Виртуальная реальность — это уже не модно. Часть 1. Колонка Владимира Могилевца

Поделиться

Примерно 2-3 года назад в Беларуси заговорили о виртуальной реальности (VR). Причиной тому стало появление уже набившего всем оскомину устройства под названием Oculus Rift — шлема виртуальной реальности. Тогда, в далеком 2013-ом =) в агентство, где я работал, пришли ребята, которые показали на подопытных менеджерах 3 готовые игры из стока. Их нельзя было брендировать или менять, но почему-то это стало своеобразной фишкой на ближайшие… полгода. Да, мода на виар прошла также быстро, как в свое время шумиха с 3D, голограммами в призме, маппингом или Augmented reality (дополненная реальность).

Ситуация изменилась в прошлом году, во многом благодаря небезызвестным Марку и Google. Тут для синхронизации словарей, наверное, стоит уделить немного внимания матчасти. Поэтому в первой части пробежимся по азам:

  1. Когда Марк Цукерберг увидел Oculus Rift, ему (как и многим из нас) эта игрушка показалась забавной, и он решил купить её. Не одно устройство, а сразу компанию (также как купил MSQRD App);

  2. Одновременно с этой историей Google Inc. решает разработать VR устройство, которое можно будет купить за очень небольшие деньги, а то и вовсе бесплатно, и придумывает Google Cardboard (он же «картон»);

  3. YouTube и Facebook начинают поддерживать режим просмотра видео в 360 (YouTube еще и позволяет разбивать картинку на два глаза для просмотра в формате VR — это, на мой взгляд, самое важное событие во всей этой эпопее);

  4. Samsung совместно с Марком создают устройство для удобного просмотра VR с помощью своих смартфонов;

  5. В параллельной вселенной трудолюбивый народ плодит как грибы дешевые, и как ни странно, качественные аналоги Google Cardboard. Только не из картона, а из добротной незаменимой пластмассы;

  6. Microsoft и Google заявляют о создании устройств из категории Augmented VR. Тут речь идет, конечно же, про очки HoloLens и Tango, соответственно. Но это уже другая история.

Итого: на сегодня мы имеем ряд устройств, которые позволяют обычному мирскому белорусу окунуться в невероятный мир виртуальной реальности

Oculus Rift

Ни чуть не мобилен и требует постоянного подключения к мощному компьютеру. За счет этого шлем можно совмещать с другими нестандартными технологиями, которые позволяют определять положение рук в пространстве и делают из вас настоящего «газонокосильщика». В результате: куча возможностей, но дорого и не мобильно.

vr_1.png

Samsung Gear VR

Превращает ваш Samsung Galaxy 6, 7 или Note в шлем виртуальной реальности. В результате: все еще дорого, но мобильно, и имеет необходимое для большинства игр количество клавиш управления. Свой шлем также планирует выпустить HTC (HTC Vive). Подозреваю, устройство будет иметь примерно те же плюсы и минусы.

vr_2.png

Google Cardboard

Очки собираются из обычного картона (если лень, можно купить готовые, но в конструктор поиграть все равно придется). Есть только одна кнопка управления, но они работают с большинством «не очень стареньких» смартфонов. Скажу честно, идея классная, а реализация так себе — я протестировал около десятка «картонов», и все они оказались тем еще ширпотребом, особенно если у вас проблемы со зрением =). В результате: просто, дешево, так себе.

vr_3.png

VR Box и аналоги

Пластиковые аналоги Google Cardboard. Можно подобрать практически под любой смартфон с диагональю от 3,5 до 6 дюймов. Большинство устройств выглядят очень качественно и эффектно. Стоят относительно дешево. Линзы регулируются по глубине и расстоянию между глаз — очень правильная вещь. К сожалению, нет кнопок, управление происходит за счет положения головы (вполне сносная альтернатива, особенно, если учитывать, что для полноценных игр к смартфону легко подключается беспроводной геймпад). В результате: это мой выбор.

vr_4.png

Смартфон

Да, благодаря наличию гироскопа и акселерометра обычный смартфон — это тоже VR устройство, и это чертовски важно. С поддержкой видео 360 в YouTube и Facebook вы можете использовать свой девайс как окно в виртуальную реальность, вращая его вокруг и направляя в разные стороны (еще эффектнее это выглядит с планшетом). Тут сложно описать словами, надо просто попробовать. Например, на этом видео (только не забудьте открыть его в приложении YouTube в высоком разрешении; к сожалению, если у вас Windows Phone, то сделать это не получится):

    

Не ленитесь, посмотрите видео. Все равно же читаете marketing.by на смартфоне, а там Лео Оскара получает.

Итого мы получили за очень короткий промежуток времени, целый букет вполне доступных устройств для работы с VR и 360 видео. Субъективная табличка для наглядности :

vr_5.png

Вот таким нехитрым способом произошел камбек виара, только уже не в роли модной полугодовой фичи, а вполне себе серьезного инструмента. Буквально за один год появились студии виртуальной реальности, новостные каналы в виар, репортажи в формате 3600 и, конечно же, VR порно. В общем целая куча сомнительных компаний, которые не понятно каким образом зарабатывают деньги.

Напоследок, стоит также затронуть тему отличия VR от видео 360. Ситуация тут такая же мутная, как с названием нашей страны в России (ликуйте хейтеры — повод для коммента): сколько людей — столько мнений. Например, Google считает, что всё, что идёт в стереоскопическом режиме (кадр разбит на два глаза), — это виар. Другое мнение — это симуляция мира, которая «обманывает» мозг, подменяя реальность, т.е. виртуальное окружение очень реалистично подстраивается под действия пользователей. На мой взгляд, эти понятия вообще странно сравнивать: все, что снято на камеру 3600 — это видео 3600, т.е. тип контента. А как его в дальнейшем использовать, дело другое: можно и в качестве мира для VR, а можно и в качестве «киношки» для смартфона или гугл картона.

Как-то так. Теперь, когда с матчастью покончили, самое время поговорить о роли, которая отводится или будет отводиться виару в рекламе. Но так как букв уже много, а сил мало, то об этом — в следующей части. А пока можно оставить наполненные философской критикой и конструктивом комментарии.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: