Стоит ли отдавать маркетинг на аутсорс? Отвечают собственник бизнеса и кадровый эксперт

Поделиться

Многие бизнесы в Беларуси задумались о том, как снижать затраты и оптимизировать процессы одновременно. Под сокращение могут попасть многие “не зарабатывающие подразделения”, в том числе и маркетинг. При этом некоторые собственники находят выход в привлечении высококвалифицированных директоров по маркетингу, которые готовы взяться за проект и вести его удаленно, но с регулярными консультациями и четким измерением эффекта.

Каковы плюсы и минусы такого решения? На этот вопрос marketing.by ответили Анастасия Черная, эксперт кадрового агентства “Коллекция открытий” и собственник бизнеса — IT-школы Myfreedom — Елена Динман.

Unknown.png

Экономия VS Специфика

По мнению Анастасии Черной, в этом случае очевидна следующая выгода:

  1. Собственник (бизнес) получает хорошую работу (маркетинговая стратегия, план и пр.) за сравнительно небольшие деньги, а реализацией по большей части занимается свой специалист (не такой дорогой).

  2. Ответственный контроль и эффективность: аутсорсер отвечает за результат внедрения стратегии, а значит и контролирует реализацию.

  3. Экономия. Компания (собственник) оплачивает 2-3 месяца работы привлеченного специалиста и не переплачивает за содержание его в штате.

При этом привлечение внештатного специалиста имеет и свои минусы, рассуждает Анастасия. И вот какие:

  1. Не глубокое знание внештатником специфики сферы (при условии, что это абсолютно новый проект в этой области), что может быть обусловлено негласными правилами в данном бизнесе, определенными нюансами в отрасли или просто не желанием собственника делиться конфиденциальной информацией.

  2. Препятствия в реализации разработанной стратегии. Изменения чего-либо по своему усмотрению заказчиком, отсутствие возможности реагирования здесь и сейчас или просто видение самого исполнителя (внутреннего специалиста).

  3. Вопрос коммуникаций. Обязательно обо всем надо договориться еще «на берегу» и понять, как будет оценена работа и измерен результат, чтобы избежать разочарования и потери времени и денег.

Сравнение затрат на штатного специалиста и аутсорсера 

Внештатная команда (проектная работа)

Команда в штате

Разработка стратегии: от 1500 до 2000 у.е (зависит от сложности конкретного кейса)

Срок разработки: 1,5-2 месяца

Директор по маркетингу: от 1200 до 1600 у.е в месяц

*Испытательный срок топ-менеджера в крупной компании длится более двух месяцев

SMM & Digital – 100 – 150 у.е. –разработка стратегии, 250 -300 у.е. в месяц (ежемесячное сопровождение-ведение социальных  сетей)

SMM & Digital – 700-900 у.е.

Аналитика – 100-150 у.е. за анализ рынка

*Такого уровня аналитик не нужен малому бизнесу на постоянной основе, соответственно собственнику самостоятельно вообще негде взять эту экспертизу. Она не продается на рынке в свободном доступе от аналитиков такого уровня.

Аналитика – 600-900 у.е. в месяц

Цифры, представленные в таблице, относятся к ставкам для малого бизнеса и взяты из общедоступных источников.

Unknownjb.png

Аутсорс-маркетинг для школы

Владелец IT-школы Myfreedom Елена Динман посчитала, что нанимать на постоянной основе высококвалифицированного специалиста в области маркетинга и развития было бы очень затратной затеей для бизнеса. Тем более на рынке не легко найти свободных профессионалов высокого уровня. Поэтому она обратилась к внештатному специалисту.

Процесс разработки стратегии состоял из нескольких этапов и длился 2 месяца.

1. Изучение бизнеса “изнутри”, конкурентный анализ

Эксперт и аналитик, который специально подключается к процессу, изучают все области бизнеса, а также прямых конкурентов. Замеряется потенциал рынка, уточняется и сравнивается с конкурентами позиция бизнеса через детальный факторный анализ (вебсайт компании, входные точки, социальные сети, персонал , процессы и так далее). Все аналитические расчеты позволяют определить место школы на рынке, который, кстати, является довольно конкурентным.

Факторный анализ — это математически очень точный инструмент, который консультант использует в работе при оценке конкурентов. Важно отметить, что при исследовании совершаются реальные визиты и реальные звонки.

В общих чертах, методология работы следующая:

  • выбираем основных конкурентов (не более 5)

  • выбираем факторы сравнения (не более 20) — они же факторы, руководствуясь которыми клиент (посетитель школы) совершает свой выбор

  • каждому фактору задаем вес

  • по каждому фактору проставляем оценку от 1 до 10

  • оценка умножается на вес — получаем взвешенную оценку а так же общий результат в % по каждому конкуренту

При помощи математического анализа выделяются самые сильные стороны бизнеса. Они и будут УКП — уникальными конкурентными преимуществами. Также выделяются слабые стороны. Это те, которые нужно будет подтянуть до уровня конкурентов.

2. Разработка стратегии развития бизнеса и маркетингового плана

На основе информации, полученной в ходе первого этапа, приглашенная команда разрабатывает несколько вариантов стратегических векторов, определяет ключевые цели на ближайший год по блокам: финансы, рынок, клиенты, бизнес-процессы, персонал, и готовит четкий план действий по достижению новых целей. Определяется позиционирование и уникальные конкурентные преимущества

Так как команда исследует все сферы бизнеса — от финансовых потоков до client relationship management, то предлагаются стратегические инициативы во всех направлениях.

3. Совместная работа

Приглашенный эксперт вместе с собственником просматривают все предложения и определяются со стратегическими векторами на основании проделанной работы. Например, принимаются решения о добавлении дополнительных продуктов в линейку, об увеличении среднего чека. Вместе с собственником определяется еще и миссия бизнеса, дальнейший план работ. В случае со школой был еще проработан нейминг, придуман короткий слоган, разработана digital и smm-стратегия.

zastavka.jpg

Слоган теперь звучит так: “IT-школа Myfreedom. Учись сейчас”.

Результаты новой стратегии:

Обычно результаты стратегии начинают замерять не ранее , чем через полгода. Тем не менее, позитивные результаты уже есть, считает Елена Динман. И приводит конкретные показатели:

  • По прогнозам реализация стратегии должна была уменьшиться доходность в краткосрочном периоде в связи с возросшими затратами. Этого не произошло, а в феврале 2016 года выручка выросла на 20%, а доходность бизнеса была выше, чем в прошлом году. Этого удалось достичь в том числе за счет оптимизации затрат от оптимального наполнения групп.

  • Изменена интернет-стратегия. Разработан новый сайт. Все социальные сети школы обрели единую стилистику и тональность обращений

  • Разработан новый слоган, логотип. В разработке все знаки внешней и внутренней коммуникации.

  • Увеличились продажи курсов. Раньше из социальных сетей не было продаж вообще. Переходов на сайт было около 100. Теперь переходов на сайт из социальных сетей — около 2000 в месяц, а продаж — 15. Для Myfreedom — это две сформированные группы

  • Благодаря отлаженной коммуникации открытые мероприятия школы собирают теперь в три раза больше людей, чем в 2015 году

  • Проработка системы CRM, коммуникация с новыми и уже существующими клиентами школы стали приносить первые продажи, в том числе b2b

  • Разработаны стандарты работы администраторов школы. Исходя из новой стратегии был пересмотрен их функционал

  • Продуктовая линейка подтянута до уровня конкурентов и выше

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: