АРО предлагает ввести мораторий на изменение рекламного законодательства

Поделиться

Ассоциация рекламных организаций (АРО) направила в Министерство антимонопольного регулирования и торговли пакет предложений по развитию рекламного рынка в стране.

Одно из предложений — введение моратория на изменение Закона «О рекламе» и вытекающих из него подзаконных актов до окончания кризисных явлений в экономике, а также объединить «лучшие умы» рекламного рынка в рабочую группу МАРиТе.

— Как говорят ведущие правоведы, право не имеет собственного аутентичного содержания, законодательство всегда оформляет уже сложившиеся общественные отношения и модели поведения. Но ведь время уже является системным фактором стабильности законодательства и общества в целом. Чем больше во времени (без существенных изменений и, главное, постоянных изменений) действует правовой акт, тем выше  эффективность в регулировании общественных и экономических отношений, а значит, и практика формируется постепенно, «без срывов и рывков». Не нужно быть теоретиком - чтобы понять, стабильность общества есть залог развития. Вот почему важнейшим позитивным аспектом любого правового акта является длительность его применения, — считает Игорь Самкин, исполнительный директор АРО.

kreischer-miller.png

В обращении АРО в МАРиТ подчеркивается, что «постоянная трансформация норм, в любую сторону, «сбивает» ритм общественных отношений и ведет к неопределенности и пассивности игроков на рынке, Особенно тех, кто платит».

Предложения АРО

1. Ввести мораторий на изменение закона о рекламе и вытекающих из него подзаконных актов до изменения стагнационных и депрессивных проявлений в экономике.

Внесение незначительных (малозначительных) изменений (иностранные или отечественные лица, образы людей и животных и т.п.) ПОЧТИ НИЧЕГО не изменит, если на это нет денег;

2. Требовать неукоснительного соблюдения действующего законодательства всеми сторонами рынка рекламы, особенно со стороны государственных органов.

3. Распространить порядок оценки регулирующего воздействия (ОРВ), который должен вступить в ближайшее время, на рекламные правоотношения;

4. Если что-то и менять в Законе РБ «О рекламе», так это возвращение (как было в первых редакциях закона) принципа четкого разграничения ответственности всех участников процесса создания и размещения рекламы, а именно:

  • Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении ее содержания, если не доказано, что это произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

  • Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении оформления, производства и подготовки.

  • Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении времени, места и способа ее размещения.

5. Ввести в нормотворчество о регулировании рекламной деятельности принципа «one in - one out», по которому введение нового регулирования предполагает отмену существующего регулирования, издержки исполнения которого со стороны бизнеса равны издержкам на соблюдение предлагаемого к введению. 

В обращении АРО содержится и ряд инициатив стратегического характера. В частности, Ассоциация предлагает:

1. Активизировать и стимулировать маркетинговую активность местных производителей по ключевым отечественным отраслям (производство фармацевтических препаратов, молочной продукции, кондитерских изделий и шоколада, пива, косметики и бытовой химии, мяса и колбасных изделий)

Маркетинговая пассивность местных производителей является причиной слабой узнаваемости отечественной продукции и, как следствие, низкого уровня продаж, что в комплексе приводит к слабости всего рекламного рынка. АРО готова на безвозмездной основе предоставлять МАРиТ аналитические данные по сегментам два раза в год, для последующего использования в целях стимулирования отечественных производителей, а также специалисты Ассоциации могут выступать с экспертными оценками по каждой категории, давать практические рекомендации концернам, а также отдельным производителям.

2. Привлечь к участию в финансировании медиаисследований всех заинтересованных участников рынка и, прежде всего, телеканалы. Разработать Правила использования медиаисследований (ТВ), в которых (предусмотреть) обеспечить доступ к медиаинвентарю только официальным покупателям.

Данные меры будут способствовать стимулированию расширения количества подписчиков исследований, что даст возможность оптимизации стоимости для отдельного покупателя. Также это стимул перехода на более качественный уровень, включая расширение выборки, внедрение новых объектов исследований и т.д., и, как следствие, станет итоговой предпосылкой для дальнейшего развития рекламного рынка.

3. Разработать комплекс мероприятий по защите рынка телерекламы от недобросовестных и непрофессиональных участников, оказывающих клиентам услуги по планированию и размещению рекламы на телеканалах без наличия данных официальных телеизмерений. Допустить опубликование любых рейтингов медиаагентств только при обязательном условии их согласования ТВ-селлерами на основании данных официального мониторинга

Участие неквалифицированных игроков не может гарантировать обеспечение качественных рекламных услуг, что дискредитирует весь рекламный рынок. Перевод рынка телерекламы в формат цивилизованных отношений является не только «делом чести» для добросовестных участников, но и важным вопросом экономической безопасности для дальнейшего развития рынка.  

4. Ввести принцип единого согласования рекламного сюжета

Данная мера призвана сократить время, сэкономить ресурсы и избежать бюрократических проволочек по согласованию рекламы. Если, к примеру, сюжет для телевизионной рекламы успешно реализован на практике (размещен и т.п.), то использование визуального ряда, логотипов и образов этого сюжета без изменений в наружной рекламе или интернет баннерах не должно требовать дополнительных согласований и утверждений, т.к. по сути это – один и тот же рекламный сюжет.

5. Сделать участие профессиональных рекламных агентств обязательным условием создания социальной рекламы. Применять «государственный» (централизованный) подход на всех этапах создания и реализации проектов социальной рекламы

Привлечение профессионалов к созданию социальной рекламы позволит вывести ее на новый уровень качества и, следовательно, восприятия, что кардинально повысит ее эффективность. Применение единого (централизованного) подхода  позволит уйти от разрозненности идей и разобщенности исполнителей, что неизбежно превращает реализацию социальных рекламных кампаний в хаос или фарс.

6. Сократить срок согласований Минздравом рекламных материалов по фармацевтическим категориям до 10-14 дней. Снять обязательные требования Минздрава о прочтении на радио всей дополнительной информации относительно рекламируемого препарата: номер лицензии, предписания, сроки действия и т.д.

Существующая система согласования не стимулирует отечественных и иностранных производителей вести более активный маркетинг. Достаточно оставить краткую фразу «Лекарственное средство, проконсультируйтесь с врачом». Наличие всех разрешительных документов на момент трансляции является необходимым условием допуска к эфиру, таким образом, обязательное повторение этой информации является ненужной формальностью, не несущей значимой информации для потребителя и фактически засоряющей эфир.

7. Поддержать «непринятие» решения о запрете продажи алкоголя на площадях менее 400 кв.м. Снять ограничения на трансляцию рекламы безалкогольного пива в течение дня (сохранить ограничения по трансляции алкогольного пива после 22.00)

Введение любых ограничений в тех отраслях, которые являются бюджетообразующими для рынка рекламы (маркетинговых услуг, иных средств коммуникации), всегда негативно и очень болезненно сказывается на развитии самого рынка, т.к. имеет прямое влияние на формирование рекламных бюджетов. К тому же, мировой опыт показывает, что не существует прямой взаимосвязи между рекламой алкоголя и ростом алкоголизации населения. Ограничения могут вызвать обратный эффект, стимулируя не только потребление, но и развитие «черного» рынка спиртных напитков, со всеми вытекающими негативными последствиями.

8. Ввести в нормативную правовую терминологию расширенное определение понятия «Социальные сети»

Это позволит корректнее и эффективнее осуществлять проведение рекламных игр и иных рекламных и маркетинговых мероприятий в действующем правовом поле.

Как отмечает Игорь Самкин, данные предложения направлены на оздоровление бизнес среды в сфере рекламы, восстановление разумных и рациональных правоотношений, оптимизацию процессов производства и размещения рекламы, повышение доходности от реализации рекламных проектов, снятие зажимов и сдерживающих факторов на различных этапах и т.д. И реализация даже отдельных предложений способна оказать «долгосрочное воздействие на развитие отношений в области производства и размещения рекламной информации и смежных коммуникационных отраслей».

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: