Здоровое питание как бизнес: рецепт от выпускницы Корнелльского университета

13 Апреля 2016 marketing.by 7861 0 Бизнес Интервью Мнение
Поделиться

Когда конкретно в Беларуси зародился тренд на пристальное внимание к тому, что мы едим, сказать сложно. Мода на правильное питание (ПП) формировалась постепенно, видоизменяясь и обогащаясь. Для начала мы повоевали с добавками под Е-индексом, среди которых, впрочем, зашифрованы как натуральные, так и искусственные ингредиенты. Затем  перешли к сыроедению и свежевыжатым сокам, клетчатке и обогащенным продуктам. Сейчас в моде детоксы, фермерские и органические продукты, а также - разработка индивидуальных диет и доставка комплексов прямо к порогу. 

7ef080a8570522444e23bdc98894912f.jpg

Пожалуй, первыми «ласточками» монетизации тренда ПП можно считать появление сервиса заказа фермерской еды «Экаежа» и других подобных проектов.  Сегодня их уже около двух десятков: Vegetus, Ecobar.by, Биомаркет, Vegans.by, Эколавка «Тук-тук. Латук! и т.д. Не забудем и гипермаркет Green, который открылся в 2014 году и определил свою миссию, как «максимальный отказ от продуктов с содержанием синтетических добавок и акцент на органически чистые продукты».

В Минске появились и отдельные фестивали для поклонников ПП  и экостайла: «Клевер»  в Минск-Арене и «Пастернак», которые собирают, с одной стороны, поставщиков эко-товаров, вегетарианских и диетических продуктов, с другой - потребителей этой продукции.

Кто-то может назвать этот бизнес «хипсторским» и даже «несерьезным». Однако он довольно прочно стоит на ногах. Хотя, казалось бы,  цены на «правильные» продукты не так уж и бюджетны.

Вот вам факт: в недавнем исследовании Nielsen отмечается, что поколение миллениумов (21-34 лет) готово переплачивать за полезные продукты. «Активный образ жизни, забота о собственном здоровье и внешнем виде и финансовая самодостаточность сподвигают игреков следить за тем, чем они наполняют свои холодильники. Эта аудитория – основной  покупатель продуктов премиум-сегмента  с натуральными добавками, изготовленных исключительно из органических ингредиентов», - говорят аналитики.

Недавно в Минске провел презентацию очередной проект из ниши правильного питания под названием Healthy Plan. Это сервис приготовления и доставки готовых комплексов ПП. Работает по принципу: «заказал на сайте-привезли к двери».

Marketing.by поговорил с руководителем проекта Екатериной Семеновой, расспросив ее о потребителях, инвестициях и способах продвижения такого бизнеса. Мнение Екатерины нам было интересно еще и потому, что она несколько лет прожила в США, где получила образование в Корнелльском университете, Школа гостиничного бизнеса (Cornell University, School of Hotel Administration) и постаралась применить полученные знания и американский формат сервиса в Беларуси.

IMG_3026.JPG

Риск на фоне стереотипа «тут едят только бульбу и бесконечно лечатся»

Проект Healthy Plan стартовал в середине прошлого года. Начинать было страшновато, казалось, что люди в Беларуси не созрели для таких сервисов. Но ситуация быстро меняется. За какой-то год в Минске появилось много игроков на рынке ПП. Плюс открывается много спортзалов, люди стали более массово ездить на велосипедах, бегать. Все это влияет и на наш бизнес тоже. Потому что те, кто ходит в спортзал — наши потенциальные клиенты. Они понимают, что инвестиции в себя —  самое главное. Не купить новую машину или шубу, а заниматься самообразованием и вести здоровый образ жизни.

Очень грустно, когда приезжаешь в Минск и  везде видишь рекламу лекарств. Принцип такой: не профилактика болезней, не работа на здоровье, а таблетка на все случаи жизни. И очень сложно перебороть этот стереотип. На Западе экобизнесу проще, там пропаганда другая:  на высшем уровне культ ЗОЖ. И правильное питание – его часть.

Три ключевых фактора бизнеса ПП: поставщики, повара, логистика

У каждого менеджера проекта, безусловно, своя бизнес-модель. В США меня научили расставлять приоритеты и  минимизировать все издержки. Бизнес, связанный с общественным питанием нелегкий.

Главное – найти подходящее помещение для кухни. Сейчас цены упали, и абсолютно реально снять кухню за 10 долларов за квадратный метр со всем оборудованием. Для моего бизнеса достаточно 30 кв.метров. То есть здесь затрат на 300 у.е. Можно договорить о включении коммуналки в стоимость аренды.

Следующий важный фактор: выбор поставщиков. Считаю, что у нас в Беларуси по сравнению с Европой, Америкой и ОАЭ достаточно высокое качество продуктов. Если читать состав, обращать внимание на свежие и сезонные продукты, то все будет вполне качественно.

Copy of IMG_7394.jpg

Наши поставщики очень разные: и заводы, и отдельные хозяйства. Летом, например, будем закупать яйца у фермеров. Причем, я всегда пробую продукты, которые затем предлагаю своим клиентам. Я никогда не куплю творог или молоко там, где не уверена в качестве, в какой бы упаковке не был товар. Порой, творог в «совдеповским» пакете будет более полезным, чем какие-нибудь раскрученные маркетологами творожки.

Есть продукты, но их далее важно правильно приготовить. А для этого нужно грамотно подобрать повара, ведь еда готовится без соли, сахара и всяких усилителей вкуса, минимальное количество соусов. Плюс надо было объяснить нашему человеку, что не экономим на качестве. Потому что наши повара, да простят меня за критику, любят  подменять составные части рецептов на более дешевые ингредиенты.

Поиск поваров это был целый квест.  Плюс я не хотела тратить время на обучение, мне нужен был готовый человек. В этих моментах мне очень повезло. Сейчас мы работаем с двумя поварами: один занимается творческими моментами, а второй именно по закупкам и по производственным моментам.

IMG_7387.jpg

Заключительный фактор работы – грамотная логистика. Доставка комплексов должна работать как часы. Я отдала эту часть работы на аутсорс и довольна оказываемыми услугами: еда у клиентов – во  время. 

Ценообразование

Диапазон стоимости наших комплексов на день колеблется от 250 до 450 тысяч. Комплекс  – это 5 приемов пищи, пять порций. В себестоимость входит непосредственно стоимость набора продуктов, работа повара и накладные расходы (в виде арендной платы, амортизации оборудования, и прочее). Мы отсекаем дорогие и не всегда нужные составляющие в виде красивой упаковки или модных дорогих ингредиентов, поэтому можем выставить вполне приемлемую цену.

Если говорить об окупаемости – мой бизнес в плюсе. Буквально недавно мы переехали на большую кухню, у меня второй повар, второй курьер.

Потребители правильного питания

Среди наших потребителей вы, прежде всего, найдете женщин в возрасте от 25 до 45 лет, которые заботятся о себе и хотят выглядеть хорошо. Как правило, они много работают и не имеют времени готовить для себя. Это аудитория, для которой правильное питание — словно, новый этап в жизни. Когда за плечами юность, в которой попробовали все и вся, и уже понимают, что пора менять привычки.  Питание для них – один из ключевых моментов для того, чтобы чувствовать себя хорошо, быть энергичными, продуктивными работе и семейных отношениях.

1.jpg

  Конечно, полезно питаться хотят и мужчины, которые также работают и не имеют возможности, желания и умения готовить. Часто это холостяки.

Как женщины, так мужчины приходят к так называемому правильному питанию в  стремлении похудеть либо решить проблемы со здоровьем (кому незнакомы приступы гастрита, поднимите руку).

В отдельную категорию можно выделить профессиональных спортсменов и любителей спорта, у которых есть определенный рацион. Для них правильное питание работает на цель наращивания и поддержания мышечной массы.

Продвижение

Для продвижения проекта я выбрала три составляющие: сайт, Facebook и Instagram. Одним из важнейших каналов остается «сарафанное радио». Наши люди ведь не сразу совершают покупку, должно пройти какое-то время, осознание, подоспеть совет от знакомого.

Поработали мы также с некоторыми лидерами мнений, причем подходили к их подбору очень избирательно – смотрели, насколько человеку такой подход к питанию важен и нужен.

87979.JPG

Хорошо себя отрабатывают маленькие проекты и ивенты-презентации, участие в эко-фестивалях. Так, мы принимали участие в эко-маркете «Пастернак».  Там у меня не было цели продавать, а скорее пообщаться с людьми, вовлечь. Могу сказать, что и пообщаться получилось, и продавать – «Пастернак» отработали «в ноль при затратах только на взнос за участие. Летом будем представлены на летнем пикнике FSP. К тому моменту проекту будет год и можно заявить о себе в полную силу.

Лайфхак для начинающих в сфере бизнеса ПП

Если возьметесь за этот бизнес, то помимо всего вышесказанного нужно учесть: в этой сфере усиленно работает принцип: то во что ты веришь, ты продаешь хорошо. Этим  надо жить. Если вы сами не питаетесь тем, что вы продаете, сами не ведете такой образ жизни, это будет похоже на впаривание.

Вы должны быть готовы готовить еду качественно и не подменять, не удешевлять составляющие в угоду прибыли. Это сразу становится очевидно всем знающим людям. 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: