Какие права и обязанности получают покупатели и бизнес в связи с изменениями в "Законе о правах потребителей"

Поделиться

С 23 декабря 2018 года вступают в силу изменения в Закон "О защите прав потребителей", а также будут актуализированы некоторые подзаконные акты. Министерство антимонопольного регулирования и торговли провело пресс-конференцию, где чиновники рассказали про самые важные изменения, которые нужно знать и потребителям, и бизнесу.

Больше информации для потребителя и равенство налички и безнала

Теперь производитель обязан рассказать покупателю:

  • о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают;
  • о классе энергоэффективности товаров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами). Например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин прочей бытовой техники должно содержаться указание на класс энергоэффективности.
  • субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через интернет, обязаны будут в этих источниках указывать цену шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Сделано это для того, чтоб потребитель сразу видел цену товара, не успев купиться на привлекательное описание.

По требованию потребителя вся информация о товаре должна быть доведена ему в письменном виде.

Также в новом законе закреплено право потребителя на расчет в наличной и безналичной форме и введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты. То есть теперь цена при покупке наличкой или по карте должна быть одинаковой.

3fbq[1].gif

Возврат без паспорта, ремонт - до 30 дней

В теме возврата товаров и их ремонта в законодательстве появились такие новшества:

  • Потребители смогут возвращать деньги при возврате товара, уже не предъявляя паспорт.
  • Уточнен порядок отзыва небезопасного товара от потребителей и порядок информирования об этом потребителей и уполномоченные государственные органы.
  • Предусматривается право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
  • Устанавливается новый порядок требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заявить требование о замене или возврате такого товара в 2-х случаях: 1) при выявлении существенного недостатка; 2) при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта.
  • Предусматривается обязанность потребителя при возврате качественного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан.
  • Предусматривается возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14 до 30 дней.
  • Вводится обязанность ремонтных организаций осуществлять проверку качества доставленного им продавцами (поставщиками) товара в 3-дневный срок.
  • Предусматривается право продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации) взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении 2-х месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не являются за товаром без уважительных причин.
foreverglass-iphone-screens-lifetime-warrranty-2[1].gif

5 дней на предупреждение

МАРТ надеется, что до 23 декабря будут приняты подзаконные акты, которые регулируют отдельные вопросы защиты прав потребителей. Так, разработано "Положение о порядке информирования потребителей о временном изменении режима работы или приостановлении работы торгового объекта (объекта обслуживания), продавца (исполнителя), осуществляющего торговлю (выполняющего работы, оказывающего услуги) без (вне) торгового объекта (объекта обслуживания)".

То есть, если торговый объект решил изменить свой режим работы, то не позднее чем за 5 дней нужно предупредить об этом потребителей - в том числе и на своем сайте, если он имеется. Интернет-магазины тоже должны будут информировать своих покупателей об изменении режима работы за 5 дней - посредством своих интернет-сайтов.

Конечно, пятидневный срок не распространяется на случаи, когда работа объекта остановилась по предписанию контролирующих органов или по техническим причинам, не зависящим от продавца. В этом случае закон обязывает информировать потребителей незамедлительно.

Q9QN[1].gif

За просроченные подарочные сертификаты деньги можно не возвращать

Ожидается скорое принятие и "Положения о порядке реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу". Ранее продажа таких подарочных сертификатов никак не регулировалась, и с этим возникали спорные вопросы.

В положении содержатся определения "подарочный сертификат" и "реализатор подарочного сертификата". Причем реализаторами признаны не только продавцы, которые выпускают сами подарочные сертификаты, но и так сервисы, которые реализуют подарочные сертификаты от разных продавцов товаров и услуг.

На подарочном сертификате обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование товаров (работ, услуг) или групп товаров, право на получение которых удостоверяется подарочным сертификатом;
  • номинальная цена подарочного сертификата в белорусских рублях, определяющая сумму денежных средств, на которую потребитель имеет право получить товары (работы, услуги);
  • номер (при наличии) и дата реализации подарочного сертификата;
  • срок действия подарочного сертификата, либо информация о том, что подарочный сертификат является бессрочным

В положении записано, что продавец не может сокращать сроки действия сертификата или устанавливать условия, влияющие на возможность использования сертификата в течение срока его действия. Например, нельзя требовать от потребителя совершать какие-либо действия - скажем, по активации подарочного сертификата.

По истечении срока, указанного в подарочном сертификате, продавец вправе отказать потребителю в передаче товаров или оказании услуг. При этом деньги, уплаченные за сертификат, потребителю можно не возвращать

tumblr_oii7c3IHyL1s46p8ao1_500[1].gif

Если в магазине потребитель выбрал товар на сумму меньше, чем указано в сертификате, и нет других товаров, чтобы выбрать всю сумму сертификата, продавец будет обязан будет обеспечить выбор товара, которыми потребитель сможет добрать всю сумму.  

В случаях утраты, кражи, порчи подарочного сертификата, не позволяющей его идентифицировать, такой подарочный сертификат не восстанавливается, не обменивается на новый, денежные средства, равные номинальной цене подарочного сертификата, не возвращаются.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: