Фрилансер или клерк: выбор работодателя

16 Июля 2009 Marketing.by 1462 0 Исследования
Поделиться

«Фриланс» — с каждым годом этот термин все более прочно входит в наш лексикон. Однако вопросов о том, что же это за вид деятельности такой, что это за стиль жизни, и насколько он подходит для современного белоруса, все еще очень и очень много как для соискателей, готовых податься на вольные хлеба, так и для работодателей.

Фрилáнсер (англ. freelancer — свободный копьеносец, вольный стрелок; в переносном значении — вольный художник) — это человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник), либо нанимаемый на время реализации конкретного проекта. Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Также, говоря о фрилансе, принято употреблять термины «дистанционная (удаленная) работа» или «теледоступ» (от англ. telecommuting — дистанционное присутствие (на рабочем месте с помощью домашнего ПК)).

Согласно данным официальной статистики, во всем мире прослеживается тенденция к увеличению количества фрилансеров. Только в Европе удаленно работают 8,2% всех сотрудников. В США эта цифра составляет 25% всей рабочей силы. За последние 3 года мировые компании увеличили объем услуг, отдаваемых на откуп удаленным сотрудникам на 22%. А в 2010 году, по прогнозам экспертов, уже почти 100 млн. жителей Европы будут работать дома. В России рынок временной занятости получил особенно активное развитие с развитием интернета и по оценкам экспертов, сейчас более трети российских компаний активно пользуются услугами фрилансеров.

Ситуация на белорусском рынке труда обстоит несколько иначе. В основном, фрилансерами становятся те, кто хочет в свободное от работы (или даже рабочее) время получить дополнительный доход. Однако есть и матёрые, идейные фрилансеры, которые отстояли свое право на свободную занятость, уже имеют солидное имя в профессиональной среде и активно востребованы работодателями. По прогнозам специалистов, рынок «удаленной» фриланс-занятости, также как и в России, в Беларуси будет развиваться и расти по мере того, как будет увеличиваться число интернет-пользователей.

На данный момент предложений «удаленной» работы достаточно много. Даже поверхностный срез одного из самых посещаемых интернет-ресурсов по работе только за последние 10 дней, показал, что и количество и качество предлагаемых белорусскими предприятиями вакансий очень достойно. Среди найденных 210 вакансий в немалом количестве были обнаружены: менеджеры по продажам, менеджеры по маркетингу и рекламе, бухгалтеры, программисты, юристы, фотографы, преподаватели, секретари, инженеры и даже врачи.

Как известно, спрос рождает предложение, а предложение поддерживает и развивает спрос. Конечно, определенное количество предприятий уже готовы принимать на работу фрилансеров и уже смогли оценить всю выгоду подобной схемы. Однако не секрет, что даже сам термин «фрилансер» еще не прижился у нас: далеко не все его однозначно понимают, используется он достаточно редко, в основном, когда говорят о временной занятости или вовсе употребляют термин «подработка». Среди работодателей иногда можно услышать мнение, что, мол, стал фрилансером — значит не смог найти достойную постоянную работу, не профессионал или вообще новичок, студент, например.

Чтобы разобраться в этом непростом вопросе и в потребностях рынка, в отделе маркетинга Медиа Группы БЕЛПРОНТО* в рамках проекта РАБОТА СЕГОДНЯ было решено провести телефонное интервью с потенциальными работодателями, не готовыми и готовыми принять на работу сотрудников-фрилансеров. Цель опроса — оценка и изучение спроса на фриланс-услуги у белорусских предприятий. Выборочная совокупность, по которой проводился опрос, включила 200 минских предприятий различных отраслей деятельности: производство, строительство, услуги, ТНП, досуг и т.д.

Результаты оказались весьма интересны. Четверть опрошенных заявили о необходимости в той или иной мере оперативно принять на работу фрилансеров. Причем 11,5% предприятий имеют постоянную необходимость в найме подобных сотрудников, и подавляющее большинство их принадлежат к сегменту «Строительство». Соответственно, среди свободных фриланс-вакансий много строительных специальностей. Однако по оценке руководителей предприятий и HR-менеджеров, востребованными оказались также менеджер по продажам, агент по рекламе, маркетолог, бизнес-тренер, специалист по сбыту, специалист по ВЭД, врач, веб-дизайнер и даже артист-вокалист. Как видите, весьма разнообразный набор специальностей, дающий возможность реализоваться различным специалистам.

Среди 74% предприятий, сомневающихся в необходимости найма фрилансеров, подавляющее большинство — государственные предприятия, а так же предприятия занимающиеся оптовой и/или розничной торговлей. Среди основных причин, по которым найм «удаленных» сотрудников затруднен, были названы: 7,04% — «налоговая система делает найм внештатного сотрудника невыгодным», 12,7% — «внештатные сотрудники обычно недостаточно компетентны», 15% — «не хочу трудностей с оформлением договоров, карточек соцстрахования и другой бумажной волокиты».

Основную же часть ответов составили: «штат укомплектован» (39,4%) и «не принято/не заведено на предприятии» (26,1%). Как выяснилось в ходе дополнительного этапа исследования (опроса «экспертов»), основными мотивами для данной группы респондентов выступили:

Убеждение работодателей, что внештатный сотрудник гораздо менее заинтересован в качественном выполнении работы, т.к. не имеет всех привилегий работника постоянного, как то: соц.пакет и постоянное рабочее место. Недостаток компетентности в данном вопросе и, следовательно, уверенность, что внештатные сотрудники необходимы только на очень больших предприятиях для выполнения самых простых операций. Желание руководителя сохранить «наработанный коллектив» — понятие, включающее в себя эмоциональную атмосферу на предприятии, корпоративный дух, а также уровень компетентности сотрудника («сотрудников нужно долго обучать, а потом получать от этого дивиденды; фрилансеры — это расточительно»). Уверенность, что фрилансер — это нечто сродни сотруднику на полставки; человек, который работает вполсилы, обязательно неполный рабочий день, «не выкладывается», недостаточно заинтересован в конечном результате, поэтому ему будет трудно работать с клиентами («нам нужно, чтобы сотрудник постоянно был на рабочем месте, нас не устраивает работа на полдня; нужно, чтобы менеджер бегал за клиентом, а не наоборот»). Причина, характерная для торговых предприятий: большинство вакансий там — это материально ответственные лица, а сотрудничество с внештатным сотрудником, по их мнению, не обеспечивает должного уровня порядочности работника.

Конечно, к изложенным мнениям можно относиться по-разному и всегда необходимо помнить о том, что ситуация на рынке фриланс-труда не описывается простой системой плюсов и минусов. Не каждой компании, не в каждой индустрии удобно работать с фрилансерами. Однако очевиден тот факт, что для многих компаний опыт найма «удаленного» сотрудника — это кардинально новый опыт, требующий перестройки и оптимизации бизнес-процессов. Но, возможно, именно эти перемены и необходимы компании? Опытный фрилансер — это уже давно не человек, который перебивается случайным заработком. Для того, чтобы пополнить ряды фрилансеров, нужно кроме недюжинного профессионального мастерства, иметь еще и предпринимательскую жилку. Нужно не только уметь отлично делать свою работу, но и отлично продавать и продвигать себя и свои услуги, а это значит, быть активным, ответственным и целеустремленным.

На сегодняшний день уже многие эксперты считают, что нынешняя, первая волна фриланса — только начало большого процесса, связанного с масштабной эволюцией бизнес-моделей. Меняются бизнес-подходы и предпринимательские традиции. Уже сейчас бытует мнение, что компании, в которых нет возможности нанимать фрилансеров, которые не умеют это делать и не практикуют, отстают, неизбежно несут убытки и морально устаревают. Нанимая на работу фрилансеров,   руководитель учится тому, как работать в среде, где нет жесткой иерархии, где возможна гибкая и постоянная перенастройка правил игры, где во главе угла стоит Профессионал, знаток своего дела — среде, которая, очевидно, является нашим будущим, а отчасти уже настоящим.

*Исследование проведено СП «БЕЛПРОНТО» OOO.

Справка

СП «БЕЛПРОНТО» ООО — белорусское подразделение российского медиа-холдинга «Пронто-Москва», создателя и владельца бренда «Из рук в руки». Медиагруппа «БЕЛПРОНТО» представляет 20 медиа-проектов – печатных и интернет-СМИ с уникальным пользовательским контентом (группа газет «Из рук в руки», еженедельники фотообъявлений, «Вся Недвижимость» и «АВТО», газета «Работа сегодня», журналы «Бизнес-регион», «Магазин», «Вся стройка и ремонт», интернет-сайты Irr.by и automania.by).

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: