Рейтинг «БелБренд 2010» — первый в истории рейтинг самых дорогих белорусских брендов

21 Июня 2010 Marketing.by 1817 0 Рейтинги
Поделиться

Рейтинг «БелБренд 2010» — первый в истории рейтинг самых дорогих белорусских брендов. Автором рейтинга «БелБренд 2010» стало украинское агентство MPP Consulting. А лидером составленного рейтинга стал бренд Milavitsa. Его стоимость была оценена в $60 млн.

Главной задачей проекта «БелБренд-2010» было определить 100 самых дорогих белорусских брендов, а также их рыночную стоимость, основываясь на показателях финансовой деятельности компаний, уровню популярности и распространения брендов, а также позиций каждой компании на рынке и перспектив их развития. В рейтинг вошли только бренды, созданные в Беларуси или для белорусских товаров (услуг). Географическая принадлежность брендов была основным критерием для участия в рейтинге.

Методика

Методика расчета стоимости бренда основана на оценке финансовых составляющих деятельности компаний, использующих бренд, а также учитывает целый ряд факторов, максимально точно отображающих рыночные условия, в которых существует бренд, возможные угрозы и перспективы развития бренда и каждой отрасли в отдельности.

Методика разработана на основе анализа факторов, в полной мере влияющих на рыночную стоимость бренда: положение компании на рынке, ценность бренда для потребителя, а также коэффициенты, отображающие тренды развития компании и ее бренда.

В математическом виде формула расчета стоимости бренда выглядит следующим образом:

Vb = pt*Gp*(Gp/NS)(Qi*Qc*Qf*Qm)*Uid

где:

Vb — стоимость бренда

pt — статический коэффициент

Gp — валовая прибыль

NS — валовая выручка от реализации

Qi — инвестиционный коэффициент

Qc — географический коэффициент

Qf — технологический коэффициент

Qm — конкурентный коэффициент

Uid — уникальный идентификатор

Особо стоит обратить внимание, что стоимость бренда включает в себя исключительно стоимость торговой марки (имени) без учета производственных мощностей, инфраструктуры компании, патентов, изобретений и других материальных или интеллектуальных ценностей.

* Стоимость брендов в рейтинге указана в миллионах долларов США

Отраслевые нюансы

1. Легкая промышленность

Лидером среди отраслей в Беларуси является легкая промышленность, представитель которой и занимает верхнюю строчку рейтинга национальных брендов. Бренд «Milavitsa» стал популярен не только внутри страны, но и далеко за ее пределами и сегодня является главным представителем белоруской легкой промышленности на внешних рынках и все больше обретает в своем значении синоним «качество». «Milavitsa» вместе с первым местом в рейтинге получил оценку в 60 млн. $.

Кроме этого, практически следом, на 3 месте, идет достаточно популярный бренд «Conte», который также уже не первый год активно завоевывает популярность на международных рынках. Таким образом, подтверждается расхожее мнение о том, что Беларусь известна свой качественной легкой промышленностью, которая в рейтинге «БелБренд-2010» представлена в достаточно многочисленно –8 брендов: «Milavitsa», «Conte», «Serge», «Белкельме», «Світанак», «Марко», «Купалинка» и «Элема».

2. Продукты питания

Следующей по популярности и первой по количеству (14 брендов) является отрасль продуктов питания. Лидер отрасли бренд «Санта Бремор» уверенно занимает вторую строчку данного рейтинга, что обусловлено не только значительными объемами производства продукции, но и огромной популярностью бренда за пределами Беларуси. Лидер сегмента продуктов питания оценен в 57,5 млн. $.

Следующие представители расположились в рейтинге значительно ниже, начиная с 30 места («АВС»). Это объясняется большей нацеленностью данных брендов на внутренний рынок, а также относительно молодым возрастом некоторых из них, что не позволило пока завоевать высокую популярность среди потенциальных потребителей. Тем не менее, потенциал усиления позиций брендов отрасли продуктов питания остается как никогда высоким.

3. Пивобезалкогольная отрасль

Пивобезалкогольная отрасль также разделяет пальму первенства по количеству брендов, вошедших в рейтинг (14 брендов), а лидирующий бренд в отрасли занял высокое 4 место («Аліварыя») с оценкой в 48 млн. $.

Также в двадцатку лидеров вошли очень популярные бренды «Крыніца»(8 место и 39 млн. $), «Дарида» (11 место и 21,3 млн. $) и «Лидское»(14 место и 19 млн. $). Вцелом, бренды распределились в рейтинге достаточно ровно, с единственным «объединением» в третьем десятке, где представители банной отрасли заняли 25 («Экзотик»), 26(«Речицкое»), 28(«Сочный»), и 29 («Бобров») места. Несмотря на высокую популярность брендов пивобезалкогольной отрасли внутри страны, на внешние рынки пока что данные товары выходят слабо, хотя хороший потенциал для активного завоевания рынков многих стран СНГ есть у большинства из брендов отрасли, вошедших в данный рейтинг.

4. Телекоммуникации

Отрасль телекоммуникаций представлена в рейтинге всего 5 брендами, но лидер отрасли бренд velcom замыкает пятерку лидеров, получив оценку в 46,8 млн. $. Следом в отрасли идут два бренда одной компании: «Белтелеком» и «ByFly». Представители же интернета TUT.by и OpEN.by разместились соответственно на 60 и 97 местах.

5. Ликероводочная отрасль

Ликероводочная отрасль в рейтинге не столь многочисленна и представлена всего 7 брендами. Самым дорогим алкогольным брендом является лидер рынка «Бульбашъ», занявший 6 место с показателем в 45,2 млн. $. Следом на 12 месте разместился «Минск Кристалл» с 20,4 млн. $. Остальные представители отрасли оказались намного ниже, во второй половине списка. В целом, несмотря на свою привлекательность с точки зрения инвестиций, ликероводочная отрасль пока еще не претендует на позиции лидера среди национальных брендов Беларуси.

6 .Молочная промышленность

Следующая многочисленная отрасль – молочная промышленность, 10 представителей которой вошли в данный рейтинг. Бесспорным лидером сегодня остается бренд «Савушкин продукт», который занял 7 место с оценкой в 43,5 млн. $. Молочная промышленность – единственная отрасль, которая показала слишком существенную разницу между лидером и остальными брендами – по сравнению с 7 местом лидера, второй бренд в отрасли занял только 51 позицию, а большая часть молочных марок оказались ниже 71 места. Хотя это и не удивительно, учитывая высокую ориентированность данной отрасли на внутренний рынок и жесткую конкуренцию между собой исключительно в рамках одной страны.

Стоит отметить, что значительные сдвиги станут возможны только в случае активизации работы молочных брендов именно в экспортном направлении, что позволит нарастить объемы производства и повысить популярность и силу брендов в целом.

7. Банковские услуги

Банковская отрасль больше других пострадала в последние годы, но тем не менее смогла сохранить большую часть того потенциала, который был заработан в последнее десятилетие. Самым стойким и популярным среди населения оказался «Беларусбанк», бренд которого уверено занял 9 место с оценкой в 33 млн. $. Следом за ним на 17 месте разместился также достаточно известный «БПС-Банк», а на 27 месте «Приорбанк». Всего в список 100 самых дорогих белорусских брендов удалось войти только 6 представителям банковской сферы.

8. Кондитерская промышленность

Бренды кондитерской отрасли на удивление обладают очень хорошим потенциалом, и хотя в рейтинг вошли всего 4 представителя данной отрасли: бренды «Коммунарка» и «Спартак» заняли высокие 10 и 13 места соответственно. Ориентированность на внутренний рынок кондитерских брендов пока что не дает повода ожидать значительного роста популярности брендов за рубежом, и соответствующего роста стоимости данных брендов. Однако, не стоит упускать из виду потенциала рынка и отрасли в целом для создания и вывода на международный рынок новых брендов кондитерской промышленности.

9. Косметика

Самыми популярными брендами белорусской косметики были и остаются известные уже не первый год «BiElita» и «Вітэкс». При этом, однако, стоит отметить большее доминирование бренда «BiElita», который занял 15 место с оценкой в 18 млн. $ против 12,4 млн. $ и 20 места у «Вітэкс». С точки зрения инвестиций, отрасль косметики в стране является очень привлекательной, но остается пока проблема малого количества национальных брендов, способных составить достойную конкуренцию международным маркам.

10. Машиностроение

Бренды машиностроения популярны уже не первое десятилетие, и все три марки хорошо известны на просторах стран СНГ. Учитывая специфику ориентированности на разных потребителей, бренды соответственно распределили между собой такие места: 18 место занял бренд «МАЗ», 23 место – бренд «Беларус» и 37 место – бренд «БелАЗ».

Потенциал всех трех марок остается очень высоким и с появлением продукции нового поколения, данные марки смогут усилить свои позиции не только внутри страны, но и на внешних рынках.

11. Электроника и оборудование

Сфера электроники и оборудования представлена в рейтинге 4 довольно популярными брендами, завоевавших популярность еще много лет назад. Самым сильным из брендов данной сферы является «Атлант», занявший 22 место с оценкой в 12 млн. $. Следом за ним на 24 месте оказался не менее известный как внутри страны, так и за рубежом, бренд «Gefest».

Следующие два бренда «Horizont» и «Витязь» оказались немного ниже – на 33 и 68 местах соответственно. Учитывая ослабление экспансии международных брендов на некоторых рынках, а также их переориентированию на более технологичные и дорогостоящие товары, национальные бренды в сфере электроники и оборудования могут существенно укрепить свои позиции и взять лидерство в отдельных сегментах товаров в целом по стране.

12. Страхование

Единственным представителем от страхового рынка в данном рейтинге оказался бренд «Белгосстрах», который занял довольно высокое 34 место с оценкой в 9,1 млн. $. Учитывая нестабильность на финансовых рынках, пока только благодаря длительной истории и большому покрытию сети филиалов, страховой бренд смог попасть в рейтинг самых дорогих брендов страны. Стоит ожидать, что со временем, количество представителей страхового рынка в рейтинге увеличится.

13. Мясная промышленность

Мясная промышленность в силу специфики своей продукции более других ориентирована на внутренний рынок. Тем не менее, это не помешало трем брендам завоевать популярность и закрепиться на рынке. Больше всех это удалось бренду «Мясная держава», занывшему 35 место с оценкой в 8,9 млн. $. Следом за ним с пропорциональным отрывом идут марки «Борисовский мясокомбинат» (42 место) и «Белорусская традиция» (54 место). В сегодняшней ситуации пока сложно прогнозировать развитие событий в данной сфере, но стоит отметить, что все бренды сохраняют потенциал для роста стоимости и выход в десятку лидеров рейтинга в будущем.

14. Строительство и стройматериалы

Больше всех от кризисных явлений досталось отрасли строительства и стройматериалов. Тем не менее, продукция компаний, производящих строительные материалы пользуется относительно стабильным спросом, что позволило 4 белорусским брендам войти в сотню самых дорогих. Лидером в отрасли по цене собственного бренда стала марка  «Белорусские обои», занявшая 41 место с оценкой в 7,9 млн. $. Следом идут не менее популярный «Керамин»(63 место), и в конце рейтинга разместились «Lux» и «MaV» на 89 и 99 местах соответственно. В целом, данная отрасль сохранила имеющийся потенциал, и в началом выхода из кризиса сможет укрепить свои позиции как на внутреннем, так и на внешних рынках, что позволит компаниям еще больше увеличить рыночную стоимость своих брендов.

15. Ритейл

Достаточно многочисленно представлена в рейтинге и отрасль розничной торговли –10 брендов. Единственно, все бренды разместились ближе к середине рейтинга, а основная часть во второй половине списка. Самым дорогим из этой сферы стал бренд «На недельку», занявший 46 место с ценой в 7,3 млн. $. Наступает ему на пятки марка «Соседи»(48 место), а далее стройным рядом выстроились целых пять брендов: «5 элемент»(58 место), «axis» (61 место), «proStore» (65 место), «Мегатоп» (66 место) и «Евроопт»(67 место).

Замыкает список представителей ритейла и в целом весь рейтинг бренд «Буслік», получивший 100 место и оценку в 1 млн. $.

16. Нефтепереработка и торговля ГСМ

Нефтепереработка и торговля ГСМ является достаточно специфической отраслью, и ввиду большего присутствия на рынке именно точек розничной торговли ГСМ, именно эти бренды становятся самыми популярными и узнаваемыми по сравнению с производителями топлива. Самым дорогим брендом в этой отрасли стал «Белнефтехим», получивший оценку в 6,6 млн. $ и занявший 53 место в общем рейтинге. Новичок на рынке бренд «А-100», оказался намного ниже в рейтинге, но тем не менее попал в сотню лучших и с 1,5 млн. $ закрепился на 95 месте. В целом, топливная отрасль имеет высокие шансы на создание новых и укрепление существующих брендов, что позволит ей в будущем в большем составе присутствовать в рейтинге национальных брендов.

17. Мебель

Мебельная отрасль – вторая после страхования, кто представлен в рейтинге всего лишь одним брендом. Главной спецификой данной отрасли является географическое ограничение распространения товаров, обусловленное высокой стоимостью его доставки, из-за чего мебельные бренды всегда ориентируются в основном на локальные рынки, привязанные к точкам производства продукции. Несмотря на это, благодаря долгой работе и высокой популярности своих товаров, бренд «Пинскдрев» занял 57 мест в рейтинге и имеет все шансы для удержания своих позиций в будущем.

18. Химическая отрасль

Химическая отрасль в рейтинге представлена всего одним брендом – «Belshina». Несмотря на пока невысокую позицию (64 место), марка «Belshina» популярна далеко за пределами страны и ее продукция составляет достойную конкуренцию многим европейским представителям. С точки зрения маркетинга, продвижение продукции химической отрасли является непростой задачей ввиду узкой специализации товаров, но стоит надеяться, что данный бренд, а также возможно и другие представители отрасли, смогут уверенно закреплять свое присутствие на рынке и повышать популярность своей продукции.

19. Транспорт

Замыкает перечень отраслей в рейтинге единственный представитель транспортной отрасли – бренд «Belavia». Уникальное географическое покрытие, впрочем как и исключительная специфика предоставляемых услуг позволила вырваться данному бренду вперед среди компаний транспортной отрасли и занять 88 место с оценкой в 2,2 млн. $.

Источник:

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: