"Что делать беларуским художникам, чтобы заявить о себе?" Кураторы проекта ZBOR об имидже нашего искусства за рубежом

30 Октября 2018 2163 1 Креатив Нестандарт
Поделиться

В Минске уже практически месяц идет масштабная выставка-исследование истории современного искусства Беларуси за последние 30 лет.

ZBOR – это проект, в основу которого легла исследовательская деятельность платформы KALEKTAR, созданная группой художников и кураторов в 2014 году для изучения и сохранения новейших течений в современном искусстве Беларуси.

Marketing.by сходил на выставку, посмотрел вокруг, поговорил с кураторами и попытался разобраться: в каком состоянии находится беларуское современное искусство, почему нас не знают в мире и как бизнес поддерживает искусство в Европе.


Мы находимся в большом зале галереи современного искусства "Ў”. Яркими светлыми пятнами выбиваются из темноты подсвеченные работы художников, которые в разные периоды последних 30 лет волновали беларуское общественное пространство, провоцировали его и заставляли анализировать окружающую действительность.



В этом году исполнилось 100 лет со дня провозглашения независимости БНР, и за всё это время в Беларуси не было создано музея современного искусства. Если раньше художники и активисты надеялись на то, что в этой работе может поспособствовать государство, то сейчас надежды нет. 

View this post on Instagram

#ygallery #contemporaryart #minsk #zbor #exhibition

A post shared by Kata (@sv_katarina) on

View this post on Instagram

Посмотрела экспозицию #zbor и затосковала по тем временам, когда белорусское искусство было смелым, когда я с интересом ходила посмотреть на задиристые работы Алеся Пушкина, перфомансы Людмилы Русовой... Тогда я верила в светлое будущее моей страны и развитие художественной мысли. Теперь остались лишь немногие точки, куда хочется податься за впечатлениями. #галереяу в их числе. Кстати, она переехала с Площади Победы на улицу Октябрьскую. Рядом с магазинами "Армянские коньяки" и "Крышталь"


Всё, что можно увидеть на выставке — это результат безвозмездной работы 35 специалистов, которые собирали воедино художников в виртуальную галерею, из которой было выбрано 40 работ, призванных стать зеркалом современного беларуского искусства.

По мнению участников проекта, всё, что мы можем видеть на государственных выставках — фейк современного искусства.

"Оно огородилось этими фейками в виде Салонов и галерей, где утверждают, что это якобы и есть современное искусство. Но это обман зрителей. Они ничего не делают для продвижения беларусов вне этой страны. Ни одна из серьезных галерей не будет с ними сотрудничать", — поделился художник Сергей Кирющенко.

На выставке представлено более двухсот экспонатов: документальные фотографии, исследовательские эссе, оригинальные работы беларуских художников созданные в период с конца 1980-х до наших дней.

В центре выставочного зала находится большая медиа-презентация, которая показывает оригинальные видео-работы более 20 авторов, редкие документальные видеоматериалы перфомансов, художественных акций, реконструкции инсталляций.

View this post on Instagram

#zbor #ygallery

A post shared by Aliaksandr Vasilevich (@aliaksandrvasilevich) on


При помощи нестандартной организации пространства выставки организаторы хотят показать,что вместо того, чтобы архивировать предметы и артефакты, музей современного искусства сегодня становится эфемерным, он обращается к мультимедийности и отходит от привычных форм.

View this post on Instagram

какое оно, белорусское современное искусство? попробую рассказать об этом, прибегая к упрощению слагаемых впечатлений. осознаю, что не совсем корректно обобщать, ибо все мастаки разные и про каждого можно написать отдельный гимн/текст/оду, но, думаю, выставка "Zbor" на то и собрана чтобы нащупать белорусское, своё, пульсирующее сквозь историю, разность поколений, мнений, политических путей, образов жизни, выявить общие климатические показатели, этапы развития. и, всё же, какое оно? иронично-трагичное. с болью, любовью к родине и людям. вечное пArtизанское противостояние. или эскапизм в пространство личного, экологичного. это странно и страшно прозвучит, но именно благодаря (или вопреки?) режиму оно насыщается неповторимым колоритом, заряжается и заряжает уникальными смыслами. в нём много нашего контекста, протеста. у него белорусский голос, который умеет менять акценты, интонации, и, если нужно, становится интернациональным. *** ощущение такое будто выставка zbor - это оживший и частично материально/вещественно вооплатившийся сайт Kalektar. org. но вы загляните, поддержите художников и организаторов. познакомьтесь. это искусство не кусает, не нападает. оно уже укушено белорусской действительностью. но это не означает, что оно пассивно. эффект и воздействие непредсказуемы. #zbor

A post shared by Пон Линь (@lin.pon) on


Один из кураторов проекта Максим Тыминько практически 20 лет не живет в Беларуси. Он рассказал нам о том, почему беларуское современное искусство не знают в мире и как бизнес становится главной движущей силой продвижения искусства в Европе.

Никто не знает про беларуское современное искусство

— Я уехал из Беларуси учиться в 1997 году. Но приезжаю сюда регулярно, все контакты остаются. Когда живешь за рубежом, становится понятно, что практически никто не знает про беларуское современное искусство. Да, известны отдельные художники, которые выставляются в больших галереях и участвуют в важных проектах. Но никто их не ассоциируют с Беларусью и тем, что они именно беларуские художники. Более того, наша страна выпадает даже из основательных исследований искусства Восточной Европы.

Выпадение из мирового контекста обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, это отсутствие институций, с которыми могут сотрудничать европейские представители, музеи, площадки. То, что подает за современное искусство государство — никогда не заинтересует кураторов.

Ну а во-вторых — это отсутствие нормального художественного образования. Художественные школы должны создавать культурный фон страны. Во всех европейских институтах учится 60% иностранцев. Что мы имеем у нас? Мы закрыты внутри этих границ, и те люди, которые считают себя преподавателями, живут совершенно в другой не связанной с миром реальности. Но искусство не терпит границ.

Находясь в Беларуси, вы не добьетесь ничего

Что делать беларуским художникам, чтобы заявить о себе? Поехать учиться и смотреть, что происходит в мире. Не эмигрировать, а именно учиться. Это единственный вариант, чтобы тебя заметили. Находясь в Беларуси, вы не добьетесь ничего. Тут напрочь отсутствуют художественные площадки, хоть какое бурление. Кроме активностей в галерее современного искусства "Ў, вы ничего хорошего не увидите. А этого катастрофически мало. Это не способствует тому, что вас заметит какой-то куратор из Европы. Нет никаких массовых связей.

Любой уважающий себя бизнес имеет свою корпоративную коллекцию произведений искусства

В Европе развитию искусства способствует частный бизнес и инициативы. Но при этом и государство, не вмешиваясь в процесс, выделяет средства, которые дальше распределяют фонды. Распространенной тенденцией здесь является то, что любой уважающий себя бизнес имеет свою корпоративную коллекцию произведений искусства. И не важно большая или маленькая вы компания.

Также искусство здесь покупают люди со средним достатком. Для них это естественно. Всё это в совокупности создает бесконечное обсуждение происходящих процессов. Самое главное, что здесь возникает — это диалог. Мы же пока молчим.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: