Эволюция создания логотипов: от арт-нуво до наших дней

Поделиться

Весь тот дизайн, который мы видим вокруг нас сегодня, не появился в одну минуту сам по себе. Сейчас мы наблюдаем результат более чем двухсотлетнего процесса развития визуальных образов. Пол Рэнд, создавший в своё время фирменный дизайн для Форд, АйБиЭм и многих других, не менее известных компаний говорил, что дизайн может быть настоящим искусством, эстетикой, оставаясь при этом простым. Потому-то всё это так сложно. Рассмотрим главные тренды в дизайне, которые были популярны в разные периоды времени.

Предпочтения в логотипном дизайне прошли тернистый путь от витиеватого и рельефного модерна до лаконичного минимализма. Многие из нам знакомых компаний, стали своего рода первопроходцами в области моды, ознаменовав приход новой эры в дизайне. Но всё по порядку и рассмотрим мы вся с самого начала.

Викторианская эпоха (1837-1901)

01-7.jpg

Попробуем мысленно переместиться в Англию того времени и что же первое бросается в глаза? Роскошь и изысканность старинных особняков и дворцов, являющихся настоящим символом Викторианской эпохи. Характерными чертами этого времени можно считать обилие растительных деталей, эклектизм.

Готика: в начале своей истории Пепси выглядел совсем не так, как видят его наши современники. В далёком 1898 году он был настоящим лицом величественной готики.

Королевские шрифты начали применяться с большой активностью. Каждая буква такого шрифта представляет собой едва ли не отдельное произведение искусства. Инновационный подход. Логотип производителя моторного масла Вальволин, созданный в далёком 1886 году можно назвать одним из первых, что были созданы с чисто коммерческими задачами.

Ремёсла и искусство (1880-1910)

02-8.jpg

Великолепный декор во всей красе. Тот самый момент, когда эстетика начала вливаться в широкие массы. В декоре начинают использоваться более простые и привычные силуэты и отделка. Значительный шаг в сторону современного дизайна.

Вечно молодой раритет. JackDaniels и его знаменитейший OldNo. 7. А это, между прочим, 1875 год, когда был создан дизайн, узнаваемый до сих пор.

FordMotors в 1903 году обзавёлся логотипом, который даже сегодня признаётся одним из лучших в области автомобилестроения.

Арт-нуво (1890-1920)

03-8.jpg

В ответ на беспощадную жёсткость эпохи индустриализации, появилось новое течение в искусстве, отличающееся нежностью, элегантностью и ориентированием на природные формы.

Кока-кола, логотип, который за всё своё существование не претерпел особых изменений и сохранил свой узнаваемый стиль добрую сотню лет.

Джэнерал Электрик, основанный ещё в 1878 году. Логотип этой корпорации остался неизменным и бережно хранится с момента его создания.

Венок Бэнц. Тут следует вспомнить, что компания Мерседес-Бенц представляет собой результат объединения двух отдельных брендов. До 1926 года между ними наблюдалась активная конкуренция. Лого Бэнца целиком соответствовало моде того периода времени.

VERSACE. Этот логотип был разработан в 1978 году, намного позже эпохи арт-нуво. Голова мифической горгоны, выбранная Версаче в роли авторского автографа выступила в роли символоа эдакой фатальной притягательности.

Многие из логотипов, созданных в этот период, использовали флоральные мотивы в орнаменте, сочетая их со шрифтами для создания глубокого символизма и неповторимой композиции. Вместе с тем, смысловая нагрузка не мешала разрабатывать лёгкие и сдержанные решения, большая часть которых применяются даже современными дизайнерами.

Ранний модернизм (1910-1935)

04-7.jpg

В этот период многие дизайнеры и художники стали отступать от привычных принципов, позволяя себе проводить эксперименты с изображениями и содержанием. Логотипы обрели самобытность и стали не похожими на картины. Весь графический контент во главе с логотипом табачного производителя Manoli выглядел как натуральный бунт дизайнеров, хотя на деле они немало опередили своё время.

Экспрессионизм в немецком стиле (1905-1935)

05-8.jpg

Ещё больше чувств и экспрессии! Это направление сфере изобразительного искусства стало первым из тех, что полноценно проявили себя в области кино. Так что кинофильмы оказались для дизайнеров тем колодцем, из которого они черпали вдохновение и свежие идеи. С 1937 года и до самого начала второй мировой, логотип народного автомобиля Фольксваген был настоящим голосом эпохи. Что же до авторства этого произведения – оно оспаривается до сих пор без каких-либо однозначных результатов.

Модернизм на границе 19 и двадцатого веков

06-8.jpg

Только новое, и ничего старого! Тяжесть и вычурность деталей ушли в историю вместе с ужасами того времени. Настало время свободы взглядов и современных течений во всех отраслях искусства.

1907 – кубизм. Представитель абстрактных течений в искусстве, зародившихся первыми. Его представители не обращали внимания на устоявшиеся законы формы и перспективы, наделяя свои работы остротой и угловатостью, не допуская никаких привычных округлостей.

1909 – футуризм. Индустриализация и технологичность стали основными трендами в отрасли разработки логотипов.

1913 – конструктивизм. Дизайн впитывает в себя некоторые принципы архитектуры. Такие как монолитность, сдержанность и геометрическую правильность.

1915 – супрематизм. Изображения стали нести в себе простейшая геометрия и цвета, давая возможность каждому зрителю индивидуализировать смысл произведения, и, конечно же, логотипа в том числе.

Арт-деко (1925-1940)

07-7.jpg

Добро пожаловать в мир технологий. Искусство визуализации тех времён гармонично объединяло в себе элементы механики с традиционными рабочими мотивами. Яркие цвета и нестандартные формы были как никогда популярны.

Первый логотип ЛЕГО был выполнен в модном по состоянию на 1934 год стиле. Более скруглённые очертание, знакомые сегодня каждому, он приобрёл только в 1953 году.

Логотипный дизайн всё чаще использовал знамёна и гербы в качестве основных элементов оформления, но вместо воинственности они несли утончённость и некоторую изысканность. Художники смогли объединить в одно целое романтизм и технологичность, вместе с духом героизма. Яркий представитель стиля – логотип кинокомпании WarnerBrothers . Пусть он и изменился в некоторых деталях, но общая форма и силуэт остались крайне узнаваемыми, сочетая концептуальный шрифт и характерный контур. Логотип Рэно в первой его итерации выглядел как символическое изображение решётки радиатора и выполненное в лаконичном, не лишённом футуризма, стиле название. Такое решение произвело настоящий фурор в тогдашней Франции, привыкшей к деликатным изящным решениям.

Героический реализм (1934-1345)

08-6.jpg

В это время искусство и пропаганда стали единым целым. Дизайнерские работы того периода всё меньше были декорированными, уступая место агитации и мотивации. Реалистичность и идеализм стали основной, вытеснив модерн в глубины истории. На этом этапе дизайнеры наконец пришли к пониманию того, что с помощью логотипов можно оказывать немалое воздействие на аудиторию. Элементы оформления получали мощный героический подтекст, призванный поднять дух народа и принести веру в светлое будущее.

Поздний модернизм (1945-1970)

09-5.jpg

Простота вновь стала основным идеалом и примером для подражания в дизайне. В этот период окончательно исчезли из обихода витиеватые декоративные элементы, уступив место упрощённым картинкам и простому тексту. Коллажи из базовых фигур стали основой для создания визуализации.

Логотип NBC, разработанный в далёком 1943 году, до сих пор признаётся лучшим из всех, что были в истории компании. Он невероятно простой, но наполненный эмоциями и чувствами. Новые технологии всё глубже проникают во все отрасли жизни, а дизайнерские находки становятся всё более смелыми. В 1947 году появился логотип Xerox, полностью соответствующий духу эпохи и до сих пор его признают одним из наиболее успешных.

Фирма IBM в 1956 году выставила на суд общественности свой обновлённый логотип. И он был не просто хорош, а по-настоящему гениален. Выразительный шрифт и всего три буквы создали эффект разорвавшейся бомбы. Не удивительно, что компания и по сей день придерживается подобного стиля.

В 1960 году компания Кодак разработала концептуальный дизайн логотипа, сочетающий название и имитацию бумажного элемента с отвёрнутым уголком. Таким образом, они одновременно создали и новое веяние в дизайне полиграфии. Многие дизайнеры разрабатывали логотипы, применяя в качестве основы силуэты букв, и часто это приводило к появлению весьма удачных вариантов.

Постмодернизм (1975-1990)

10-5.jpg

Пришла пора нарушать устоявшиеся правила. Дизайнеры вновь вернулись к использованию ярких цветов и сложных орнаментов, используя их как по отдельности, так и в комплексе. Наиболее запоминающейся деталью бренда Старбакс стал именно логотип. Изображение русалки с древней гравюры обрело новую жизнь на эмблеме сети кофейных и продолжает там пребывать до нашего времени, претерпев небольшие изменения.

Логотип MTV был разработан в далёком в 1981 году и его сразу же признали наиболее креативным. Прошло тридцать лет, изменениям поддалась расцветка, но размеры, форма и расположение деталей осталось неизменным.

Логотип CommonwealthBank является представителем крайне сдержанного стиля, одновременно с этим чётко передавая суть организации и ей принципы.

Группа Sex-Pistols является ярким примером разрушения устоев, ведь их логотип натурально собрали из обычных газетных вырезок.

Кроме прочего, популярной стала замена букв в логотипе на предметы похожие по очертанию.

Диджитал. (1985-наше время)

11-4.jpg

Приход цифровой эры внёс немалое разнообразие во все области деятельности, и дизайн не стал исключением. Сегодня можно встретить разнообразные логотипы. От вычурных и витиеватых, до минималистичных во всём. Разработанный ещё в 1981 году логотип HP воплотил в себе перспективу и прогресс. Буквы ничем не ограничиваются, как и человек, живущий в современности. Компания Intel создала логотип, полностью передающий суть собственного товара. Неповторимое содержание в простой и привычной форме.

Логотип GAP, разработанный в 1989 году, ярко показывает эффективность шрифтов большой высоты. В 2010 году была предпринята попытка изменить логотип, но новый образ продержался лишь недель, после чего вернули старый и проверенный годами вариант. В конце концов, зачем менять то, что отлично работает и так?

Минимализм (2001 и далее)

12-5.jpg

Меньше деталей, больше сути, под таким лозунгом создавались простые, и одновременно с этим эффективные логотипы. Вот уже много лет Apple признан одним из основоположников течений в моде не только в области электронных приспособлений, но и в дизайне. Узнаваемое каждым яблоко уже давно в ходу, но одноцветным его сделали только в 1993 году.

Фирма Target, владеющая сетью торговых точек и магазинов в Америке, легко узнаётся в наше время даже без её названия, достаточно одного лишь логотипа. 1932 год стал одним из важнейших моментов в истории бренда Ауди. Именно тогда четыре независимые компании объединились в одну, что и запечатлено на узнаваемом сегодня логотипе.

Тенденции развития дизайна логотипов

Как видим, дизайн логотипов уже более двухсот лет является обособленной веткой искусства. Сегодня же этой теме посвящаются книги, заметки, проводятся целые отдельные курсы обучения в университетах по всему миру. С давних времён многое изменилось, от моды до технологий, но самое интересное всё ещё впереди.

Кто-то может подумать, что сложного в разработке логотипов нет ничего, но ошибки при современной конкуренции просто недопустимы. Потому не стоит упускать из виду ни опыт прошлых лет, ни современные тренды.


Андрей Панченко,

founder & CEO of

GreenRedbrandstudio.com



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: