Как культурные проекты поставить на финансовые рельсы: три полезных и бесплатных курса

Поделиться

Составить бюджет для культурного проекта, выставки, спектакля, концерта — задача не из лёгких. Обычно на этапе, когда команда начинает просчитывать расходы и издержки, идея и желание ее реализовать тает. А сколько творческих тандемов распались из-за финансовых разногласий. Сколько идей не реализовалось из-за того, что деньги так и не нашлись…

Курс «Финансы для креативных организаций»

Укрепить навыки творческих профессионалов в составлении бюджета и повысить финансовую грамотность креативщиков и деятелей культуры — такую задачу поставили перед собой эксперты проекта ЕС «Культура и Креативность». И предложили творческому сообществу серию бесплатных курсов по финансам, маркетингу и поиску средств на реализацию идей.

«Обычно творческие профессионалы отлично справляются с описанием творческой части проекта, а вот неопытность в таких вещах как маркетинг, страхование, стоимость долгового финансирования — причина бессонных ночей. Еще одна головная боль — будут ли маркетинговые мероприятия обеспечивать доход м продажу билетов, оборот в кафе, магазине, и т.д., — говорит Сара Телвол, консультант и эксперт программы ЕС «Культура и Креативность».

Как справиться с этими проблемами? Решение «на поверхности» — взять на работу маркетолога или экономиста, который займется бюджетированием проекта. Но это дополнительные расходы, новый (и фактически чужой) человек в команде, притирки, возможное недопонимания и т.д..

А если пойти другим путём и взять пример с коллег, которым уже удалось решить подобные задачи. Изучить успешный опыт креативщиков из других стран. Сара Телвол, консультирует творческие и креативные организации на предмет финансовой грамотности в Великобритании и по всему миру и имеет солидный опыт в этой области.

sara_talwall.png

В ее курсе «Финансы для креативных организаций» можно найти ответы на вопросы, которые ставят в тупик творческие личности. Например, составлять бюджет минимума, или все считать по максимуму? Или просчитывать оба сценария? Какой бюджет в этом случае прикреплять к заявке? А как быть с ресурсами, которые, возможно, обойдутся бесплатно? Стоит ли их указывать в бюджете? Кстати, в этом случае эксперт советует все-таки включить позицию в бюджет.

«Но если в графе «расходы» стоит 0, то приложите письменное подтверждение, договор или заверение того, что вы сможете бесплатно взять в аренду помещение, одолжить оборудование или воспользоваться ресурсами партнеров», — говорит Сара Телвол.

Еще одна финансовая задача — «скрытые расходы», — что это такое и как их отразить в бюджете? Стоит ли закладывать в бюджет финансовые и организационные риски и как их правильно представить спонсору? Внятные и прозрачные ответы добавят шансов на получение финансирования, ведь грамотно составленный бюджет — это знак того, что вы владеете ситуацией от начала и до конца.

«Вы не можете предвидеть будущее. Но вы можете составить как можно более реалистичный и точный бюджет, чтобы разница между финансовым документом и реальностью не снижала качество исполнения проекта,» — говорит британский эксперт в развитии креативных индустрий.

Также Сара Телвол советует что делать, если вы получите предложение реализовать коррупционную схему. А такое предложение, по ее мнению, рано ли поздно получает каждый, кто распределяет средства.

По ее словам, основной финансовый тренд в бюджетировании культурных проектов — покрытие части расходов из собственных средств организаторов. Требуемая спонсорами часть собственных средств постоянно возрастает. Таким образом, собственные средства, плюс грамотность в финансовых вопросах, вместе с оригинальностью идеи и конкретно сформулированными целями, — решающие факторы при рассмотрении заявки о финансировании.

Курс «Финансы для креативных организаций» содержит пакет документов от эксперта, примеры бюджетов, которые можно использовать для своего проекта, полезные ссылки, тест и сертификат от программы ЕС "Культура и Креативность". Сертификат о прохождении курса может получить каждый, кто ответит на 10 вопросов. Ну и еще, — стоит просто зайти на страницу курса для того чтобы посмотреть на Сару Телвол – она необыкновенная.

Бесплатная видео и текстовая версия курса доступна по ссылке.

Курс по «Маркетингу»

Курс по маркетингу от британского эксперта Дэвида Пэрриша для творческих профессионалов основан на опыте самого эксперта и его практики консультирования, которую он ведет по всему миру.

58794c61a1e06.png

Д. Перриш считает, что деятелям культуры и творческим предпринимателям, прежде всего, надо понять, что они имеют ввиду под словом «маркетинг». Для креативщиков, по мнению эксперта, это понятие имеет иное значение, чем просто продажи, реклама и продвижение.

«Да, это все неотъемлемые части маркетинга, но не только. Маркетинг - это «смысловой зонтик», под которым находиться и наше понимание рыночных отношений, отношение к конкурентам и умение слушать потребителей», — убежден Д. Перриш.

Именно способность эффективно общаться с потребителями, строить диалог с выбранными рынками — ключевой фактор успеха культурных проектов. Обычные вещи, на первый взгляд, но если мы говорим об искусстве и культуре, где основа продукта — творчество, то «взглянуть на вещи глазами потребителя» — становиться отдельной и очень сложной задачей. Что банально для маркетолога, то революция для арт-предпринимателя.

Отдельная тема в курсе посвящена созданию эффективной маркетинговой стратегии в сфере культуры и практическим примерам. Плюс эксперт приводит 20 ключевых утверждений о маркетинге для творческих профессионалов. Курс бесплатно доступен по ссылке. По результатам также можно пройти тест из 10 вопросов и получить сертификат. Вот такой.

certificate_marketing.png

Курс «Партнёрство и Фандрейзинг»

Курс «Партнёрство и Фандрайзинг» от Лидии Варбановой, автора книги «Международная предпринимательская деятельность в сфере искусства» — уникальная возможность узнать об инновационной предпринимательской деятельности сфере искусства и опыте проведения успешных инициатив по привлечению средств. Эксперт классифицирует современных арт-предпринимателей по следущим категориям:

  • Culturepreneurs - сотрудники уже существующих организаций культуры, музеев, библиотек. Внутриорганизационное предпринимательство в секторе культуры и искусства пока мало изучено, но имеет, по мнению Лидии Варбановой, серьезный потенциал.
  • Artpreneurs - профессионалы, которые занимаются творчеством и самостоятельно решают финансовые вопросы, занимаются маркетингом и обеспечивают присутствие своего проекта как в реальном, так и «цифровом» мире.
  • Digital Enterpreneurs - виртуальные предприниматели, чья деятельность основана на использовании технологий в искусстве.

«Почему инновации так важны? Потому, что это инструмент, который позволяет выделиться на фоне других предприятий сектора. В сфере культуры и искусства инновации имеют двойственный характер поскольку, отражаются и на творчестве и на организационном процессе», — объясняет Л. Варбанова.

varbanova[2].jpg

К какому типу предпринимателей относитесь вы? Что важно для успешного предпринимательства в сфере культуры? У каждого свой ответ. Эксперт считает, что важными являются три вещи: любить искусство, знать контекст, в котором оно существует, и видеть четкие перспективы развития своего предприятия.

«А также важно быть готовым взять на себя риски не только финансовые, но и репутационные», — говорит Лидия Варбанова.

Ведь предприниматели это те, кто рискуют, а предпринимательство в творческой среде - то еще приключение.

Отдельно в курсе Лидии Варбановой рассматривается тема межотраслевого сотрудничества (crossovers) и вопрос использования инновации для поиска внешнего финансирования.

Курс Лидии Варбановой «Партнёрство и Фандрейзинг» доступен по ссылке.


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: