Рекламный кодекс, демпинг в рекламе и правила участия в тендерах. Письмо АРО к МАРиТу

Поделиться

Ассоциация рекламных организаций предлагает создать при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли рабочую группу из экспертов для разработки первоочередных мер, направленных на развитие рекламного рынка в Беларуси. Также эта группа экспертов могла бы взять на себя разработку многих программных проектов для всего рекламного рынка: Рекламного кодекса; понятия демпинга в рекламе и мер по его предотвращению; правил участия в тендерах и др.

Такие предложения содержатся в письме АРО в адрес МАРиТа, которое было отправлено на прошлой неделе.

dolefulindemnity-javierjaen-nyt.gif

Ассоциация рекламных организаций в документе также выразила мнение по поводу предложения Ассоциации коммуникационных и маркетинговых агентств, разосланных ранее министерством игрокам рекламного рынка для обсуждения:

«По нашему мнению, включенные в таблицу мероприятия не способны внести существенных и позитивных изменений в ситуацию, сложившуюся на рынке рекламы (маркетинга, коммуникаций), а по некоторым оценкам могут даже привнести и негативный эффект (о чем ниже). Кроме этого есть вполне обоснованные сомнения в практической вероятности принятия вносимых предложений в нормативные правовые акты. Проект также не содержит каких-либо обоснований, позволяющих в должной мере ясно оценить весь смысл сведения в один документ разнообразных по смыслу и содержанию мероприятий. Сроки исполнения мероприятий также не выдерживают никакой критики. Перечень исполнителей и соисполнителей предлагаемых мероприятий в большей степени субъективен и, в определенной мере, протекционен. Несмотря на некую первичную привлекательность отдельных мероприятий, реализация их в совокупности маловероятна в силу того, что разработчиками изначально не были учтены все практические аспекты разработки и принятия целого комплекса нормативных правовых актов, а также осуществления ряда иных практических мероприятий. Цели же и задачи проекта, учитывая вышеизложенное, никоим образом не подходят под основной мотив его разработки – упрощение и либерализация рекламного рынка», - говорится в письме.

Отдельно подчеркивается несогласие с предложениями АКМА в части законодательного регулирования области рекламы: 

«Вносимые проектом предложения по изменению действующего законодательства Республики Беларусь о рекламе представляют собой бессистемную компиляцию всех возможных инициатив и направлений, что исключает возможность оценки их практического применения, как в целом, так и по отдельности. Многие из представленных инициатив направлены на отмену или модификацию недавно внесенных изменений и дополнений в рекламное законодательство, что, учитывая существующую нормотворческую практику, может иметь серьезные трудности с обоснованием и преодолением возражений, основывающихся, как минимум, на данной аргументации. … Невозможно также должным образом оценить цели и задачи вносимых предложений, т.к. отсутствует какая-либо аргументация и (или) обоснование их разработки. По некоторым пунктам, в принципе, отсутствует даже понимание того, какие именно изменения и (или) дополнения предполагается внести в нормативный правовой акт. Неприемлемыми в этой связи видятся формулировки, основанные на неконкретных дефинициях, например, «проработка вопроса», особенно в части внесения изменений и дополнений в Закон РБ «О рекламе». 

Ассоциация рекламных организаций полагает, что рекламное законодательство Республики Беларусь в достаточной мере регулируют общественные отношения, возникающие при производстве и распространении рекламной информации, а большинство проблем зачастую проистекают из законодательства в смежных отраслях: 

«Например, в наружной рекламе – это нормы права, регулирующие отношения в области архитектуры и градостроительства, дорожного строительства, энергетики и т.п. Учитывая это, можно допустить, что изменение рекламного законодательства вне увязки со смежными отраслями, будет лишено здравого смысла».

Осторожный подход к законодательным инициативам Игорь Самкин, исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций, объяснил тем, что постоянное изменение правил ведет к неопределенности на рынке и пассивности игроков:

— Важнейшим позитивным аспектом любого нормативного правового акта является длительность его применения. Надо понимать, при этом, что любой закон, направленный на регулирование общественных отношений – это введение новых ограничений и (или) запретов. Как ни крути, но введение новых форм правового регулирования всегда вызывает негативную реакцию и это нормально. Однако, «привыкание» общественной и бизнес среды постепенно нивелирует и эти обстоятельства. Поэтому смею утверждать, что «плохой» закон при его неизменном исполнении в течение 3-5 лет, становится на первых порах «нормальным», а затем и вовсе «неплохим». А постоянная трансформация норм (в любую сторону) «сбивает» ритм общественных отношений.

Также исполнительный директор выразил обеспокоенность тем, что в последнее время появились новые индустриальные объединения рекламистов, что привело фактически к разделению рекламного рынка на «группы по интересам»:

"Появление новых объединений в рекламной отрасли, очевидно, не может способствовать укреплению рекламного рынка, т.к. изначально разъединяет игроков".
 — Происходит разделение сфер интересов и влияния на рынке – каждая организация преследует собственные цели и решает собственные задачи и неважно, что написано в уставе, ибо все намного циничнее, чем представляется публично. Каждая новая организация заинтересована в своем «куске пирога», а вырасти «пирог» физически уже не может. Следовательно, конкуренция будет иметь место (теперь и между ассоциациями) и, вероятнее всего, конкуренция «на грани фола», т.к. всем нужен «кусок» побольше.

Все это, по мнению АРО, может вызвать уже в ближайшем будущем следующие неприятные прецеденты:

  • множественность инициатив в виде заявлений, концепций, деклараций (параллельных, смежных или противоречащих друг другу) – и, как следствие, отсутствие единой стратегии развития рынка;
  • деление рынка на «своих» и «чужих», «правильных» и неправильных», «консолидированных» и «свободных» – отсюда неизбежная конфронтация;
  • сложности в принятии решений со стороны госорганов – при множестве смежных, но конкурирующих организаций им придется либо принимать чью-то сторону, либо отвергать всех;
  • излишнее, «нездоровое» внимание к рекламному бизнесу – если «делят», значит, есть что делить.

- Именно для того, чтобы в проработке программных проектов и законодательных инициатив  для рекламного рынка участвовали представители всех заинтересованных игроков на рынке, АРО и предложило создать при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли экспертную рабочую группу, - подчеркнул Игорь Самкин.

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: