Рынок услуг бизнес-образования Беларуси находится в стадии младенчества (часть 2)

16 Июля 2014 Александр Мудрик, директор по п Marketing.by 6740 0 Другое
Поделиться


Продолжаем анализировать состояние рынка услуг бизнес-образования Беларуси. В первой части была представлена оценка количественной и финансовой потенциальной емкости этого рынка. Полноценный анализ невозможен без оценки качественных характеристик, содержательной глубины и разнообразия программ, представленных провайдерами услуг бизнес-образования и частных тренеров, а также насколько представленные бизнес-программы коррелируют с реальными потребностями бизнеса.

Александр Мудрик

Александр Мудрик,

директор по персоналу Группы компаний «АЛЮТЕХ», кандидат технических наук, доцент, бизнес-тренер программ MiniMBa и Executive HR Консалтинговой Группы «Здесь и Сейчас».

Качественные параметры рынка услуг бизнес-образования

Был проведен срез по предложениям бизнес-обучения на белорусском тренинговом портале «Аспект» на 30 апреля 2014 года, где все тренинги были сгруппированы по 8 содержательным категориям. Представленные категории являются условными и отражают личную точку зрения автора.

Проанализируем полученные данные, представленные на рис.5.

 составляющие предложений на рынке услуг бизнес-образования Республики Беларусь

Рис. 5. Содержательные составляющие предложений на рынке услуг бизнес-образования Республики Беларусь на 30.04.2014 по информации, представленной на тренинговом портале Аспект 

Наибольшее количество обучающих программ в категории «Эффективность бизнеса» – это тренинги по бизнес-аналитике, оптимизации бизнес-процессов, управлению проектами, по организации call-центров  и пр., они составляют 19 % от всех предложений, что можно считать вполне достаточным, исходя из сегодняшних потребностей отечественного бизнеса.

На втором месте тренинги категории, которую условно можно назвать «туман», поскольку они лишь опосредовано относятся к бизнесу и их реальная потребность для бизнеса вызывает много вопросов, - это коучинг, медиация, НЛП, психология, управление конфликтами, гипноз, эннеаграммы. Подобных предложений очень много, однако они не совсем близки потребностям бизнеса Беларуси. Такого «тумана» у нас практически столько же, сколько и эффективности бизнеса – 18%.

Программ по маркетингу – 16% от общего объема. В целом, это хороший показатель, но конкретно для нашей страны представленность обучающих программ по маркетингу должна быть более широкой, по моим оценкам, 25 ‑ 30%. Тренингов в области продаж, маркетинга, рекламы, продвижения, создания брендов должно быть не только гораздо больше, но они еще должны быть более профессиональными и насыщенными. 

Как директор по персоналу, считаю, что тренингов в области HR у нас больше, чем требует рынок. Ситуация здесь такая, что, прошу прощения за резкость в оценках, но «и жук и жаба» считают себя специалистами в области управления персоналом, способными системно донести до слушателей всё то, что необходимо для управления самым уникальным и конкурентоспособным ресурсом любой компании, ресурсом который, единственный из всех других, ей не принадлежит… А для этого нужны не только знания в этой сфере, но и длительный практический и жизненный опыт. Именно в этой сфере, как ни в одной другой, подходит тезис «Лучше меньше, да лучше!».

Категория «Эффективность руководителя» – 13,7 %. Взвешенно, такого количества программ вполне достаточно для нашего рынка.

Следует особое внимание обратить на три категории, наименее представленные у нас на рынке услуг бизнес-образования:финансы, логистика и производство.

Напомню, в производственной сфере страны работает более четверти экономически активного населения, а тренингов всего 0,7 % от общего объема ‑ это катастрофически мало. Такая ситуация говорит о том, что у нас нет бизнес тренеров-профессионалов, которые могут проводить тренинги для производства (производственный менеджмент, бережливое производство, оптимизация производственных бизнес-процессов и т.д.). Вот, где реальный вектор приложения усилий компаний бизнес-образования и отдельных бизнес-тренеров. Существует огромнейшая потребность и она не удовлетворяется теми предложениями, которые существуют на рынке. 

То же самое и в логистике. Логистика сейчас является основным «узким горлышком» в повышении эффективности бизнеса. Специалистов же у нас практически нет и их не готовят на требуемом для современного бизнеса уровне. Поэтому и бизнес-тренингов по логистике требуется в разы больше, чем сейчас предлагает рынок (3,8%). По моим оценкам, объём тренингов по логистике (закупочная логистика, складская логистика, распределительная логистика и т.д.) должен быть соизмерим с объёмом предложений по бизнес-обучению в маркетинге, а это значит, что объём предложения должен быть увеличен в 7-8 раз.

Финансы также должны быть шире представлены, чем имеющиеся 6,9%, потому что финансовая грамотность не только населения, но и значительной доли бизнесменов-предпринимателей Беларуси оставляет желать лучшего. 

Полученные при анализе данные по содержательным категориям обучающих программ ярко демонстрируют состояние самого рынка бизнес-образования Беларуси – младенчество. Потенциальная емкость рынка позволяет существенно развиваться обучающим компаниям и отдельно взятым бизнес-тренерам. Но современный бизнес требует, прежде всего, качественного развития существующего бизнес-образования в Беларуси, серьезного отношения к тематике и содержанию тренингов и семинаров, к подбору профессионалов-практиков.

В этой связи особенно остро встает вопрос качества самого представителя системы бизнес-образования. На примере Группы компаний АЛЮТЕХ, международного производственно-сбытового холдинга, насчитывающего в своём кадровом составе из 4 500 персонала около 1500 сотрудников потенциальных потребителей услуг внешнего бизнес-обучения, позволю себе сформулировать базовый перечень требований, которые мы предъявляем к внешнему бизнес-тренеру.

Требования, предъявляемые к бизнес-тренеру

Итак, идеальный портрет представителя рынка бизнес-образовательных услуг:

Наличие реального опыта работы в бизнесе (идеально - 5 лет) в тех областях, в которых он проводит тренинги, и солидный жизненный опыт. Наличие актуальных и подтверждённых рекомендаций. Серьезная теоретическая подготовка, базовое высшее образование и солидное бизнес-образование (желательно MBa, а не набор однодневных семинаров), особенно при работе с группами ТОПов. Опыт преподавания вообще (желателен опыт классического преподавания в ВУЗе - не менее 3-х лет чтения лекций) и проведения бизнес-тренингов (не менее трёх лет), в частности, т.е. уметь проводить тренинги, уметь обучать. Знание социальной и возрастной психологии, особенностей обучения взрослых и т.д. Достаточно широкий круг знаний (энциклопедичность знаний) и практический опыт в области менеджмента (реальное руководство коллективом сотрудников), организационного поведения, в смежных областях с тематикой проводимых тренингов, широкий бизнес-кругозор. Умение обобщать свой и чужой опыт, занимаясь анализом и синтезом всей доступной ему информации по тематике проводимых тренингов. Наличие публикаций: статьи в печатных и электронных СМИ в профильных направлениях проводимых тренингов, а также собственные книги и публикации в сборниках трудов конференций, публичные выступления перед различной аудиторией: от студентов до ТОПов. Наличие «живого» блога или собственного интернет-сайта с «живым» форумом, присутствие в социальных сетях и группах профессиональных сообществ. Состоять в официальных и признанных профессиональных сообществах, ассоциациях и объединениях профессионалов. Необходимо быть сильной личностью. Должен уметь говорить на любые бизнес темы, уметь управлять аудиторией и групповой динамикой, постоянно поддерживать внимание аудитории, иметь харизму, излучать успех, вести аудиторию за собой, давать ей надежду, уметь даже шокировать аудиторию, т.е. аудитория должна постоянно ждать, а что будет дальше. Уметь смотреть на тренинг, как на инструмент для решения задач компании, для которой он работает, уметь смотреть на поставленную перед ним задачу системно, с точки зрения руководителя и собственника компании. Тренер должен становиться бизнес-партнером, а не просто говорящей головой, знать отрасль и её особенности, в которой работает клиент. Надо чувствовать бизнес заказчика, понимать его, жить в нем. Тренер должен выводить на рынок раз в год, как минимум, хотя бы 1 новый продукт, например, новый бизнес-тренинг, а каждые два года переходить на одну «лигу»  вверх (рядовой сотрудник, ведущий специалист, линейный руководитель, функциональный руководитель, руководитель компании), что увеличивает продуктивный «срок жизни» тренера и его личностный и профессиональный рост. Предоставлять качественную консультацию по эффективному применению, полученных в ходе бизнес-тренинга, знаний к решению практических задач и проблем компании. Должен уметь измерять результаты обучения (до и после тренинга) и на их основе предоставлять практикоориентированные рекомендации.  Тренер должен иметь безупречный внешний вид: подтянутость, спортивность, отсутствие дефектов в речи, качественную и со вкусом подобранную одежду, в соответствие с уровнем аудитории слушателей, и аксессуары.  Иметь качественную «упаковку» тренинга: от его рекламы, продвижения и продаж - до качественных раздаточных материалов в печатном и электронном виде.

Очередность перечисленных требований имеет значение. Не случайно пункт 13 – последний, т.к. это не должно быть самым важным в работе бизнес-тренера. Сначала надо получить соответствующий опыт, знания и компетенции в организации и проведении бизнес-тренингов, а уж только затем качественно упаковать их. К сожалению,  большинство бизнес-тренеров в нашей стране, особенно начинающих, в большей степени уделяют внимание упаковке. В итоге делают красивую «конфетку», но в процессе проведения тренинга нехватка опыта и образования выходят на первый план и тренер «сдувается».

Многие из читателей могут возразить, что бизнес-тренеров, удовлетворяющих перечисленным требованиям, в природе не существует, но и смысл этих требований как раз в том. что они описывают идеальный портрет бизнес-тренера, к которому должны стремиться все те, кто посвятил себя этой нелёгкой, но очень нужной для бизнеса профессии.

К большому сожалению, на нашем рынке бизнес-образования встречаются некоторые индивидуумы, не имеющие практически никакого опыта работы в каком-то конкретном функционале (маркетинг, логистика, финансы, персонал и т.д.), объявляют себя опытными специалистами в конкретной области и, даже гуру. Встречаются люди с уголовным прошлым, осужденные ранее за мошенничество в особо крупных размерах и в принуждении в даче взятки. Встает вопрос: где они получали навыки бизнес-образования: на «зоне» или в бизнесе, и какие знания будут передавать персоналу, который обучают? 

Основные выводы

Подводя итог, представленному вашему вниманию материалу, можно сделать ряд принципиальных выводов по рынку услуг бизнес-образования, которые могут помочь всем тем, кто его формирует и кто является его потребителем в осмыслении своей роли и места в нём, а также в определении своих векторов развития и деятельности на ближайшую перспективу.

Итак,

1. Рынок услуг бизнес-образования Республики Беларусь находится в стадии младенчества, как по количественным, так и по качественным показателям своего развития;

2. Потенциальная емкость потребителей услуг бизнес-образования позволяет ему расти, как минимум, в 4 раза.

3. Количественный рост параметров рынка, должен сопровождаться системным ростомкачественных показателей предлагаемых рынком услуг бизнес-образования и их провайдеров и бизнес-тренеров;

4. Основными направлениями развития и роста рынка должны стать бизнес-тренинги по тематике функционалов:маркетинг, логистика, производство, финансы.

5. Основным вектором качественного развития рынка услуг бизнес-обучения должно стать смещение его центра тяжести в направлении создания бизнес-тренингов для ТОПов, руководителей и собственников компаний страны;

6. Значительная доля в системе внутрикорпоративного бизнес-обучения будет отводиться системам электронного дистанционного обучения, что естественным образом, будет снижать долю внешнего очного бизнес-обучения. Наиболее характерно этот процесс будет проявляться, в первую очередь, при обучении рядовых специалистов компаний, а во вторую очередь, при обучении линейных руководителей;

7. Как следствие, вытекающее из предыдущего вывода, многим компаниям системы бизнес-обучения, имеет смысл начинатьработу по созданию электронных курсов дистанционного обучения под конкретных корпоративных заказчиков, а в последствии и мощных интернет-порталов дистанционного бизнес-образования;

8. Мощным препятствием на пути мошенников и непрофессионалов на рынке услуг бизнес-образования должна стать Ассоциация профессиональных бизнес-тренеров Республики Беларусь, в задачи которой должны входить: аттестация и сертификация бизнес-тренеров, без которой невозможно будет осуществлять бизнес-образовательную деятельность на территории страны; разработка профессиональных стандартов и этических норм деятельности; изучение и исследование рынка бизнес-образовательных услуг, разработка прогнозов его развития и совершенствования; проведение научно-практических конференций, форумов и семинаров по тематике бизнес-обучения  и образовательных услуг для бизнеса и т.д. В данном вопросе локомотивом такого профессионального объединения может стать и тренинговый белорусский портал «Аспект» и конференция «Лига профессионалов: Тренер будущего», которая недавно прошла в Минске. В состав Правления такой Ассоциации должны войти не только представители ведущих провайдеров бизнес-обучения страны, не только известные и зарекомендовавшие себя на рынке бизнес-тренеры, но и представители крупнейших компаний страны, как основные потребители услуг данного рынка.

Естественно, что многое из той информации, которая представлена в данной статье, может представлять спорный характер и я, как ее автор, готов их обсуждать и вести конструктивный диалог, который в итоге, поможет всем нам в глубинном понимании причинно-следственных связей тех проблем, которые существуют и будут существовать на рынке услуг бизнес-образования Республики Беларусь. В любом случае, это нужно всем нам, это нужно нашему белорусскому бизнесу, нам давно пора уже становиться эффективными и конкурентоспособными.

Буду благодарен всем за конструктивные замечания, критику и предложения по улучшению качества представленной информации.

Давайте вместе формировать бизнес-образование нашей страны!

Материалы по теме

Потенциальная ёмкость рынка бизнес-образования в Беларуси $28 млн в год

«С трудовыми ресурсами в Беларуси через 11 лет будет полная катастрофа»
Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: