предложенный МАРТом проект Концепции, после чего документ будет доработан, к нему будет подготовлен проект плана мероприятий по реализации Концепции. После этого документы планируется рассмотреть на заседании общественно-консультативного совета при министерстве антимонопольного регулирования и торговли.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: