Что бывает, когда собственник не нанимает маркетолога и пиарщика: Андрей Гусаров рассказал, как его помощь сервису "Колобайк" привела к анонимным угрозам

Поделиться

В конце прошлой недели беларуские медиа дружно написали о том, как наши граждане плохо обходятся с прокатными велосипедами сервиса "Колобайк". Велики находили заброшенными на деревья и в мусорные контейнеры, закрытыми\заблокированными в подъездах.

screenshot-web.facebook.com-2019.07.15-11_56_37.png

Однако в социальных сетях маркетологи стали высказывать мнение, что это все - спланированный пиар-ход, чтобы привлечь дополнительное внимание к байкшерингу. Причем некоторые специалисты по маркетингу и коммуникациям оценили этот прием, скорее, негативно:

Лилия Хедина, Kufar:

PR - это процесс выстраивания репутации бренда в глазах людей (кроме прямой рекламы). Это НЕ тупое привлечение любого внимания всеми способами.

Желтые велики в мусорках и на деревьях показывают раздражение народа в сторону сервиса и тех, кто им пользуется. Эти снимки унижают и бренд, и его аудиторию. Может ли стремиться Колобайк к ассоциации «мы – это велики в мусорках»?

Если пиар – то идиотский. Но почти наверняка – нет, не пиар. Просто реальность.

Иван Караичев, Blue Media:

Если это правда, что история с оставленными на помойке и деревьях великами из велошеринга это пиар-акция, то это провал года. Не знаю, кто это придумал (если это действительно проект), но это капец.

Строить пиар на низменных проявлениях отдельных представителей нации - крайне печально. Никакие статьи этого не стоят. Статьи живут сегодня и завтра, а имидж потом не отмоешь годами.

Я очень редко оцениваю проекты. В этому году это второй раз, первым был такой же сомнительный вирус со сникерсами, из которого торчали толстые нитки.

Когда ты выставляешь белорусов дебилами и дикарями, с тобой потом не захотят работать бренды. И добрый тонкий пиар работает лучше.

Владимир Максимков, продюсер:

Смешались в кучу кони, люди... Моё субъективное мнение: весь этот спровоцированный и подогреваемый хайп никакого отношения к пиару не имеет.Однако почему-то мне кажется, что всё-таки спровоцированный и тщательно подогреваемый )

Marketing.by попросил прокомментировать ситуацию Андрея Гусарова, у которого и появились первые фото пострадавших от вандализма велосипедов "Колобайка". Всплыли интересные подробности:

148_oooo.plus.png

- К нам обратился клиент за узкой задачей - установка мобильных приложений. Задача решается при помощи таргетированной рекламы. Никаких других услуг мы этому клиенту не оказываем. Но поскольку сейчас идет тестирование приложения, мы не оказываем и услуги по таргетированной рекламе. 

Но ввиду того, что после анонсов ко мне стало поступать огромное количество однотипных вопросов (в среднем мне пишут от 50 до 70 человек в день), мы их отранжировали и поняли, что нужно для клиента создать чат. Так как у клиента маркетолога нет, я по своей личной инициативе создал чат и там более-менее оперативно отвечал на вопросы пользователей "Колобайка".

По поводу запланированной пиар-акции: я уже сказал, что у собственника нет маркетолога и, естественно, нет пиар-специалиста. И, естественно, что это никакой пиар-акцией не является. Но поскольку единственная компания, которая косвенно отвечает за маркетинг (а по факту у нас нет никаких договорных отношений про маркетинг с "Колобайк" – только договор на таргетированную рекламу приложения), и в чате скидывают десятки фотографий с велосипедами на деревьях, с оторванными седушками и т.д., то почему не использовать эти фотографии для бесплатного охвата сервиса? Собственно говоря, что я и сделал, так как я являюсь маркетологом.

Но если бы я занимался пиар-активностью компании "Колобайк", то, конечно, было бы крайне странно закидывать велосипед в мусорку, а потом предлагать пользователям на этих велосипедах прокатиться. Это  не спланированная акция, назовем это просто вандализмом со стороны жителей города - мы не уверены даже, что это пользователи сервиса.

Сервис работает в режиме бета-тестирования, еще не запущена мобильная версия для iOS. И если на прошлой неделе Вадим давал комментарий для СМИ, что уровень вандализма минимальный, то в данный момент мы вынуждены признать, что это не так. Велосипеды разбирают, люди закрашивают штрих-коды, откручивают сидения… Закидывание на деревья - это самое безобидное, что может происходить. 

Пикантность текущей ситуации заключается в том, что очень большое количество людей, в том числе пользователей сервиса, считает, что владельцем сервиса являюсь я. Это не так! 

В мой адрес поступают ежедневные угрозы, и сегодня мои сотрудники просят выйти из проекта. Потому что угрозы связаны с причинением мне вреда. Моя супруга, которая сейчас беременна, беспокоясь за мою жизнь, считает небезопасным участие в такого рода проекте и в контактировании в принципе с компанией "Колобайк". Потому что мне только сегодня написали несколько человек, что приедут и переломают ноги. 

Агрессия была вызвана тем, что в одностороннем порядке сервис, не объяснив ситуацию, обнулил неиспользованные промо-коды. Дело в том, что с учетом огромного количества накруток промо-кодов (люди запустили целые бот-фермы), сервис перестал фактически функционировать. В цифрах это выглядит так: сегодня только 15% велосипедов ездят за деньги, остальные либо ездят по бесплатным промо-кодам, либо стоят - потому что большинство пользователей, которые катаются по промо-кодам, не завершают поездки. В этом случае получается так, что следующий пользователь не может забронировать это устройство.

По факту получается, что я сегодня физически не успеваю жить, отвечая на сообщения, а это даже не мой клиент. Я просто решил помочь сервису - и почувствовал себя "Антоном Мотолько".

- Зачем вы занимаетесь всеми этими вещами, если у вас по договору очень узкая услуга?

- Я действительно решил помочь сервису, увидев, что там нет маркетинга. Чтобы такой сервис был в Минске. Это моя инициатива как гражданина. Я без привлечения сотрудников в чате самостоятельно общаюсь и отвечаю на вопросы, это моя частная гражданская инициатива. И вот то, что в данный момент происходит, это яркий случай, что инициатива бывает наказуема.

- Что планируете делать дальше? Выходить из проекта? Заявлять в милицию на угрозы?

- Мне заявлять в милицию не на что - люди пишут в Telegram с зашаренных аккаунтов. С учетом своего вида деятельности я уже привык, что в интернете люди бывают периодически недовольны, поэтому заявлять в милицию в данный момент не планирую. 

Выходить из проекта? Так как я не нахожусь там ни как маркетолог, ни как пиарщик, я считаю, что в данной ситуации для меня это нерационально. Как минимум нужно довести до какой-то логичной точки, например, когда запустится приложение на iOS, выполнить свою работу. Мне кажется, что бросить сервис в такой положении (хотя мне это советуют сделать все) я не могу.

Я пока хочу донести до людей, что случившееся с промо-кодами - это неправильный способ коммуникации, так быть не должно. Но правильная позиция сервиса в том, чтобы велосипеды не стояли и ими пользовались люди. В данный момент работа сервиса практически парализована. И дело не в вандализме, а в том, что люди с «намайнеными» промо-кодами не завершают поездку и препятствуют пользованию сервисом.

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: