Буслы, болото, космос и васильки - каким может стать туристический бренд Беларуси

Поделиться

31 октября 2018 года marketing.by попал на организационное собрание членов жюри конкурса по выбору туристического бренда Беларуси. Встреча прошла в Министерстве спорта и туризма. Всего на конкурс, объявленный летом, было заявлено 24 работы от 17 авторов. Не все участники доехали до места встречи, и некоторые презентации жюри показали просто в виде слайдов, без комментариев.

Вел встречу Заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной, и в самом начале он обозначил перед членами жюри цели - оценки выставлять не нужно:

- Мы сегодня решений никаких принимать не будем. Рассмотрим все представленные бренды и дадим людям, которые не успели, время на доработку. Примерно 14 ноября, после возвращения министра из командировки, мы проведем голосование жюри и выберем, какие работы пойдут на народное голосование. 

Голосование общественности будет проходить на сайте Национального агентства по туризму в течение месяца, после чего экспертный совет определит победителя.

Приводим представленные проекты в виде фото слайдов (фотографировали монитор в зале, поэтому качество и цветопередача могут отличаться от оригинала, - прим. ред.).

От креативного агентства DAB на конкурс было подано две концепции туристического бренда Беларуси - "Перезагрузка" и "Новое пространство".

Перезагрузка

brend_630_02.jpg

Инсайт: мы живем в очень насыщенном информационном мире, во многом это происходит из-за популярности соцсетей. Именно из-за этого стал трендовым диджитал-детокс, так называемый побег от большого количества информации. Людям нужно спрятаться в каком-то тихом и аутентичном месте, чтобы не чувствовать всеобщего хаоса.

Беларусь является страной с богатой природной оставляющей, в которой можно найти качественный минималистичный отдых. Этим мы отличаемся от популярных туристических мест.

Слоган: Перезагрузи себя, Перезагрузі сябе, Reload yourself

Визуальное решение логотипа: беларуская природа - это уникальный ресурс, который помогает качественно перезагрузить себя. Логотип - это собирательный образ из символов перезагрузки и символов природы, которые помогают эту перезагрузку осуществить.

Брендироваие гаджетов таким символом отсылает нас к IТ-тематике, которая является гордостью нашей страны, тоже визитной карточкой.

Новое пространство

brend_630_03.jpg

Большинство платежеспособной аудитории много где побывало, путешествия стали более доступным. Люди стремятся находить необычные, неизвестные маршруты, чтобы получать новый туристический опыт. И пока мы не стали массово исследовать Марс, но активно этим интересуемся благодаря Илону Маску, самое время открывать для себя неизведанные места на земле.

Здесь агентство вышло на идею, что Беларусь - это не перенасыщенная туристами и трафиком страна, при этом иностранцы часто говорят, что здесь просторные улицы, которые не заполнены массово людским потоком. Также о нас знают не так много, поэтому перед гостями раскрывается длинный путь изучения неизведанного, можно сказать - как в космосе. 

Была использована игра значений в слове Spaсe и отражена при помощи слоганов: Открой новое пространство, Open new space, Адкрый новую прастору.

Логотип - это комета, небесное тело, которое путешествует по космическим просторам. 

brend_630_04.jpg

Брендинговое агентство Fabula на конкурс представило три концепции:

BELARUS FOREST

brend_630_05.jpg

Слоган построен на игре слов в английском языке - как "лес" и как "место для отдыха". Ключевыми стилеобразующими элементами стали паттерны, которые основаны на топографических символах болот и лесов. В качестве фирменного элемента использован листик-дубок, как символ силы, мудрости и природы, которые свойственны нашей стране и нашим людям.

Belarus all natural 

brend_630_06.jpg

В этой концепции брендинговое агентство Fabula основывалось на опыте работы с коммерческими проектами. Беларусь на постсоветском пространстве славится натуральными продуктами питания и хорошими их составами. Мы проанализировали остальные аспекты (люди, природа) и решили, что это все очень настоящее и натуральное. Отсюда появился слоган: Balarus all natural.

brend_630_07.jpg

В качестве знака использована буква B, которая на продуктах питания присутствует, как символ натуральности.

brend_630_08.jpg

Мы делаем акцент на то, чем славится наша страна - нетронутые леса, естественные настоящие искрение люди и хорошие продукты питания.

Belarus BY all means

brend_630_09.jpg

У каждой страны есть код, для Беларуси это BY. И есть очень сильный символ, который характеризует нашу страну - василек. 

brend_630_10.jpg

Концепция приглашает людей познакомиться с Беларусью разными способами. К очень простому и понятному типографическому символу добавлена динамическая конструкция, которая приглашает узнать страну через людей, художников, культуру, еду и проч.

brend_630_11.jpg

Образ василька может быть избит, но, путешествуя по миру, мы понимаем, что если стилистически правильно подойти даже к очень избитому образу, то в этом будет заключаться наша сила.

brend_630_12.jpg

Be with us

brend_630_13.jpg

Креативное агентство "Молоко" в своей концепции сделало акцент на людях, на беларусах. Которые встречают гостей, ухаживают за природой, готовы принять всех на земле. 

Мы увидели что все, что нужно для бренда, лежит в самом названии страны. Поэтому наша концепция и слоган максимально может работать самостоятельно. Мы взяли первую часть страны Be и последнюю us и создали концепцию Be with us - будь с нами.

brend_630_14.jpg

Это работает даже к том случае, если нужно обратиться к любому человеку. Или даже политику - Владимир, be with us. Ангела, be with us.  

Символ. Отличительной особенностью в истории Беларуси является венок - он есть на как архивных снимках со свадьб, торжеств и Купалья, так является и современным символом, который присутствует на многих торжественных мероприятиях. Поэтому наша композиция символа - это шесть элементов, шесть цветов, которые соединены в хоровод. Он динамичен, немного наклонен, чтобы можно было почувствовать, как эти цветы двигаются. Здесь изображены ромашка, полынь, василек, калина, бархатцы, тысячелистник.

IMG_6411_cr_.jpg

Растения отобраны не случайно, они разбиты по шести нашим областям, соединяются в единый хоровод и могут отрабатывать на каждую территорию отдельно. К каждому цветку в мифологии добавлено значение, которые мы можем использовать  - защита от зла, свобода, чистота и т.д.

Беларусь праз вякі

brend_630_15.jpg

Иван Гордиевский, который представлял местный историко-культурных фонд "Лелива", показывал только презентацию, без разработанного логотипа. В презентации речь в основном шла о деятельности фонда и необходимости создавать кластеры. 

Бренд - это не только логотип, это целый комплекс, того, что должно притянуть туристов в страну. Создавать бренд должна вся страна. Просто говорить, что люди поедут, увидев какой-то логотип, это неправильно...  Я думаю, если мы соберем мнения всей страны и обратимся к президенту, этот проект будет реализован, и он привлечен иностранных граждан в нашу страну.

brend_630_16.jpg

Членам жюри Иван Гордиевский сказал, что логотип он может сделать, если очень нужно:

Что касается самого логотипа, то я нашел в интернете, как его изобразить, но мне не хватает знаний в компьютерной технике. Я сделаю, попрошу ребят. 

Belarus home spirit

brend_630_17.jpg

Союз кемпингов представил концепцию Belarus home spirit, логотип для которой нарисовал беларуский художник Алесь Пушкин.

В основе нашего представления будет не природа и не история, а человек. Душевные качества нашего народа - это то, что привлекает туристов в Беларусь.

Мы провели очень несколько крупных слётов , и у нас было много общения с иностранцами. И выражение Belarus home spirit - это главное, что привлекает туристов в Беларусь.

На логотипе изображены добрый гостинный дух Купалья.

Туристические бренды Беларуси, разработанные проектом "Поддержка устойчивого развития туризма Беларуси"

brend_630_18.jpg 

Больше выступающих не было, и дальше материалы, присланные на конкурс, демонстрировала для членов жюри секретарь экспертного совета.

Но первым делом Михаил Портной попросил показать варианты, разработанные по грантовому проекту ЕС "Поддержка устойчивого развития туризма Беларуси" (PG Branding). Этих вариантов в таблице участников, которая была у жюри, не оказалось:

- У нас действовал проект в течение двух лет, они представили свой вариант. В феврале 2018 года проект перестал существовать, но права на него остались у Национального агентства по туризму. В таблице участников их нет. Я сказал его вставить, потому что, к сожалению, департамент и агентство упустили этот вариант, а он интересный. Люди должны видеть и выбирать, если понравится этот - народ скажет свое слово, - объяснил заместитель министра спорта и туризма.

Кстати, есть вариант логотипа, подправленный рукой бывшего генерального секретаря Всемирной туристской организации Талеба Рифаи. Он переместил зеленую точку, разделив слово Belarus на Bela и Rus (потому что bella - это значит "прекрасная"):

brend_630_19.jpg

Идея уважаемого человека в туризме членам жюри не очень понравилось: решили, что выделять Rus - это не правильно.

Belarus so just love

brend_630_20.jpg

Три концепции представило ООО "Маклай-групп". Первая, это "Беларусь - так просто любить". На логотипе изображены два лебедя, соединенных в сердечко.

Остальные варианты ООО "Маклай-групп":

brend_630_21.jpg

brend_630_22.jpg

brend_630_23.jpg

brend_630_24.jpg

IMG_20181101_135448.jpg

Десять слоганов

brend_630_26.jpg

Николай Суворов представил на конкурс только слоганы, зато сразу 10 вариантов.

Belarus. Travel in time

Три концепции направило на конкурс коммуникационное агентство AdWorm. Это первая из них:

brend_630_28.jpg

brend_630_27.jpg

brend_630_29.jpg

Вторая:

brend_630_30.jpg

brend_630_31.jpg

brend_630_32.jpg

brend_630_33.jpg

brend_630_34.jpg

brend_630_35.jpg

Третья:

brend_630_36.jpg

brend_630_37.jpg

brend_630_39.jpg

brend_630_40.jpg

brend_630_41.jpg

Беларусь - краіна багатай гісторыі, прыгожай прыроды, шырокай душы 

Одна из концепций пришла на конкурс из России - от Monocode. Вот как они увидели туристическую Беларусь:

brend_630_42.jpg

brend_630_43.jpg

brend_630_44.jpg

Беларусь. Гостеприимство без границ

Вариант от Анатолия Каркоцкого:

brend_630_45.jpg

brend_630_46.jpg

brend_630_47.jpg

brend_630_48.jpg

brend_630_49.jpg

Belarus. The spirit of life

Работа брендингового агентства "Дадизайн":

brend_630_53.jpg

brend_630_50.jpg

brend_630_51.jpg

brend_630_52.jpg

brend_630_54.jpg

brend_630_55.jpg

Belarus. Discover your nature

Работа Юлии Сымонович:

brend_630_56.jpg

brend_630_57.jpg

brend_630_58.jpg

brend_630_59.jpg

Belarus. Open the secret

Работа Евгения Васьковича:

brend_630_60.jpg

Беларусь. Спрадвечныя вобразы

Работа Светланы Кудлач:

brend_630_64.jpg

Belarus. Travel to the dream

Работа Александры Атлас:

brend_630_65.jpg

Без названия

Работа Романа Барсука:

brend_630_66.jpg

Visit Belarus!

Работа Ксении Ходаревой, Юлии Пронько, Анны Стельмах:

brend_630_62.jpg

Стоит отметить, что перед просмотром работ Михаил Портной ответил на "критику конкурса в СМИ":

- Я залез в соцсети, посмотрел определенные отзывы, критические вещи. Они в основном по глоссарию, по понятийному аппарату: почему обозвали стратегию концепцией и т.д. В философию мы не будем слишком ударяться, я, идя сюда, быстренько ответы на эти вопросы нарисовал, и говорить мы об этом будем мало - сразу подведу черту.

А дальше объяснил, почему в ТЗ речь идет о концепции, а в положении - о платформе и стратегии:

- Стратегия - в переводе с греческого strategos, высшая часть оперативного искусства, теория и практика войны и т.д. Другие варианты: в переносном смысле -  руководить политической борьбой и т.д. А вот третье, то что нам подходит - искусство руководить действиями какого-то коллектива, то, что мы и будем делать при разработке концепции. Ну и концепция - от латинского conceptio, система мышления. Поэтому будем искусно руководить действиями какого-то коллектива, т.е. нашей рабочей группы, чтобы четко определить систему взаимосвязанных между собой, вытекающих одно из другого... Ну о платформе говорить не буду, это совокупность основных компонентов, это просто-напросто публичная трибуна, что мы с вами и делаем. Тут все ясно понятно по понятийному аппарату, будем считать, что я за всех ответил.

Жюри с таким объяснением спорить не стало.

После организационного собрания Marketing.by попросил прокомментировать ход конкурса Алену Устинович, Председателя Правления АКМА (входит в экспертный совет конкурса):

- Мы не могли остаться в стороне от конкурса, объявленного Национальным агентством по туризму РБ на разработку оригинальной концепции туристического бренда Республики Беларусь и как профессиональная ассоциация, так и с точки зрения гражданской позиции членов ассоциации.

Мы подключились к проекту на той стадии, когда конкурс уже был объявлен, и участники предоставили свои работы. Изучив техническое задание и другие материалы, стало очевидно, что, с профессиональной точки зрения, процедура проведения тендера и принятия решения о победителе вызывают некоторые вопросы, с которыми мы обратились к организаторам. Позитивным опытом в данном случае было то, что наше мнение было услышано. Основополагающие мысли, предложенные АКМА в качестве рекомендаций по проведению данного тендера, были изложены организаторами в «Положении о жюри и экспертном совете по выбору оригинальной концепции туристического бренда Беларуси». Кроме того, семь представителей от АКМА были включены в состав жюри, и один - в экспертный совет. Тем не менее, ряд наших рекомендаций не были в полной мере реализованы при проведении конкурса.

Создание туристического бренда – это сложный трудоемкий процесс. К нему зачастую приковано особое внимание СМИ и общественности в любой стране.

На данный момент конкурс не завершен. У нас есть ряд вопросов и конструктивных предложений к Национальному агентству по туризму. Мы договорились о встрече в ближайшее время с заместителем Министра спорта и туризма Михаилом Петровичем Портным, являющимся председателем жюри конкурса. Надеемся, что результатом этого диалога госорганов, АКМА  и профессиональных игроков рынка станет достойный туристический бренд нашей страны, который позволит выполнять поставленные задачи в области туризма, а опыт данного взаимодействия станет реальным шагом на пути к проведению цивилизованных тендеров».

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: