Украинский взгляд на белорусский маркетинг: «Кажется, государство здесь помогает во всём»

Поделиться

Украинское агентство 4Press creative agency посетило прошедшую в апреле минскую конференцию «Маркетинг 2.0». Андрей Саламатов, New business director агентства, предложил marketing.by свой взгляд на ситуацию в Беларуси и белорусском маркетинге. Приводим мнение коллеги из Украины, как говорится, без купюр.

base_6f1945e1f1.jpg

Мы приехали в Беларусь практически в состоянии информационного вакуума. Знания о пункте назначения ограничивались общеизвестными стереотипами, но интерес к богатому внутреннему миру северного соседа мгновенно проснулся после одной цифры – на докризисный 2013 год ВВП на душу белорусского населения был почти в 2 раза выше нашего. И червь сомнения мерзким тонким голоском спросил: «А может помимо припарок евроинтеграции существует альтернативный путь в светлое будущее?». И мы поехали за ответами. Знаки вопроса были поставлены напротив следующих пунктов: какие системные проблемы и стратегические задачи стоят перед бизнесом Беларуси; какими знаниями и опытом в сфере маркетинга и коммуникаций стоит делиться.

Умеем делать, не умеем продавать

Под таким девизом существуют как минимум сельское хозяйство и все госпредприятия Беларуси. Да, за период 1991-2016 биологическая родина Адама Мицкевича умудрилась не умертвить агросектор и промышленность. Да, сделано это было через протекционизм, субсидии и жесткой рукой государства вопреки невидимой руке рынка. Государство спасало и продолжает дотациями спасать стратегические отрасли. Но проблема, которая озвучивалась сразу несколькими спикерами «Маркетинг 2.0» сводится к тому, что система производства по уровню развития на 10-15 лет обогнала систему маркетинга и продаж.

По качеству и себестоимости производимой продукции Беларусь конкурентна. В выходе на мировые рынки государство всячески помогает через деятельность таких предприятий как, скажем, «Белинтерэкспо» (организация участия белорусских производителей в международных выставках) и «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры рынка» (маркетинговые исследования, мониторинг цен, поиск рынков сбыта), то брендинг, упаковка, визуальные коммуникации, алгоритмы и инструменты продаж — всё это является сейчас головной болью производителей.

Не исключено, что частично проблема вызвана отсутствием квалифицированных специалистов и наследием СССР в виде морально и физически устаревшего менеджмента. Чего только стоит история о том как на одном из крупных предприятий по выпуску трикотажа решение о включении того или иного изделия в коллекцию принимает худсовет, состоящий из граждан преклонного возраста, оперирующих исключительно понятиями «Нравится/Не нравится». Крепким подспорьем им при этом служит полное отсутствие аналитики продаж и элементарного портрета целевой аудитории. Смешно? Возможно. Резерв для развития? Однозначно.

Анализируй хоть что-то

Одно из лучших выступлений, которое согрело сердце нам и, надо полагать, взорвало мозг большинству слушателей было посвящено моделям оценки эффективности маркетинга. Повествуя о ROMI, Brand Equity, Customer Lifetime Value, BSC, докладчик спросила применяет ли кто-то из руководителей какую-либо из этих систем на своих предприятиях. Из примерно 200 гостей было поднято 2 руки. Оно и понятно. Зачем ставить KPI и что-то измерять, если государство помогает во всём. А то, что продажи не растут — так это всё происки подлых конкурентов.

Справедливости ради скажем, что, если бы конференция проводилась в Украине, то не факт, что мы увидели бы лес конечностей. По нашему опыту, не многие отечественные бренды не то что в государственном, но в частном секторе озабочены какими-либо замерами и аналитикой. Продажи есть — слава богу. Продаж нет — начинаем тушить пожар всем, что под руку попадется. Акциями, HR-репрессиями, демпингом.

Крупные белорусские предприятия находятся в отличном состоянии. Не приватизированы, не разворованы. Они стоят перед задачей выхода на мировые рынки. И очень интересно будет посмотреть на результаты того, как страна с генами плановой экономики будет эволюционировать и сражаться за место под капиталистическим солнцем. Не исключено, что в Беларуси появится закон, который обяжет все госпредприятия внедрить у себя CRM и систему аналитики. С одной стороны — утопия, с другой стороны — а как иначе? Рыба гниет с головы, стало быть и улучшаться нужно с того же места.

Just do IT

Перед отлётом мы с дружественным визитом посетили минский офис Viber. Результатом коллективной интернациональной рефлексии стали следующие строки... Украинский IT-сектор, вопреки завету Дж.Ф.Кеннеди, регулярно сетует на государство, которое пинает USB и никак не помогает будущим Цукербергам, При этом IT-стартаперы при первой же возможности покидают коворкинг и продаются загнивающему Западу. Матерые же спецы тихо работают на аутсорс, наслаждаясь долларовыми гонорарами и низкой стоимостью своего труда в сравнении с коллегами из более развитых стран. Раньше чернозем вывозили, теперь мозги айтишные в аренду сдаем. Налицо замкнутый круг, цикличность истории и никакой пользы для общества.

Можно ли аутсорсинг сделать основой экономики, если по сути он является встраиванием труда в чужую экономическую систему, базируется на разнице оплаты труда в мире и в Украине и жизнеспособен до тех пор, пока уровень жизни здесь позволяет платить нашим специалистам меньше? Вопрос хоть и длинный, но риторический. Путь тупиковый и небезопасный для самих айтишников. А что у соседей?

Лучше спросить у созданной волевым решением сами знаете кого в 2005 году государственной организации «Парк высоких технологий» (ПВТ). И на своем официальном сайте они ответят, что в обмен на свободу от налогов и работу на благо ВВП резидентами ПВТ являются 152 компании, которые оказывают услуги клиентам из 55 странам мира. И стоящий у вас в телефоне Viber в числе этих 152.


Коратка пра галоўнае

Белорусскому бизнесу есть чему поучиться и есть чему поучить. Долгосрочный прогноз — благоприятный. Неусыпный контроль/поддержка со стороны государства, курс на диверсификацию экспорта и поиск новых рынков сбыта, повышение эффективности коммуникаций, построение системы маркетинга и продаж. Соль, перец по вкусу. Должно получиться вкусно.


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: