Итоги 2009 года и основные тенденции рынка новых автомобилей в России, Украине и Беларуси

30 Марта 2009 Marketing.by 2761 0 Анализ рынков
Поделиться

МАХ «Атлант-М» проанализировал ситуацию на рынках своего присутствия и сделал прогнозы на ближайшие годы.

Аналитики МАХ «Атлант-М» констатируют, что мировой кризис оказал существенное влияние на динамику развития автомобильных рынков Беларуси, России и Украины и обусловил новые тенденции на текущий год.

Рынок Российской Федерации впервые за свою историю превысил порог в 2 млн. иномарок и показал рост в 26,4% по отношению к 2007 году. Всего в РФ было зарегистрировано 2 080 818 автомобилей. Однако, несмотря на эту внушительную цифру, на фоне бурного роста в предыдущие годы (49-68%) показатель в 26,4% выглядит не очень впечатляюще. То же самое можно сказать и в отношении Украины. Почти преодолев планку в 500 тыс. иномарок, рост рынка стремительно замедлился с 70% в первых кварталах до 27,5% в конце 2008 года.

На этом фоне падение рыночного роста в Беларуси выглядит не таким плачевным: в 2008 году наш рынок иномарок составил 25 296 автомобилей, что оказалось больше результатов 2007 года на 43,1%.

Первые месяцы 2009 года, по оценкам специалистов Холдинга, показали ужасающие темпы падения автомобильных рынков.

Динамика роста продаж новых импортных автомобилей по регионам

Россия

Рынок новых иномарок в России в 2008 г. вырос на 26,4% и превысил 2 млн. шт.

Украина

Рынок новых иномарок в Украине достиг 500 тыс., но рост замедлился с 70% до 27,5%

Беларусь

Автомобильный рынок Беларуси показал самый быстрый рост и превысил 25 тыс. шт.

В последние месяцы ситуация на рынках изменилась. С осени прошлого года началось резкое падение автомобильного рынка.

Беларусь в троице стран выглядит наиболее предпочтительно. Только в феврале рынок впервые показал отрицательную динамику, в то время как в России и Украине отрицательные показатели роста были зафиксированы уже в ноябре.

Данные тенденции наблюдались на фоне общего спада в экономиках трех стран.

Свой вклад в обозначенную динамику внесла девальвация национальных валют в этих странах.

В результате экономического кризиса и девальвации покупательная способность резко снизилась.

Динамика рынка новых автомобилей в России (поквартально)

Рост авторынка России происходит за счет иномарок. Продажи российских снижаются. Структура рынка изменяется в пользу иномарок, в том числе российской сборки. Эта тенденция будет характерна и для кризисного периода.

По итогам прошлого года в структуре рынка РФ было 4 явных лидера – Hyundai, Toyota, Chevrolet, Ford

Динамика рынка новых автомобилей в Украине (поквартально)

Лидеры рынка – иностранные автомобили украинской сборки, а также Mitsubishi и Toyota

Динамика рынка новых автомобилей в Украине (поквартально)

Доли автомобильных брендов на рынке новых автомобилей Беларуси по итогам 2008 года

Доли автомобильных брендов на рынке новых автомобилей Беларуси по итогам января-февраля 2009 года.

Доля брендов холдинга «Атлант-М» составила 44,5%.

Динамика роста продажи новых иномарок на 1 млн. населения за последние 4 года по рынкам России, Украины и Беларуси

По объему продаж иномарок на душу населения Россия и Украина находились на уровне новых членов ЕС.

Объем продаж в России в 2008 г. примерно адекватен показателю ВВП на душу населения. В Украине он был завышен, что говорит о перегреве рынка. В Беларуси темпы роста продаж новых авто были ниже темпов роста ВВП, что и обусловило менmitt падение рынка под влиянием мирового кризиса.

Докризисные факторы, которые обуславливали тенденции на автомобильных рынках Беларуси, России и Украины

Быстрый экономический рост Рост доходов населения, потребительский оптимизм Укрепление национальной валюты, доступность импорта Развитие потребкредитования

Послекризисные факторы

Падение реального производства Снижение доходов, переоценка потребителями своих возможностей Девальвация национальной валюты к доллару, подорожание импортных товаров Сжатие кредитных операций

Общие тенденции, которые будут наблюдаться в экономиках Беларуси России и Украины

1. Ослабление национальных валют к доллару на 30-60%, удорожание импорта.

2. Нулевой или отрицательный прирост производства (в Украине – падение на 10-15%).

3. Падение доходов населения в долларовом выражении от 30-40% (в Беларуси) до 50-60% в Украине.

4. Повышение импортных пошлин на автомобили в России и Украине.

5. Восстановление потребительского кредитования не ранее конца 2009 года.

6. Падение потребительского оптимизма.

Общие тенденции автомобильных рынков Беларуси, России и Украины

1. Смещение основных доходов дилеров в сферу сервиса и продажи запчастей.

2. Осторожность при планировании заказов, отсутствие больших складов автомобилей.

3. Снижение доли кредитных продаж и клиентов, покупающих первый новый автомобиль.

4. Целевой клиент — тот, кто уже владеет неплохой иномаркой, но меняет ее на новую.

5. Рост доли повторных продаж и важности взаимоотношений с клиентом и уровня обслуживания.

Для Беларуси будут характерны следующие тенденции:

1. Зависимость рынка от активности отдельных игроков. Активные маркетинговые действия любого дилера, который входит в десятку крупнейших, может вызвать перераспределение долей на рынке всех остальных.

2. Нестабильность спроса в связи с негативными ожиданиями по повышению пошлин, ограничению на импорт, очередной девальвации национальной валюты.

3. С рынка наверняка уйдут некоторые автомобильные бренды. Скорее всего от дилерства откажутся компании, для которых эта деятельность является не основной.

4. Ожидается активизация импортеров подержанных автомобилей.

Ситуация на белорусском рынке по сравнению с нашими соседями выглядит предпочтительнее. Так как наш рынок, в отличие от Украинского, был наоборот «недогрет», общее снижение доли в этом году составит 20-25%, причем в будущем возможен достаточно бурный рост. По нашим прогнозам, уже к концу 2010 года количество продаж сравнится с результатом 2008 года. Основанием для такого прогноза могут послужить данные по количеству новых автомобилей на душу населения. По этому показателю Беларусь находится на самом последнем месте из стран Восточной Европы.

Источник: Аналитический отчет МАХ «Атлант-М».

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: