Мария Гвардейцева, директор PRCI.Storytellers: "Пиар в США более технологичен. Например, любой пиарщик покупает базы данных медиа"

29 Мая 2018 Текст - Павел Береснев, фото - Антон Мотолько 11805 0 PR Бизнес Интервью Креатив Мнение Творчество Экономика
Поделиться

Создать собственное PR-агентство в 21 год, а потом продать его и уехать в США на пять лет. Снова вернуться в Беларусь – и основать новое пиар-агентство. Быть счастливой мамой четырех детей и жить на две страны, совершая по 14 перелетов в месяц – это все о нашем сегодняшнем герое интервью.

Marketing.by в рамках проекта I-Creativity совместно с дистрибьютором PARKER PEN в Беларуси, компанией Universal Press, встретился с Марией Гвардейцевой, директором коммуникационного агентства PRCI.Storytellers, чтобы поговорить о рождении идей и о креативе в беларуском бизнесе и пиаре.

Motolko_yh6t9590.jpg

- В любой сфере бизнеса можно вести себя креативно?

- Я прочла интервью других героев вашей рубрики, и почему-то все говорят, что невозможно применять креатив в бухгалтерии. Мне кажется, как раз-таки сами успешными становятся те финансовые директора, которые применяют креатив. Поэтому сфер, где нельзя креативить, на мой взгляд, нет.

- Как пиарщик, много ли креатива вы видите у беларуских компаний?

- Креатив есть. Конечно, его могло бы быть больше. Но это вопрос беларуского образования и ментальности. К сожалению, школьная система в большей части не подразумевает развития креатива, поэтому все и в бизнесе часто получается серенько.

Мы в агентстве, как правило, очень аккуратно подходим к выбору клиентов: стараемся, чтобы к нам приходили компании, которые достаточно смелы для интересных решений.

Motolko_yh6t9611.jpg

- Вы на 5 лет уезжали в США, а потом снова вернулись в Беларусь и открыли PR-агентство. Какие были ожидания?

- До отъезда в США у меня было другое агентство – PR Solutions, которое я продала после отъезда. В Америке у меня тоже был опыт PR-работы: я консультировала НГО и частные компании, а после продвигала беларуских клиентов на американском рынке.

На возвращение у меня были грандиозные планы – думала, что я забегу на беларуский рынок и быстро здесь развернусь. Но они разбились о нашу жесткую беларускую реальность. За 4,5 года, пока меня здесь не было, рынок очень сильно поменялся. Когда я уезжала, тендеры на PR-услуги массово еще не проводились, на PR был огромный спрос, а агентств было мало. Ногой открываешь любую дверь – и получаешь клиента.

Когда я вернулась, рынок уже был поделен между игроками, агентств стало много, а клиенты уже четко понимали, сколько они готовы платить за пиар. И на это все наложился очередной кризис в экономике. Поэтому стремительного захода на рынок не получилось - это была тяжелая работа с набиваем шишек и получением горького опыта.

Но мне никогда не было страшно браться за сложные задачи и проекты. Меня слово «невозможно» заводит. Например, когда компания «Сервье» праздновала десятилетие, нужно было показать беларуско-французские культурные связи. И появилась идея: почему бы не одолжить коллекцию картин Белгазпромбанка художников Парижской школы? Учитывая, что их стоимость – 100 млн долларов, идея кажется безбашенной, правда?

Но я пошла и смогла убедить банк. И я помню, как дрожали руки при подписании накладной – я на один вечер становилась ответственна за эти картины. И лихорадочно пересчитывала все, чем владею я и мой муж – хватит ли в случае чего покрыть ущерб.

Motolko_yh6t9602.jpg

Но вот эта моя безбашенная внутренняя смелось, если я загораюсь идей, и помогает в бизнесе делать необычные проекты.

- Пригождается ли американский опыт? Или у нас все по другому?

- Пиар в США более технологичен. Например, любой пиарщик покупает базы данных медиа – очень недешевое решение, но которое позволяет иметь контакты журналистов, знать их специализацию и хобби. В Беларуси таких технологических решений на рынке нет.

Отличия есть в любой стране. И чтобы быть успешным, нужно знать эти «фишечки». Почему мне по возвращении было сложно? Потому что все сильно изменилось: я уезжала из страны, где нельзя было прийти в ресторан с детьми и не было такого понятия, как завтрак в кафе. Даже кофеен особо не было! Когда здесь живешь постоянно, кажется, что все остается по-прежнему. Но на самом деле рынок стремительно меняется.

- Расскажите о своих первых бизнес-проектах.

- Первое пиар-агентство я создала в 21 год, и сейчас понимаю, что это было ошибкой. По-хорошему, нужно было еще несколько лет поработать в агентском бизнесе - тогда бы я набила гораздо меньше шишек.

Motolko_yh6t9597.jpg

Вообще, бизнес - это гены. У меня четверо детей, и я уже четко вижу, кто из них будет успешен в бизнесе. Например, старший сын в 5 лет пытался организовать магазин подержанных игрушек. Потом в школе продавал первоклассниками конфеты: в первый день угощал бесплатно, а потом научил брать у родителей деньги на второй завтрак. Потом переделывал велосипеды в мопеды, заказывая необходимые делали на «Амазоне». При этом он подсчитал, что его заработок составляет 25 евро в час, и решил, что для его возраста это нормально.

А вот у второго сына все по-другому: как только деньги у него появляются, так сразу он их и тратит.

- Как вы придумываете идеи?

- Раз в полгода в агентстве мы делаем креативную сессию: оцениваем, что было плохого и хорошего, а также планируем что-то на будущее. Обязательная часть – творческие штурмы. Берем индустрии и бренды – и тянем для них бумажки с абсолютно разными понятиями. И на основе всего этого придумываем проект. Таким образом у нас, кстати, родился проект с резиновыми сапогами от «Белшины» и Панаскина.

Криэйтера у нас в агентстве нет – на планерках для меня важны мнения и идеи всех сотрудников. Приглашали на обсуждения даже девушку, которая к нам пришла работать помощником бухгалтера – сейчас она стала нашим аккаунт-директором.

Motolko_yh6t9599.jpg

- Как лично вы генерируете идеи?

- Нужно быть незашоренным, осознанным – видеть мир во всех красках. Нужно ездить разными путями на работу, ходить пешком, спускаться в метро… Это все не позволяют тебе замыливаться – а какие-то ценные идеи можно услыхать где-угодно.

- Есть вещи, которые вас вдохновляют?

- Я очень люблю и коллекционирую фарфор. Есть сервизы для Пасхи, для Рождества, летние и т.д. Фарфор меня очень вдохновляет, это мой маленький мир. Я даже в Instagram отдельный тег завела – #фарфороваялюбовь.

- Куда записываете идеи – на бумагу или в гаджеты?

- Я веду ежедневник и дневник, и мне очень важно все записывать. Есть такое волшебство – если что-то записываю, оно всегда сбывается.

Motolko_yh6t9649.jpg

В ежедневник я отдельно записываю личные и рабочие дела. И когда вычеркиваешь сделанное – это особая психотерапия.

Рабочие дела я делю на три графы: что принесет мне прибыль, что нужно для поддержания бизнеса и что хотят от меня другие. Пока я не выполню все дела из первой графы, я не приступаю ко второй. А дела в третьей части в последнее время не появляются – и это хорошо.

В дневник записываю свои мысли и впечатления, рефлексирую. Даже когда с мужем ругаюсь, я свои претензии тоже записываю. И он говорит, что я страшный человек: даже если я что-то не помню, то это у меня записано.

- И потом перечитываете дневник?

- Да, мне очень интересно через некоторое время погружаться в свои эмоции.

- Жизнь в разных странах помогает генерировать идеи?

- Конечно. Это как смена миров и ролей. Знаете о методе расстановок? Когда нужно прожить какую-то ситуацию и понять мысли другого человека, то нужно сесть на его место и представить себя этим человеком. Жизнь в разных странах –это профилактика от зашорености.

На Мальте я уже пять месяцев, и мне там очень нравится читать ежедневные газеты. На 1,4 млн жителей там 5 ежедневных изданий по 48 страниц на английском языке. Мне жутко интересно, как можно каждый день находить новости для 48-страничного издание, да еще и не одно. Это очень бодрит.

Motolko_yh6t9663.jpg

- Свои идеи вы визуализируете?

- Один раз я ездила на психологический тренинг в Санкт-Петербург, и мы делали большой коллаж желаний. Сбылось с ужасающей точностью! Одно из моих желаний было вернуться к изобразительному искусству, и сейчас я учусь в художественной школе на Мальте. И представьте, тот учитель, картинку которого я когда-то вырезала, в реальности оказался практически копией. Я полгода не смотрела на коллаж, а потом открыла – у меня прямо холодок по коже прошел. Эти вещи действительно работают.

Motolko_yh6t9668.jpg

- Вы нашли рецепт, как совместить работу, творчество и семью?

- Идеального рецепта нет. Часто я ощущаю себя матерью-кукушкой. Часто понимаю, что какие-то дела по работе у меня зависают. В плане творчества тоже есть проекты, которые давно думала сделать, а они все еще висят. Но принятие себя и своего несовершенства – это часть жизненного пути.

Мне повезло, что я занимаюсь любимой работой, которая мне безумно нравится. Поэтому от работы я не устаю. Когда дети были маленькие, я вообще на работу отдыхать ходила.

Мне нравится мысль, что в жизни каждый из нас жонглирует резиновыми мячиками – работой, успехом, карьерой. И всего один из этих мячиков – хрустальный. Это твоя семья. Поэтому семья для меня на первом месте, отношения с мужем и детьми – это самое важное.

Но при этом, как американцы говорят – Happy Wife, Happy Life. Я не будут счастлива, если не буду реализовывать себя в работе и творчестве. И семья это понимает: если они меня не отпустят поработать, то жизнь у них не заладится.

Motolko_yh6t9656.jpg

Наша собеседница оставила послание беларускому бизнесу — на бумаге ручкой Parker: 

img-28180203-001_cr.jpg

Проект «I-Creativity: творчество в бизнесе» реализуется при поддержке компании Universal Press - официального дистрибьютора Parker в Беларуси.

Parker – сосредоточьтесь на ваших идеях!

Игорь Уфимцев, «Энергия»: «Общение с недовольными покупателями дает много полезного для бизнеса»

Светлана Сипарова, Mark Formelle: «Люблю творческих людей и привлекаю их для создания чего-то нового»

Надя Зеленкова, Red Graphic: "Я не буду защищать с пеной свою идею только потому, что она моя"

«Креатив в бизнесе». Денис Курьян, Promofilm: Нельзя взять фильм о Shell и снять такой же о заводе в Барановичах

«Креатив в бизнесе». Сергей Вайнилович, 21vek.by: «Люблю, когда кто-то называет нашу идею полным бредом»

«Креатив в бизнесе». Дмитрий Герман, AIDA Pioneer Group: «В нашей сфере нельзя закостеневать. Иначе сразу обойдут конкуренты»

«Творчество в бизнесе». Илья Жуковец, Kufar: «Рад за тех, у кого получается креативить без подготовки»

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: