Как феминизм стал популярной темой для беларуских СМИ и способом хайпануть для брендов. Мнение координаторок "Маршируй, детка!"

4 Апреля 2019 2457 0 Нестандарт
Поделиться

Тема защиты прав женщин с каждым годом набирает обороты по всему миру. Это не могло не затронуть и Беларусь, где очень сильна традиционалистская и стереотипная парадигма восприятия женщины в обществе.

Координаторки инициативы "Маршируй, детка!" Александра Савинич, Мариша Корж и Светлана Гатальская рассказывают marketing.by, как тема феминизма пробивается к СМИ, в чем состоят основные "боль и страдание". Какие креативные приемы используют организаторы, чтобы просвещать и вовлекать публику в проблемы гендера.  



Вы знали, что в нашей стране до сих пор существует список запрещенных профессий для женщин? 181 профессия, если быть точными, недоступна женщинам на данный момент.

Нет специализированного закона по противодействию домашнему насилию, нет понятия дискриминации в законодательстве, отсутствует судебная практика по сексуальным домогательствам на рабочем месте.
Но говорить, что ничего не меняется нельзя: 

  • мужчина уже может уйти в декретный отпуск по уходу за ребенком, 
  • по всей стране существует огромное количество кризисных комнат, куда принимают жертв домашнего насилия, 
  • работодатель не имеет права основываться на гендере, семейном положении и/или наличии детей при выборе кандидатуры для приема на работу.

Однако де-юре и де-факто очень разнятся, когда дело доходит до практики применения законов. Женщины в Беларуси получают от 70 до 76% от зарплаты мужчин на тех же должностях; лишь 1% мужчин в 2018 году ушли в декретный отпуск по уходу за ребенком: ведь “это не мужское дело”. 

Да и разница в зарплатах матери и отца зачастую расставляет приоритеты; даже зная о наличии закона, запрещающего спрашивать о семейном положении и наличии детей, наниматели часто им пренебрегают. 

Чтобы попасть в кризисную комнату жертве домашнего насилия нужно иметь при себе справку с работы и  справку из школы для детей, если они с ней. Если женщина убегает из дому ночью, то эти правила сложно выполнить. Более того, кризисная комната работает до 18:00 вечера, а это значит что на ночь женщине нужно искать себе другой ночлег..

Стереотипное восприятие мужских и женских ролевых моделей все так же сильно в нашей стране, что влечет за собой огромное количество нарушений законодательства, случаев дискриминации и насилия. Нам предстоит еще огромный труд, в первую очередь в сфере образования, для того, чтобы изменить ситуацию.

Мы не прикладывали каких-то невероятных усилий, чтобы о нас писали.


История проекта "Маршируй, детка" следующая: мы инициативная группа неравнодушных беларусок и беларусов, которая самоорганизовалась в тот самый день, когда Концепция закона о противодействии домашнему насилию была раскритикована президентом Республики Беларусь и автоматически задвинута в дальний ящик. 

Мы создали закрытую группу “Маршируй, детка!” в Facebook, в которую за два дня добавилось 2 000 человек. После чего состоялось две оффлайн встречи с людьми, готовыми активно действовать и включаться в процесс, таких людей на данный момент более 100. И первая встреча случилась через пару дней в Галерее У, куда пришло несколько медиа.

На данный момент мы не прикладывали каких-то невероятных усилий, чтобы о нас писали. По факту главное — рассказывать понятные вещи, которые волную общество. Тогда СМИ будут приходить сами и просить комментарии или интервью.

Зачастую в погоне за быстрыми хайповыми новостями теряется важная информация

Мы бы не сказали, что пробиться к медиа сложно, ведь тема феминизма сейчас более чем популярна. Однако мы также видим недостаточное погружение журналистов и журналисток в проблематику. Зачастую в погоне за быстрыми хайповыми новостями теряется важная информация, забываются ссылки, не берутся комментарии у эксперток и экспертов или у непосредственных акторов и акторок событий, показывается лишь односторонее мнение. 

Но также важно, что в нашей работе с журналистками и журналистами нам повезло работать и с людьми, которые помогали сделать материал интереснее и актуальнее для читателей и читательниц, мы вместе брейнштормили и работали над подачей, это очень вдохновляет.

Отстаивание прав женщин и другие фем-темы сейчас одни из топовых

Отстаивание прав женщин и другие фем-темы сейчас одни из топовых, так как они вызывают неоднозначное отношение, километровую ленту комментариев под публикациями и много споров. Женская повестка становится все более видимой. Есть простые "пояснялки" - что такое феминизм и откуда у феминисток берутся дети (как будто феминизм - это способ контрацепции (нет).

Появились новые форматы активизма и просвещения:
  • инициативная группа "Маршируй, детка!", продвигающая разработку закона против домашнего насилия,
  • подкаст по фем-вопросам Fem.fm,
  • креативные открытки к 8 марта от Весны с месседжами, напоминающими нам изначальный смысл этого дня. 

Никого не оставляют равнодушными феминитивы, причем появляются идеи и проекты, которые открыто стебутся над феминитивами и делают мизогинные продукты - майки, высмеивающие феминитивы и женщин (проект был размещен на Улье и провалился, собрав мизерную сумму).

На волне хайпа некоторые бренды стараются повысить свою узнаваемость и увеличить объем продаж

Мы заметили, что инициативы с женоненавистническими месседжами вызывают хайп ровно на 1 день и проваливаются. Это не удивительно. Критичные замечания со стороны фем-сообщества заставляют многих людей задуматься о том, что на самом скрывается за "невинным" роликом или месседжем.

Также, на волне хайпа некоторые бренды стараются повысить свою узнаваемость и увеличить объем продаж. Несколько координаторок инициативы, например, отказались от продукции одного из производителей белья после скандала с рекламой, объективирующей женщин. Хотя потом они сделали важное дело и поддержали убежище для пострадавших от домашнего насилия.

Важен принцип "ничего для нас без нас": всегда можно посоветоваться с людьми, обладающими экспертизой в теме или целевой аудиторией.


У медиа или бизнесов есть предвзятое отношение и страх, что лояльная аудитория их неправильно поймет

Что касается общих сложностей продвижения темы прав женщин, феминизма, противодействие домашнему насилию, то они часто форсируются. А из-за незнания и непонимания сути проблемы, происходит подмена понятий.

Самый простой пример: «Феминистки – это агрессивные женщины с небритыми подмышками». Наиболее актуальный пример: «Закон о противодействии домашнему насилию – это возможность милиции влезть в семью и разрушить традиционные ценности». В обоих случаях речь не идет о логичной аргументации, это скорее популистский взгляд на вещи, в которых даже не пробовали разобраться.

Именно по этой причине возникают сложности в продвижении социальных тем. Ведь у медиа или бизнесов есть предвзятое отношение и страх, что лояльная аудитория их неправильно поймет.

Тема домашнего насилия среди беларуских общественных инициатив поднимается и решается очень давно – ей более 20 лет. Но медиа и бизнесы только недавно начали к ней присматриваться. Огромная заслуга в медийном продвижении этих тем принадлежит активисткам и активистам, блогеркам и блогерам. Ведь именно через эти каналы общественность стала узнавать и разбираться в этимологии понятий, в том, как они влияют на нашу жизнь и почему «Феминизм – это не женский вопрос, а вопрос всего человечества».

Еще одна сложность в продвижении темы противодействия домашнему насилию – государственное лобби. Повестка принадлежит в том числе Министерству внутренних дел, а это значит, что чеховский человек в футляре постоянно думает о том, «как бы чего не вышло, и как бы я не попал в немилость госмашины». Но особенно влияют на продвижение – комментарии главы государства, что по факту сейчас снижает медийность такой проблемы как домашнее насилие.

Тем не менее, основным камнем преткновения в продвижении этих тем лежит в их недостаточном понимании и осознании в обществе.

Этих тем не стоит бояться в рекламе, единственное, на них не стоит выезжать, подменяя понятия


Последний кейс Reebok «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» как раз-таки показал, что любой опыт можно применить, главное – быть готовым к результату. В этом кейсе рекламу сняли, и на первый взгляд может показаться, что она не сработала. Но на самом деле произошел медийный взрыв, при котором бренд Reebok упоминался в каждом втором посте соцсетей.

В конечном счете вся эта ситуация привела к тому, что люди забыли сам скандал и суть претензий, а вот название бренда еще надолго засело в их головах. И это лишний раз доказывает: темы феминизма, домашнего насилия и прав женщин затрагивают каждую и каждого, кто о них говорит – потому что феминизм - это не только про женщин, это про всех, это про общество в котором мы живем и про практики, которые наблюдаем каждый день.

Этих тем не стоит бояться в рекламе, единственное, на них не стоит выезжать, подменяя понятия. На наш взгляд слоган «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» просто отличный: он и про гендерное неравенство, и про стереотипы в сексуальных практиках и про нестандартный подход.


Иллюстрации:  Екатерина Дорохина


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: