Сеть строительных гипермаркетов получила предписание от МАРТ - за текст о премии. Так можно ли использовать «медали» в рекламе?

Поделиться

Беларуские компании довольно часто используют в своей рекламе звания и премии, полученные на профессиональных и национальных конкурсах. Очевидно, это помогает подчеркнуть свое превосходство перед конкурентами в глазах потребителя. 

Но недавно прозвучал тревожный звоночек от МАРТ, который заставит понервничать всех: и компаний-победителей, и организаторов премий.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли в 2018 году провело анализ рекламы строительного ритейлера ООО "Астомстрой": а именно законность размещения текста «MILE Строительный гипермаркет № 1. По результатам премии «Номер один» 2017 г.» и изображения знака-медали премии «Номер один», содержащей информацию «Номер один. Премия за достижения в области качества товаров и услуг».

banner.jpg

screenshot-www.mile-diy.by-2018.04.24-10-14-16_cr.jpg

По итогам проверки министерство вынесло предписания об устранении нарушений законодательства в  адрес сети гипермаркетов Mile, организатору премии ООО "Эксперт ивент", а также и ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА», так как на портале TUT.BY также размещалась эта реклама. 

При этом в МАРТ отметили, что доказательства, достаточные для установления вины ООО «Астомстрой», отсутствуют, в связи с чем оснований для привлечения этой организации к административной ответственности недостаточно.

Как проходил анализ рекламы и почему вынесено предписание

Специалисты МАРТ установили следующее:  

  • Другие сети строительных гипермаркетов («Материк» и «ОМА») заявки на участие в конкурсе не подавали и не участвовали в нем. Однако они представлены в отчете по результатам исследования среди потребителей, экспертов и оргкомитета проекта премии «Номер один» в номинации «Строительный гипермаркет № 1», как включенные в список для онлайн-голосования;
  • Из 21 эксперта премии только 3 человека являются представителями сферы дизайна и архитектуры. Иные лица являются представителями сфер медиа- и интернет-изданий, спорта, моды, мобильной связи, образования, общественного питания;.
  • Нет информации о том, что лица, входящие в число экспертов, являются лидерами мнений, в том числе в сфере услуг торговли и организации деятельности строительных гипермаркетов.
  • Участники не представляли на  конкурс сведения, материалы и образцы.
  • ООО «Астомстрой» не сообщила МАРТ информацию о проектах, товарах, услугах, представлявшихся для участия в премии «Номер один».
  • Отсутсвуют критерии, по которым участники голосования (потребители, эксперты, оргкомитет) определяли лучшие товары или услуги.
  • Отсутсвуют документы и материалы, подтверждающие проведение оценки качества товаров и услуг, а также рекламных кампаний строительных гипермаркетов, отсутствуют.

На основании анализа в МАРТ сделали следующие выводы: 

"Представленные документы и материалы не являются подтверждением правомерности использования в рекламе ООО «Астомстрой» информации «MILE Строительный гипермаркет № 1», «Номер один. Премия за достижения в области качества товаров и услуг».

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований абзаца девятого пункта 1 статьи 26 Закона, а также о нарушении требований абзаца девятого пункта 3 статьи 26 Закона, согласно которому неэтичной является реклама, которая вводит потребителей рекламы в заблуждение.

В соответствии со статьей 2 Закона реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и в силу пункта 5 статьи 26 Закона не допускается".

Marketing.by обратился ко всем заинтересованным сторонам, попросив прокомментировать ситуацию и озвучить свои позиции.

Инна Гаврильчик, начальник сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли:

gavril.png

- Были ли ранее случаи, когда МАРТ устанавливал неправомерность использования информации о победе в какой-либо премии и признавал это ненадлежащей рекламой? Или это первый случай?

- Если говорить о проверке документов, полученных по результатам конкурса, то, пожалуй, это первый раз. Ранее в практике было много других случаев, когда представлялись документы для подтверждения слов, создающих впечатление о преимуществе, и эти документы признавались не подтверждающими достоверность рекламы.

- Можно ли полагать, что другие компании, у которых есть дипломы премии "Номер один", не могут ссылаться в рекламе эти дипломы?

- Этого предполагать мы не можем. Мы даем конкретный ответ по тем случаям, которые изучали. По другим номинациям премии я не видела документов и результатов исследований в рамках конкурса.

Не хочется зря тревожить людей, но единственное, что я бы рекомендовала компаниям, которые имеют какие-либо награды, это изучить, каким образом осуществлялось проведение мероприятия, по результатам которого они получили те или иные титулы.

- Как компании, которая выиграла какую-либо профессиональную премию, быть уверенной, что использовать ссылку в рекламе на полученный диплом или звание полностью безопасно? Ведь конкуренты, которые не участвовали в этой премии, также могут написать обращение в МАРТ, и не факт, что по результатам проверки премии не будет выявлено нарушений в методологии ее вручения. Если ли «белый список» премий?

Мы как таковые премии не изучаем, это не компетенция МАРТ. Мы изучаем документы, которые представляются в подтверждение достоверности рекламной информации.

Но если вы спрашиваете о рекомендациях, то единственное что могу посоветовать – это изучать правила проведения премий и конкурсов, изучать их механику. Например, проведение конкурсов регламентируется 56-й главой Гражданского Кодекса, где все описано.

Но вопрос даже не в наличии у организаторов конкурса положения и правил участия – это, конечно, будет у всех. Вопрос в том, как проводился сам конкурс: действительно ли экспертное жури было экспертным? На какие вопросы отвечали респонденты? Как осуществлялось голосование?

Бывают такие случаи, что премия имеет одно название – например, говорит о качестве товара. Но по документам, которые мы видим, качество в рамках премии не изучалось. И тогда даже использование самого наименования премии является либо недостоверным, либо может вводить в заблуждение потребителя. Очень важно, чтобы в рекламе было точное соответствие формулировки тем выводам, которые делают специалисты в рамках исследования или экспертной оценки.

 Отдел маркетинга компании "Астомстрой":

1458_oooo.plus.png

- Мы действовали и действуем на основании договора с компанием-организатором премии «Эксперт ивент». В рамках договора было прописано, что мы имеем право всю эту информацию использовать. Подаем мы ее таким образом, как нам разрешили все согласовательные процедуры - ведь все макеты на наружную рекламу у нас согласовываются.

Татьяна Вержбовская, руководитель премии "Номер один":

107_oooo.plus.png

- Управление торговли товаров и услуг Мингорисполкома, которое осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей и рекламы, устно и письменно разъясняет, что правомерность применения в рекламе слов «товар №1» «марка №1» возможно. Помимо изображения медали конкурса и текста «марка №1» победитель или участник премии должен разместить в рекламе информацию о том, в какой номинации конкурса и в каком году он стал победителем. В этом случае документами, подтверждающими правомерность использования слова «марка №1», будут являться диплом и договор с организатором названного конкурса.

У организаторов премии «Номер один» и компании «Астомстрой» есть все указанные выше документы для подтверждения звания победителя премии.

Конкурирующая компания с «Астомстрой», которая не стала победителем премии «Номер один» в 2017 году, обратилась в МАРТ в 2018 году. МАРТ вынесло предписание, что предоставленные документы со стороны премии и компании «Астомстрой» не являются подтверждением правомерности использования в рекламе информации о победе в премии «Номер один».

МАРТ вынесло предписание организаторам премии, которое указывает, в основном, на методику проведения премии и о несоответствии формулировки текста на медали премии: премия за достижения в области качества товаров и услуг с предоставленными документами.

К примеру, текст с сайта известной премии. Раздел «Описание премии»:

"Главная награда предприятиям страны, своеобразный знак качества товаров и услуг, заслуживших всенародное признание".

Критерии определения качества нигде не описаны и материалы для определения качества никто из участников не предоставляет, о чем свидетельствует описание на станице «Голосование». Данную премию всегда поддерживали представители МАРТ и в определенном смысле она была как пример организации подобных проектов.

 

Как организатор исследований, я считаю, что когда потребители или эксперты отвечают на вопрос, который присутствует в анкетах 3-х известных конкурсов в Беларуси "какой товар или услугу вы считаете лучшей(им)", то они выражают свою лояльность и к качеству товара. Никогда потребитель или эксперт не проголосует за товар, который считает не качественным!

Но мы видим, что методику премии «Номер один» рассматривали в индивидуальном порядке в отношении формулировки о качестве товаров и услуг, а также нет общих критериев оценки методики, правил проведения для всех конкурсов.

В премии «Номер один» указаны все условия проведения, методика, этапы проекта, а также критерии оценки, согласно 56, статье 927, 4 пункту Гражданского Кодекса об организации публичных конкурсов.

Методика премии «Номер один» указана на сайте.

Так как в отношении проведения премии – это первое рассмотрение со стороны МАРТ, то вопросов ещё остаётся для нас и всех игроков рынка много.

Конечно, мы хотим разобраться в данном вопросе. Мы хотим, чтобы для всех премий и победителей премий были единые условия работы и их оценки, а также единые условия для размещения в рекламе. Нас крайне поражает индивидуальная оценка звания победителя премии «Номер один» Министерством антимонопольного регулирования торговли. Мы считаем, что предписания должны выноситься, основываясь на законодательные акты и единые правила для всех игроков рекламного рынка!

Мы готовим письмо в МАРТ, и я очень надеюсь, что мы получим чёткий и конкретный ответ о рекомендациях и общих правилах проведения конкурсных мероприятий. О том, как правильно, согласно законодательства организовывать конкурсные проекты и эти правила будут распространяться не только на нашу премию, а на все подобные проекты в Беларуси.

Для всех участников рынка должны быть единые условия работы.

- Будете ли вы каким-либо образом изменять методологию оценки и правила участия компаний в премии "Номер один" в этом году?

Мы внесли коррективы и планируем ежегодно совершенствовать и развивать проект, а также процесс проведения голосования.

Например, в 2018 году мы ограничили территориально и по времени процесс голосования на сайте, то есть голосовать можно было только на территории Беларуси и с 8:00 до 24:00 часов. Эти простые меры помогли нам защитить сайт голосования от ночных атак.

В 2018 году в экспертном совете уже представлено более 40 экспертов, 10 из которых - министерства и профориентированные ведомства. То есть оргкомитет провел большую работу и в два раза увеличил количество экспертов, включая участие государственных структур.

Оргкомитет премии оставляет за собой правило проводить независимое исследование без заявительного характера. Мы по-прежнему не будем брать деньги за подачу заявок, как делают почти все конкурирующие проекты и будем проводить независимое исследование, чтобы участники не могли своими средствами и желанием победить, оказывать давление на оргкомитет.

Методика премии остаётся прежней с несколькими правками в описании, которые мы намерены согласовать в МАРТ.

Также мы изменили описание проекта и премия «Номер один» будет звучать в описаниях как премия за общественное признание.

Мы планируем все описания согласовать с МАРТ, чтобы не было разных трактовок и все права были защищены.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: