Один год на свободе: как чувствует себя "наружка" без предварительных согласований

Поделиться

Уже почти год действует Декрет №7, который значительно упростил жизнь брендам, использующим наружную рекламу: сюжеты на бордах было разрешено размещать без предварительного согласования на комиссиях в исполкомах. Выросло ли число нарушений в наружке в связи с "полной свободой действий"?

Marketing.by спросил об этом у Инны Гаврильчик, начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.

- Поступали ли в последнее время жалобы на сюжеты наружной рекламы в МАРТ?

- В Министерство антимонопольного регулирования и торговли жалоб на несоответствие сюжетов наружной рекламы законодательству с момента вступления в силу Декрета №7 не поступало. Но нужно понимать, что в первую очередь контроль за наружной рекламой осуществляют местные органы власти — исполнительные комитеты.

Мы ежеквартально собираем сведения по фактам нарушения рекламного законодательства, но я бы не сказала, что по наружной рекламе их число увеличилось. Причем нужно понимать, что большинство проблем обычно касается размещения самих конструкций. Делать же вывод, как изменилось количество нарушений по содержанию наружной рекламы пока трудно — можно будет анализировать это по итогам года.

- Если раньше компания, получив утверждение рекламного макета на городском совете, могла быть уверена, что проблем с размещением уже не будет, то как теперь субъектам хозяйствования удостовериться, что с разработанным макетом все в порядке и он не будет демонтирован?

- Действительно, когда было согласование местными органами власти, реклама выходила уже проверенная на соответствие требованиям законодательства. Когда вступил в силу Декрет №7, отменивший согласование сюжетов, рекламораспространители стали полностью самостоятельными в этом вопросе – сами оценивают рекламу, планируемую к размещению, на ее соответствие действующему законодательству. 

В первое время, как и в любой переходный период, в МАРТ поступали запросы по некоторым достаточно сложным вопросам. Мы разъясняли, выступали в СМИ и на обучающих семинарах. И теперь, как я вижу, рекламный рынок привык к новым условиям и, на мой взгляд, справляется - все работают в спокойном режиме, а запросов на тему соответствия наружной рекламы требованиям законодательства в последнее время не много.

Игроки на рынке сами хорошо знают законодательство о рекламе: за время прохождения процедур согласования уже наработан опыт и понимание, что будет являться нарушением и какая реклама может вызвать жалобы потребителей.

- Если у компании есть сомнения по сюжету, можно ли как-то подстраховаться?

- Как показывает практика нескольких лет рассмотрения обращений, зачастую достаточно просто открыть закон о рекламе и внимательно его почитать.

Как правило, у крупных рекламораспространителей в штате есть свои юристы, которые анализируют рекламу. Если юристов в штате нет, можно воспользоваться услугами юридических консультаций. Ну а если компания столкнулась с коллизиями в законодательстве либо возник сложный случай, то можно обращаться с запросами к нам в министерство. Также по вопросам рекламы у нас организовано консультирование по телефону – в первую пятницу каждого месяца с 14.00 до 17.30.

Что ж, похоже, что беларуские рекламодатели действительно могут свободнее обращаться с сюжетами наружной рекламы. Хотя, как показала практика, отмена согласований не стала означать полную свободу в размещении любых визуалов, даже если они не нарушают законодательства о рекламе. Так, магазин Symbal.by до сих пор не может вернуть на улицы Минска плакаты, снятые по телефонному звонку "сверху". С оператором наружной рекламы, который подписывался на размещение, сотрудничество было прекращено, а других "смелых"  в Минске не нашлось. 

Marketing.by вспомнил еще несколько историй, когда наружная реклама по надуманным причинам исчезала с улиц городов.

Низкий уровень этики и эстетики

Первая рекламная кампания "Куфара" не была согласована в Витебске. Сюжеты получили формулировку "низкий уровень этики и эстетики". 

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

Интересно, что во всех остальных городах Беларуси проблем с согласованием этих макетов не возникло.

Мужчина с мужчиной обнимается

Когда рекламный макет кампании "Будьте счастливы" от "Куфара" проходила согласование, то компанию неофициально попросили замазать отражение на капоте. Чтобы не возникало ощущения, будто мужчина с другим мужчиной обнимается.

kufar-6x3-2.jpg

И только после размытия изображения реклама получила "добро".

В центре такое нельзя

Еще одна кампания Ad for your Ad, в которой "Куфар" рекламировал объявления пользователей, так и не появилась в центре Минска.  Было сказано, что центре столицы такое размещать нельзя.

kufar_phone_6x3.jpg

kufar_phone_6x3_sticker.jpg

Слезы только от лука

Как вспоминает рекламист Юлия Ляшкевич, в свое время были проблемы у сюжета против домашнего насилия, в котором снялась Юлия Высоцкая. Проблему нашли в надписи "Слезы только от лука":  "Какой-то умник написал в комментариях на TUT.by: "Ха-ха, плакать от Лукашенко", – и эту рекламу запретили размещать на улицах Минска. Я предложила показать беларускоязычную версию рекламы, где вместо "лука" – "цыбуля", но нам ответили: "Мы знаем, что вы на самом деле имеете в виду", – и запретили". 

aside_kuhnja_prints_final.jpg

Француженки с замызганными лицами

В конце 2004 года в одном из публичных выступлений Александр Лукашенко резко высказался о наружной рекламе с лицами иностранных моделей: 

«Надо, чтобы у мэра Минска не висели эти француженки с замызганными лицами на каждом перекрестке, в том числе и там, где президент ездит. Своих туда фотографируйте, и пусть рекламируют часы нашего предприятия, а импортные часы пусть платят нашим девчатам».

В итоге на следующий день в Минске исчезла реклама часов Omega с портретом Синди Кроуфорд.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: