У «Автомалиновки» новый имидж: старейший в Беларуси автомобильный классифайд провел ребрендинг

4 Апреля 2016 marketing.by 6620 1 Дизайн СМИ и медиапроекты
Поделиться

Сайт-сервис бесплатных объявлений «Автомалиновка» знаком, наверняка, любому, кто хоть раз покупал или продавал автомобиль. Проект появился в 2001 году, когда основными белорусскими классифайдами были газеты, а в Интернет мы попадали по технологии dial-up. Спустя 15 лет, этой весной, «Автомалиновка» проводит перезапуск и смену фирменного стиля. Marketing.by поздравил создателя проекта Андрея Зайцева и расспросил его о развитии сайта и конкуренции среди белорусских автоклассифайдов.

Снимок экрана 2016-03-31 в 15.18.10.png

Андрей, 15 лет – немалый «возраст» для проекта в Байнете.  Любопытно заглянуть вместе с вами в историю.  Как возникла идея «Автомалиновки»?  С чего вы начинали? 

С гордостью могу сказать, что самую первую версию сайта я делал сам. Было это где-то в 2000 году. Изначально это был статичный сайт без какой-либо системы управления. Название «Автомалиновка» мы с товарищем, первым программистом сайта, придумали минут за пять. Напомню, что сам авторынок  назывался тогда просто «рынок в Малиновке». 

JC2B8092.jpg

Сайт мы разместили в зоне .com, т.к. домены в зоне .by в то время могли регистрировать только юрлица. Изначально хостились на зарубежных площадках, затем перешли на хостинг у tut.by. Какой-либо заметной прибыли тогда ресурс ещё не приносил, поэтому в развитие сайта вкладывались деньги из другого бизнеса.

Автомобили в то время продавались либо на рынках, либо через газеты бесплатных объявлений. 1 апреля 2001 года мы с женой на авторынке в Малиновке поставили желтенький ларек, купили за сумасшедшие деньги цифровой фотоаппарат и стали принимать объявления уже на свой сайт.

Picture 023.jpg

Эту дату мы и считаем датой основания проекта. Интернет тогда не имел такого распространения, и продажа автомобиля в сети выглядела скорее экспериментом. Каждые выходные  мы грузили компьютер в машину и ехали на рынок. В конце дня мы приходили домой и по dial-up загружали принятые за день объявления на сайт. Было весело.
 
Год за годом сайт рос, пользователей приходило все больше, и мы переехали на свои сервера. Кстати, мы первые из автосайтов в СНГ стали принимать целых 4 фотографии для одного объявления! Со временем пользователи в киоск стали приходить реже, так как многие уже самостоятельно делали фото своей машины и загружали его в Интернет, поэтому вскоре мы закрыли киоск на авторынке и полностью стали интернет-проектом.

Как себя ощущает проект сегодня? Как вы видите свою аудиторию?

В 2010 году проект av.by входил в ТОП-20 самых посещаемых сайтов в Беларуси. Сейчас мы где-то в ТОП-40. По данным Gemius на наш сайт сегодня приходит более 400 000 тысяч уникальных пользователей каждый месяц. Это круто! Получается, что «Автомалиновка» зародилась как хобби и за несколько лет превратилась в достаточно серьезный бизнес.

JC2B8110.jpg

«Высокий» сезон у нас традиционно весной, когда активизируются продавцы и покупатели автомобилей. Вот и сейчас количество объявлений растет, посещаемость тоже перешла в весенний рост. К примеру, на данный момент в сутки на сайте мы регистрируем более 210 тысяч сессий, тогда как в октябре было 150-170 тысяч сессий в день. Судя по прошлым годам пик посещаемости придется на середину-конец апреля.  

Полноправными лидерами на своем сегменте рынка мы пока себя не считаем. Но, если брать абсолютные показатели, то у нас самая большая база объявлений по продаже легковых автомобилей из Беларуси  ̶  более  80 000. И это не считая объявлений из России и остального транспорта. У наших объявлений самая большая посещаемость:  так, автомобиль популярной модели за неделю могут просмотреть более 1000 раз.

Снимок экрана 2016-03-30 в 12.58.22.png
*данные за год с 1 апреля 2015 по 30 марта 2016
 
Глубина просмотра сайта 17 страниц за сеанс, а среднее время, проведенное пользователем в течение месяца на сайте, составляет целых 2 часа 45 минут. На протяжении последнего полугодия все эти показатели постепенно растут,  и мы постараемся закрепить этот успех. 

Как отразилась на проекте ситуация с массовой покупкой автомобилей в России и общие экономические потрясения?

Этот год для автомобильного рынка был достаточно тяжелым из-за ситуации в России. Цены на автомобили с пробегом очень сильно упали, продать автомобиль было действительно сложно. Но сейчас рынок начал оживляться,  и мы это видим в увеличении нагрузки на модераторов по удалению уже неактуальных объявлений. Так, что если кто-то из ваших читателей продает сейчас свой автомобиль, можем его успокоить: продажи пошли, цены остановили падение.

Если брать финансовую сторону проекта, то здесь ситуация, как и у всех подобных сервисов  в Беларуси. В условиях кризиса все стали зарабатывать меньше и, судя по всему, в ближайшее время внятный рост на рынке медийной рекламы ожидать не стоит. Мы сейчас делаем ставку на расширение возможностей монетизации ресурса, но для этого еще многое предстоит сделать.

Проблемы у ресурса также есть, например, чистота базы объявлений. Мы намерены решить этот и другие моменты их в процессе перезапуска проекта в ближайшее время

Когда приняли решение обновиться? Чем это было вызвано?

Пришли мы к этому еще несколько лет назад. Но всерьез взялись в прошлом году. Сформировали новую команду проекта, ряд  моментов оптимизировали и автоматизировали, начиная от бухгалтерии и заканчивая постановкой задач в отдел разработки. Многое предстоит сделать, но самое главное, что мы знаем, куда двигаться.

Что касается самого перезапуска, то мы выбрали стратегию постепенного обновления ресурса, как наиболее эффективную на наш взгляд. Последние полгода мы, раздел за разделом, начали переходить на новую структуру и новую платформу.

5690776.jpg

Понимаете, сайт сейчас работает на платформе, которая была разработана еще в 2004 году. Сайт очень старый и все основные изменения проходят незаметно и на уровне архитектуры. Не хотим шокировать пользователей резкими переменами или сбоями в работе. Если попытаться в двух словах описать нашу модель разработки, то это релиз минимально рабочего функционала, затем постепенная его доводка и наращивание функциональности на рабочем сайте.

Кто был вашим подрядчиком в работе над обновлением проекта? Где лучше заказывать переделку\перезапуск такого ресурса, как ваш? Поделитесь опытом для коллег.

Мы сформировали собственную команду разработки,  и все этапы делаем сейчас внутри компании. Хотя попытки сделать проект на стороне были. Как оказалось, собрать команду не так просто, как кажется. Настроить ее работу еще сложнее. Но мы, кажется, справились с этим.  У нас достаточно специфический ресурс и по размерам и по внутреннему устройству. Не думаю, что сделать его на аутсорсе было бы дешевле и, уж тем более, проще. Новый проект, да, но перезапустить уже существующий вряд ли.

Пожалуй на аутсорс можно передать дизайн,  да и то, лишь в виде обширного UI-kit. Слишком большой клубок из разных технических решений нам приходиться сейчас распутывать.

Контентные проекты перезапускать, используя сторонних разработчиков, можно и нужно. Для этого не обязательно собирать все технические компетенции внутри проекта. Но, если кто-то решает провести редизайн такого проекта, то, пожалуй, тактика постепенного перезапуска наиболее выгодная. И судя по нашим основным метрикам, тактика верная.

Что, как вы предполагаете,  даст вам перезапуск? Что изменится в связи с ним?

Перезапуск, прежде всего, открывает необходимые для проекта «точки роста». При существующей структуре  рост уже был невозможен.  На текущем этапе мы переходим на новую схему навигации по сайту, и для этого уже настала пора менять главную страницу. Также одной из целей редизайна главной страницы было увеличение акцента именно на объявлениях, как основном направлении ресурса.

От контента мы пока не отказываемся, но фокус с него немного сняли. Все это даст нам в будущем возможность отделить разделы друг от друга и полностью перейти к новой структуре сайта. Таким образом, изменится в первую очередь навигация, все станет более интуитивно и понятно. 
  
Как это воспримут пользователи? Возможно, кому-то перемены  не понравятся, ведь привычки ломать бывает крайне тяжело. Но надеемся, что постепенно люди привыкнут и оценят преимущества.  В итоге мы хотим предоставлять лучший сервис по объявлениям о продаже транспорта в Беларуси. «Автомалиновка» меняется как внутри так и снаружи и мы хотим, чтобы это видели не только мы, но и наши пользователи и клиенты.
 
Также к 15-летию и перезапуску мы приурочили и наш ребрендинг – сменили  логотип.  

am_1.png

Предыдущий прожил с нами более 10 лет и отработал свое. Новый логотип поможет нам повысить узнаваемость нашего бренда и даст отправную точку для дальнейшего его развития.

am_2.png

Логотип нам разработал известный в Беларуси шрифтовой дизайнер Денис Серебряков. И на наш взгляд, с задачей справился блестяще. Надеемся, пользователи теперь в первую очередь будут называть нас «Автомалиновкой», а не «авбаем»:)  

Как вы оцениваете рынок белорусских автомобильных классифайдов сегодня? Ваш прогноз на будущее?

Этот рынок выглядит сейчас достаточно «лакомым куском» из-за отсутствия ярко выраженного лидера. И в ближайшее время стоит ожидать настоящую борьбу за первенство.

Надо сказать, что в последние год-два обострилась конкуренция, но пока серьезной борьбы нет. Хотя тут одни ребята у других «позаимствовали» объявления десятками тысяч, пытаясь нарастить базу. Но что-то у них пошло не так.  Хотя что-то нарастили, да.

В целом мы за коллегами со смежных ресурсов пристально наблюдаем и к некоторым из них относимся с большим уважением. Конкуренцию воспринимаем положительно, хотя хотелось бы, чтобы ее не было и с неба падали печеньки, завернутые в стодолларовые купюры☺. В этом бизнесе так: не хочешь работать сам - заставят другие. Нас заставили — мы работаем. И это хорошо!


***

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: