В Киеве отменили проверки санстанции на фестивалях еды. Что из этого вышло?

Поделиться

Наш колумнист Ольга Прокопьева, директор Prokopiev Catering, побывала на фестивале ULICHNAYA EDA в Киеве и поговорила про особенности и сложности организации такого рода событий с основателем и организатором этого самого фестиваля Романом Тугашевым.

IMG_1563.jpg

Роман, давайте начнем разговор с истоков, расскажите, как вы начинали фестиваль ULICHNAYA EDA, приходилось ли преодолевать трудности или все давалось легко?

До 2012 года Киев не знал, что такое уличная еда. У всех было представление, что уличная еда — это вредно, не вкусно и ведет к ожирению… чебуреки, шаурма, в общем, унылая картина…

Легко себе это представляю...

Было желание разрушить эти стереотипы и сделать фестиваль нового формата. На нашем первом фестивале уличной еды было всего 8 точек с едой. Мне долго приходилось искать и убеждать участников, это был даже не стритфуд, а службы доставки — зародыши уличной еды в городе.

Я понимаю их нежелание участвовать, высоки риски оказаться в большом минусе.

Мы ожидали, что к нам придет примерно триста посетителей, но пришло больше трех тысяч человек. Конечно, еды на всех не хватило, были очереди, мы получили миллион негативных отзывов. Но потом, взвесив все за и против, увидев, что есть спрос, мы не пали духом, а продолжали заниматься своим делом.

Само место проведения впечатляющее, всем советую тут побывать…

С 2014 года мы делаем фестивали на территории Арт-завода «Платформа».

13245407_985016704952905_4871349612449104375_n.jpg

Это бывший Дарницкий шелковый комбинат республиканского значения, он был самым крупным в Советском Союзе, но с 90-х годов он не работает и буквально с 2014 года мы начали преобразовать эту территорию.

Даже не верится, что за два года из постапокалиптического пейзажа былого советского величия вы превратили завод в настоящий арт-кластер

Мы в партнерстве с владельцами этой территории и близлежащего рынка и занимаемся новой урбанистикой.

Меня как экс-организатора мероприятий интересуют острые как пульпит вопросы: как у вас строятся отношения с санстанцией, милицией?

Это частная территория и мы вправе сами ей распоряжаться. Порядком занимается частное охранное агентство.

У вас нет такого закона, что на массовом мероприятии должна обязательно присутствовать милиция?

Нет-нет, у нас, слава Богу, по сравнению с соседними странами все лояльно. Есть свои определенные сложности: коррупция, и все что с этим связано, но что касаемо проведения мероприятий, предпринимательства – никто палки в колеса не ставит.

И санстанция вас не контролирует?

Нет санстанции у нас.

Как нет санстанции?

Ее упразднили.

Прямо совсем-совсем упразднили?

Да, посчитали работу СЭС не эффективной и год назад на Украине ее упразднили (!).

А как вы контролируете качество продуктов?

Мы прекрасно понимаем, что мы работаем с продуктами и у нас есть наш внутренний «сандесант», который контролирует участников. Наши медико-санитарные нормы — это европейские стандарты, они более эффективны и в них присутствует здравый смысл. Санстанция, доставшейся нам в наследство с советских времен, была больше похожа на театр абсурда: было много нелепых требований, например, нужна отдельная мойка для яиц, хотя совершенно не гарантировала того, что люди не получат отравление.

IMG_0990.jpg

Холодильники есть на каждом стенде, порой винтажные

Стоимость для стендов у вас для всех участников одна — 4500 гривен (178 долларов США) за 3 дня. Гуманно на мой взгляд.

Если сравнивать количество аудитории, которая посещает фестиваль, это абсолютно релевантно.

Отсюда вопрос, а как вы зарабатываете? У вас наверно много спонсоров среди крупных брендов?

Нет, основной источник заработка — это входной билет (стоимость 50 гривен или 2 у.е.)

А если плохая погода и гостей фестиваля в разы меньше ожидаемого?

Конечно, погода влияет на количество посетителей, но прошлый раз в апреле у нас было 35 000 человек за два дня. Это был абсолютный рекорд. Но для нас это бизнес, поэтому есть планирование, экономические обоснования и естественно риски.

И неужели крупные бренды не поддерживают фестиваль?

Поддерживают, но мы за счет них проводим ревитализацию этой территории. БOльшую час мы расходуем на постройку инфраструктуры, газоны, ремонт.

У вас уже большой опыт, часто ли бывают форс-мажоры?

Косяки есть всегда, даже опыт не спасает, потому что фестиваль — это микровойна, где никогда нельзя все предугадать наперед.

IMG_1576.jpg

У вас на фестивале 150 стендов с едой, а заявки подали 450, какие у вас критерии отбора?

50% участников — это наши постоянные партнеры, мы уверены в их продукции, у них красивый стенд, харизматичные повара, они не подведут и сделают все вовремя.

50% — это новые участники, мы проводим дегустации, приглашаем их в офис, смотрим в первую очередь на их навыки коммуникации и на внешний вид.

Несколько бесплатных мест на каждом фестивале мы оставляем для фуд-стартапов, но это должен быть действительно интересный и вкусный продукт.

А кому вы отказываете?

Упраздняем тех, кто стал не интересен, не хочет меняться. Нам нужно разнообразие, нам не надо 10 точек с одинаковыми бургерами. Приходится многим отказывать, меня не любят уже наверно полгорода. Но мы пушим этот рынок, мы хотим показывать людям разнообразие. После наших фестивалей, многие открывают свой собственный бизнес.

IMG_1622.jpg

Чтобы вы могли пожелать тем, кто у нас в Беларуси начинает продвигать идею фуд-фестивалей?

Нужны условия для свободного формата. Минску желаю больше свободы для начинаний, меньше жестких норм и бюрократии.

Ольга Прокопьева, управляющий партнер и директор Prokopiev Catering. В прошлом директор ивент-отдела международного рекламного агентства Publicis Hepta Belarus. Реализовала более 250 проектов «под ключ» для таких брендов, как BMW, Атлант-М, Volkswagen, Porsche, AUDI, Hewlett Packard, Renault Ukraine, Nestle, Oriflame, BAT, Милавица, JTI, МТС, Orange Armenia. Опыт работы в Украине, России, Грузии, Армении, Доминиканской Республике. Практический опыт в event-маркетинге 8 лет.





 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: