Зарплата в $2000 и IQ-тесты: в крупной компании прокомментировали реальные резюме маркетологов

Поделиться

Нам стало любопытно, что пишут в резюме специалисты по маркетингу, чтобы побыстрее найти новую работу. И не менее интересно, что хочет увидеть в CV другая сторона – представители компаний, которые набирают маркетологов в штат. Поэтому Marketing.by распечатал  десяток резюме с сайта вакансий и поехал в гости к Александру Назарову, начальнику отдела маркетинга Garsia Group. Вместе с ним мы читали резюме и обсуждали, что в них не так или, напротив, очень круто.

circle_a_n.png

— Перед тем, как начнем с первого резюме, расскажите, каким, на ваш взгляд, оно должно быть?

— Резюме — это довольно официальная форма подачи себя. Но мы хотим, чтобы человек даже через стандартную форму показал свои творческие возможности. Потому что сфера маркетинга — это сочетание сухой аналитики и креатива.

Нужно относиться к своим навыкам и профессиональным возможностям как к продукту, потому что фактически во время интервью компании покупают специалистов.

Сейчас в свободном доступе есть масса ресурсов, с помощью которых можно сделать красивую инфографику для резюме.

— На что вы смотрите в резюме прежде всего?

— Прежде всего на имя и фамилию — после этого изучаю профили в Facebook и LinkedIn. Это два ресурса, которые могут раскрыть человека лучше резюме.

— «Одноклассники» тоже проверяете?

— Я не пользуюсь этой соцсетью. И, полагаю, 95% тех, кто приходит к нам, тоже не пользуются. А процентов 70 уже не имеют аккаунта в «Вконтакте».

Аудитория потребителей наших товаров находится в основном в Facebook, поэтому там же должны быть и специалисты, которые эти товары будут продавать.

— На что смотрите в профиле соискателя в соцсетях?

— Во-первых, на фото. Если человек постит фотографии с корпоративов, саун или в полуголом виде, то, возможно, это не наш человек. Потому что мы ищем маркетологов и бренд-менеджеров, которые будут лицом компании и будут выглядеть представительно независимо от возраста и ситуации.

a56cf1_7c81296c3f7b48e2b58ac2f8c092a43b.jpg

Во-вторых, смотрю на грамотность записей. И далее, во время интервью и стажировки, мы постоянно оцениваем, как человек общается письменно, по телефону, лично — с коллегами, с клиентами.

В-третьих, меня интересует жизненная позиция: на что человек будет тратить заработанные деньги. Например, если он любит путешествия, то, значит, интересуется культурой других стран, разносторонне развит и образован.

— Политическая позиция учитывается?

— Политическая позиция — это личное дело каждого. Единственное, если у человека вся лента в Facebook забита политикой, то возникает вопрос: может его призвание не маркетингом заниматься, а политикой? Мы же коммерческая организация, и наша цель — просто зарабатывать деньги.

— Итак, первый соискатель. Девушка, 30 лет. Претендует на должность менеджера по маркетингу. Зарплатные ожидания — 2 тысячи долларов… Что скажете?

all-rez.jpg

— Это амбициозная цифра, таких уровней зарплаты почти нет на рынке в настоящее время. Масса специалистов готовы работать гораздо дешевле — начиная от 5-10 миллионов рублей. Конечно, нам не нужны самые дешевые специалисты, но и за самыми дорогими мы тоже не гонимся. Нужно брать "золотую середину", когда человек может адекватно сопоставить свои профессиональные качества и доход.

— Зарплаты у маркетологов сильно упали?

— Идет второй год кризиса, и мы пока не видим его конца. Поэтому на рынке можно найти много хороших специалистов, которые даже в белорусской валюте подешевели по сравнению с прошлым годом.

Конечно, есть суперспециалисты, которые работают на руководящих позициях за очень хорошие зарплаты. Но таким людям и резюме составлять не нужно — их просто «хантят».

У меня нет конкретной цифры, которую можно посоветовать соискателям — специалисты и компании разные бывают.

— С нашим резюме что будем делать?

— Такая цифра настораживает: возможно, человек поставил много по принципу «проси больше —  больше дадут». Необходимо изучать резюме далее.

— Может просто предложить работать за $500?

0_35efe_3e86de89_XL.gif

— У нас нет цели торговаться. В процессе интервью мы можем снизить уровень зарплаты, но процентов на 15-20%, и то на время испытательного срока.

Но мне уже интересно посмотреть, что за человек, который запрашивает такую зарплату.

— Три года работает в маркетинге на государственном машиностроительном предприятии…

— Но я, как гражданин страны, не вижу особых успехов этого предприятия в маркетинге. А еще где работала?

— Училась в техникуме, университете на менеджера-экономиста, закончила магистратуру по маркетингу.

— Наверное, это хороший студент. Однако опыт показывает, что не все, кто долго учился, становятся хорошими специалистами. В общем, я бы все-таки это резюме не рассматривал: соискатель не может показать, почему он стоит таких денег.

— Второе резюме на английском языке. Мужчина, 29 лет, учился в Чехии.

— Владение пятью языками, из которых два мировых — это хорошо. Мы в свой отдел не берем людей без английского. Это сегодня стандартное требование. Потому что бренд-менеджер всемирно известных брендов должен владеть как минимум английским. А лучше еще и вторым иностранным — испанским, французским, немецким.

— Насколько интересны специалисты, которые получили образование за рубежом?

— По-разному можно на это посмотреть. С одной стороны, если профильное высшее образование получено в Великобритании, Франции, Германии — то это интересно. Но, с другой стороны, есть дети богатых людей, которых отправили на несколько лет поучиться в Западную Европу или США. А потом они возвращаются назад в Беларусь. И возникает вопрос: по какой причине? Если патриот или семейные обстоятельства — хорошо. А бывает, что возвращаются, так как там не могут устроиться. Но у нас в Беларуси маркетинг тоже на хорошем уровне, и нам тоже нужны классные специалисты. То есть все нужно рассматривать индивидуально, так как судьба у каждого своя.

Этот человек мне интересен, но я из резюме не вижу опыта работы в маркетинге и бренд-менеджменте.

— Следующее резюме. Женщина, 50 лет. Проживает в одном из райцентров Гомельской области, опыт работы — маркетолог на государственном заводе. Хочет быть маркетологом-аналитиком за тысячу долларов.

— Так как у нас есть завод в Гомеле, то с региональным рынком мы знакомы. Запросы по зарплатам там меньше, но и стоимость жизни дешевле.

Интересно, что соискатель уже 13 лет работает на государственно заводе маркетологом. Мне почему-то кажется, что понимание «маркетинга» на многих предприятиях данного профиля, к сожалению, сводится к заказу календарей на Новый год, фирменных блокнотов, заполнение сайта и т.п.

Во-вторых, возраст. Маркетинг относительно новое, динамично развивающееся направление. На позициях линейных сотрудников предпочтение отдается амбициозным людям молодого и среднего возраста.

— В разделе «Обо мне» написано: дача, рыбалка, вязание, кулинария. Что вообще нужно писать в этот раздел? Стоит ли писать интересы, которые не связаны с профессиональной деятельностью?

37613.gif

— Для меня это один из самых важных разделов, он коррелирует с соцсетями. Мне интересно поговорить во время интервью с человеком о футболе, хоккее, даче, автомобилях. Так человек раскрывается, что и является основной целью собеседования.

— Следующее резюме: мужчина, 67 лет. За 7 миллионов готов работать маркетологом, пиарщиком, бренд-менеджером.

— Класс! Мы бы не предложили прийти на интервью, но мне уже интересно дочитать резюме: был инженером, мастером участка, испытателем моторов, а теперь хочет стать бренд-менеджером!

— Образование, кстати, профильное — маркетинг и ВЭД в начале 80-х в центре переподготовки офицеров запаса.

— Внешнеэкономическая деятельность была в те времена, но сомневаюсь, что знали что-либо о маркетинге. Что у нас там дальше?

— Девушка, 23 года. Хочет быть маркетологом за 10 млн рублей.

— 23 года — золотой возраст, чтобы входить в маркетинговую специальность. Через 2-3 года станет хорошим специалистом, если будет развиваться и учиться. Также мне нравится, что в 23 года уже есть два года стажа. Значит, хочет показать себя и заработать деньги. Нам нужны голодные люди с горящими глазами.

Вижу, что есть работа в международной компании — это тоже очень важно. Нам особенно интересно, если человек работал в FMCG, а еще более круто — если в пивной отрасли. Потому что там конкуренция очень жесткая, на наш рынок пришли международные компании со своими передовыми компетенциями. Специалист с таким опытом работы может и нам что-то интересное предложить — мы тоже готовы учиться.

Но я бы расспросил на интервью, что человек конкретно делал в компании. Можно работать и в крупной ТНК, но просто бумажки перекладывать со стола на стол.

— В резюме написано, что девушка сначала была офис-менеджером, а потом стала маркетологом. То, что нет профильного образования, учитывается при рассмотрении резюме?

— Как мы уже отмечали, «маркетинг» — довольно молодая специальность. Есть золотые кадры среднего возраста, которые заканчивали высшие учебные заведения в период, когда данные специализации только входили в университеты. Поэтому мы рассматриваем выпускников в том числе и не профильных специализаций. Предпочтение, конечно, экономической направленности. Вместе с  тем, качественно подготовить хорошего маркетолога в стране ни один университет не сможет: маркетингу можно и нужно учиться на практике.

— Посмотрите еще одно резюме — тоже девушка, 21 год. И к резюме прилагаются несколько фото с разных ракурсов.

— Так написано, что девушка работала продавцом-консультантом косметики, а там внешние данные очень важны. Но количество фотографий на вакансию маркетолога плюсов не дают. Лучше все-таки написать о компетенциях.

— Какие фото нельзя ставить в резюме – вырезанные с групповых фото, школьных альбомов, в купальниках? А можно вообще подавать резюме без фотографии?

— В первую очередь мы рассматриваем резюме с фото. Его отсутствие сразу настораживает: человек считает это не важным, стесняется или у него просто нет хороших фотографий? Но смысла не ставить фото нет — все равно на интервью мы увидимся. И вообще, я не верю, что у специалиста, который претендует на должность маркетолога или бренд-менеджера, нет хороших фото.

tumblr_nfc9rv3TGk1rfd7lko1_400.gif

— Смотрим новое резюме: девушка, 26 лет. Готова работать в маркетинге и PR за 10 миллионов. Сменила 6 мест работы, и нигде не работала дольше 11 месяцев.

— Обычно мы узнаем, почему часто меняется место работы, кто может дать рекомендации. Ситуации бывают разные, но если каждый год на протяжении десяти лет меняется работа, значит человек еще понял, кем он хочет быть и не реализовал себя. И не факт, что сможет это сделать в нашей компании — зачем тогда тратить время и деньги?

— Вот еще резюме. Тоже 26 лет, но мужчина. И претендует на должность начальника департамента (отдела) маркетинга за 1000 долларов.  Опыт работы — замначальника управления продаж на промышленном предприятии.

— Если бы такое резюме попало к нам в компанию, то я бы сказал, что человек после работы на производстве вряд ли подойдет для FMCG-сектора. Хотя человек молодой, возможно, быстро перестроится. Но при смене сектора можно претендовать на 300-400 долларов зарплаты на время переобучения, а никак на запрошенную тысячу.

— Но посмотрите, какие интересные документы он приложил к резюме — тест на IQ…

455681273_.jpg

— Тест IQ?! Такого вообще никогда не видел. 116 балов — это хороший показатель, но смешным видится сам факт приложения данного теста к резюме.

— И диплом лауреата премии министерства промышленности…

455614625_.jpg

— Возможно, для предприятий это и хорошо. А вообще, дипломы и награды можно не прикладывать, а просто указать в резюме.

— Женщина, 30 лет. Занималась маркетингом в сети общепита, хочет стать руководителем отдела маркетинга и рекламы.

— Человек претендует на руководящую должность. Я вижу работу в HoReCa, очень близкой для нас сфере. Такой специалист будет интересен другим ресторанам и кафе, но не нам. Потому что ранее он был нашим клиентом, которому мы предлагали купить наши продукты. И трансформироваться из потребителя в продавца — очень тяжело. 

Но работа с другой стороны баррикад может быть и плюсом, если человек покажет, что он знает сферу наших потребителей и видит, что можно изменить, чтобы стать более компетентными в продажах.

— Резюме получилось довольно объемным за счет перечисления всех функциональных обязанностей на предыдущих местах работы. Это правильно?

— Нужно стараться вложиться в максимум две страницы: времени на прочтение нет.

— Ну и последние два резюме, они немного похожи. Девушка-украинка из Киева хочет переехать в Минск, и парень из Москвы с белорусским гражданством, который не против вернуться назад в Беларусь. Насколько интересны подобные специалисты?

— В прошлом году был приток специалистов из Украины. Люди приезжают разные — есть и хорошие специалисты, и не очень.

Нам интересны люди, которые поработали в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Там жесткая конкуренция, люди научились быстро принимать решения. И такие качества нам нужны.

— Соискатели закончились. Напоследок расскажите, по какой узкой специализации вы сейчас ощущаете дефицит вакансий?

— В трейд-маркетинге. Именно сюда нужно инвестировать во время кризиса, так как трейд-маркетинг позволяет  зарабатывать быстрые деньги, что очень актуально в условиях инфляции и девальвации.

— Остальных маркетологов хватает?

— В первую волну кризиса бизнес стал сокращать свои расходы, и на рынке труда появились первые специалисты — видимо, не самые лучше. Но в эту же волну попали люди, которые оставались на рабочих местах, но были недовольны ухудшившимися условиями. Это было хорошее время, чтобы «похантить» специалистов.

Кризис затянулся, и людей стало оказываться за бортом все больше и больше. В том числе это касается и специалистов хорошего уровня. Но не могу сказать, что классного работника очень легко найти: талантливых маркетологов компании не хотят отпускать в любые времена.
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: