В маске Zorro. Колонка Васи Андреева

14 Января 2015 marketing.by 8527 9 Колумнисты Мнение
Поделиться

А я вот понял — рассказать-то и нечего.
Потому что, чтобы понять это — нужно:
- одеть черную маску на лицо
- постоять 2 минуты неподвижно
- потом попытаться спуститься с 3 этажа вниз, на первый
- выйти на улицу
- и замереть в ужасе от скрипа тормозов машин.

base_3aa081b528 (1).gif

Как вы думаете, человек в черной маске на глазах — кто это?
И кто каждый день ходит без маски на глазах, в темных очках, постукивая тростью по асфальту города?

Первый человек — это я.

У нас проект.
Лифт для нового дома на Bo01 — European Housing Expo in 2001, Malmö, Sweden.

Второй человек — это тот, кто не видит.

И вы не видите их часто в городе.

Почему?

Brief PLA

Один из первых же пунктов брифа — фраза, которую я не встречу ни в 1 брифе на протяжении следующих 14 лет.

Такая фраза будет отсутствовать во всех брифах на продукты FMCG / non – FMCG в Беларуси, Украине и России.

Эта фраза — «People with limited abilities ready»
Я всегда спрашиваю во время формирования брифов и на воркшопах 3 вопроса:
1. Как вы думаете, едят ли слепые?
2. Как вы думаете, пьют ли слепые?
3. Как вы думаете, делают ли покупки слепые?

Что бы ответили вы?

Прямоугольник с очками.
Чтобы понять, как живет человек с ослабленным зрением (или вовсе без зрения), мне дали все возможные подсказки.

Когда я учился в Орше, в СШ №16, на дороге рядом со школой стоял знак — белый прямоугольник с очками. Маленький знак меня интриговал. Пока нас не ответили на экскурсию в комбинат для слепых, который находился на соседней со школой улице.

В неярко освещенных коридорах сидели за столами люди и что-то выпиливали и собирали. Собирали они электрические розетки. Сейчас уже не помню хорошо, но ощущение от их поднятых голов, с закрытыми глазами или в темных очках производило сильное впечатление. Которое я запомнил.

Которое вернулось к мне, когда через лет 20 в Гетеборге, председатель общества слепых Западного побережья Швеции надел мне черную маску на глаза.

- А теперь постой 2 минуты.

Сначала вам кажется, что вы точно запомнили помещение. Вон дверь, вот ту окно, а вот та девушка в длинной юбке.

И вы точно знаете — что выходить нужно вот туда. Пока не пройдет 90 секунд, за которые внезапно все повернется на 180 градусов. И когда вас толкнут за плечо «А теперь — иди», вы начинаете идти в другую сторону. Так я и сделал.

И пошел в окно.
— Стоп, остановил меня человек, который действительно ничего не видел.

А дальше — началось изучение того, как живет несколько сотен тысяч человек, о существовании которых...
Вы забыли.
Или не знали.
Или не хотите знать.

Проект предусматривал обязательный учет параметра доступности для PLA.

Лифт, в котором мы должны были проектировать все интеракции, меню и кнопки, предусматривал обязательное условие — все это должно быть считываемо, понятно и функционально как для видящих, так и людей с ослабленным зрением. Либо - без него. Это было в 2001 году.

Прошло 14 лет, но фактор PLA так и не появился в брифах и реализованных продуктах на рынках Беларуси.

10444629_820111181387283_2537122586600859978_n.jpg

In Vino Veritas

Раньше всех на вопрос «Пьют ли слепые?» ответили испанцы, аргентинцы и итальянцы.
Уже в 2004 на винах, производимых в этих странах, появились этикетки с азбукой Брайля.

10882226_820112194720515_1018921944938512566_n.jpg

Вы же бухаете, да? А вот честно скажите, тошнило когда-либо? Представьте, человек, который не видит, тоже может пить. И его тошнило ровно так же, как и вас. От тех же продуктов. Названия которых вы читаете. А они — нет.
10306545_820111771387224_5550281763718788065_n.jpg

Как это?

Итак, теперь посмотрим на то, как слепой человек взаимодействует с продуктом.

Возьмем для примера… да хоть минеральную воду из ближайшего магазина.

Возьмите бутылку. Закройте глаза. Проведите рукой по бутылке. Скажите название продукта или ТМ, который «написан» на бутылке.
Ответ: там ничего не написано.

Теперь разверните эксперимент во времени: представьте, что уже 15 лет вам приносят минеральную воду. Вы — не видите. И на бутылке — ничего по-прежнему не написано.

И, знаете, что ужасно? Что и не будет написано.

Теперь представьте, что на ПЭТ бутылке появилось название, написанное точками.
Которые вы понимаете. И впервые — за 5? 10? 35? 50? лет — вы прочли. Прочли. Еще раз прочли.
И там написано Solan de Cabras. 

Теперь ответьте на вопрос, какую воду вы попросите купить вам в следующий раз?
No name или ту, название которой Вы впервые в жизни смогли...прочесть?

10882263_820112981387103_728030856385321462_n.jpg

Лояльность

Вы попросите, принести вам то, что вы смогли прочесть. Узнать. Впервые в жизни.
А теперь — посмотрите на количество слепых людей в Беларуси. Наберите в Google фразу «Беларусь товарищество инвалидов по зрению».
Посмотрите внимательно.

Это — несколько сотен тысяч людей. Которые едят, пьют. Которые делают вам розетки, чтобы вы могли включить лампу и…читать.

А что сделали мы, чтобы они могли читать?
Что сделали мы, чтобы они могли есть, пить и жить?
И сколько стоит то, чтобы сделать это?

10933952_820114194720315_2559081993615136797_n.jpg

Стоимость: «0»

Нанести на ПЭТ бутылку азбукой Брайля название продукта либо ТМ в тираже стоит 0.
Практически 0.

За 0 вы получаете несколько тысяч самых лояльных потребителей.
За 0 через 2 года вы получите несколько десятков тысяч самых лояльных потребителей.
За 0 через 5 лет вы получите несколько сотен тысяч самых лояльных потребителей.

На потребительском рынке Каталонии, Испании, Италии практически все категорийные продукты (сахар, крупы и т.п.) в картонных коробках уже с азбукой Брайля.
Да, это чуть дороже, чем 0 в тираже. 

Но это — всего 0.01 цента. 
И это — 100 000 новых потребителей.
И это — только внутри 1 страны.
А если — у вас экспортный продукт?
Это — 1 000 000 потребителей.
Которые выберут ваш продукт.
Потому что вы — первые, кто написал на упаковке фразу, которая была невидима до вас многим.

10430469_820114901386911_2161803530523238652_n.jpg

«Вода»

Вот как сегментируют применение продуктов с азбукой Брайля в Японии:
1. Braille walkways
2. Braille on alcoholic cans.
3. Braille on elevators.
4. Braille on stair railways.
5. Braille on maps.
7. Braille on cell phones.
8. Braille on toilette seats.
9. Braille on ATMs.

PLA ready Belarus.

В самом начале я сказал, что не вижу в брифах производителей фразы о PLA (а к ним относятся не только слабовидящие люди).
Что делать?

Пишите эту фразу в брифах.
Я так и делаю в проектах, с которыми работаю.

Странный опыт: как только добавляешь этот пункт в бриф, видишь искреннее удивление:

— Ой, точно. А разве это сработает?

Да.

Это — четкий и очень лояльный к вашему продукту сегмент рынка.
Пишите.
Мы = уже пишем.
И новые продукты с доступными для всех людей надписями — уже в работе.

Я рад, что один из лидеров ритейл рынка Беларуси, работая над проектом по упаковке, начал свое движение к тем, кто никогда не мог прочесть название продукта.
К людям, которые живут с нами.

К нам.

Об авторе

Василий Андреев, дизайнер. 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: