Станем пить больше водки: беларуские пивовары рассказали, к чему приведет замена ПЭТ на стекло

Поделиться

Борьба против пластика в Беларуси пока не приняла форму крестового похода, но компании, которые работают с ПЭТ-тарой уже ломают голову: как быть дальше? Очевидно, что в самом ближайшем будущем от них потребуются решения в пользу другого материала для упаковки.

Marketing.by поинтересовался у представителей отрасли, которая плотно "сидит на ПЭТ" - производителей напитков, что будет, если...   

Беларуские производители пива заявляют, что в целом поддерживают инициативы по снижению влияния на экологию пластиковых отходов, в том числе ПЭТ-тары. Однако сразу обозначают: моментально заменить ПЭТ на стекло невозможно. А может даже и вообще не нужно.

К чему может привести отказ от ПЭТ-тары в пивной отрасли

По мнению директора по маркетингу ОАО «Лидское пиво» Ирины Капиловой последствия могут быть вот такими:

oooo.plus_341.png

  • снижение инвестиционной привлекательности отрасли;
  • значительное ( в несколько раз) удорожание продукции в силу высоких издержек у производителей, связанных с переходом на другой вид тары и необходимость дополнительных инвестиций в производственное оборудование;
  • снижение экономической и финансовой устойчивости отрасли, так как на сегодняшний день беларуские производители стеклянной тары не способны обеспечить рынок исходя из необходимого количества и спецификаций.

Ольга Ковригина, менеджер по корпоративным коммуникациям пивоваренной компании «Аливария», также говорит о том, что рост издержек на производство и затрат на переработку приведет к подорожанию продукции на полке. А это снизит продажи:

940_oooo.plus.png

«Общее прогнозируемое падение объемов продаж по категории может составить минимум 30% (только 80% объема будет перераспределено из формата ПЭТ в стекло, дополнительно 10% объема потеряются из-за снижения покупательной способности и роста цены). В связи с изменением продуктового предложения на рынке, когда вместо менее дешевого формата предлагается более дорогой, может наблюдаться ускорение темпа инфляции. Например, по безалкогольным газированным напиткам в среднем в 2018 году стоимость 0,5 литра в ПЭТ-упаковке на полке была в 1,5 раза ниже, чем тот же объем в стекле».

На «Крынице» оценивают, что переход выпуска продукции на стекло повлечет рост отпускных цен на 30%, а цена для потребителя в розничном торговом объекте поднимется на 40-50%. 

Но, по мнению Валерия Столярова, заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Криница», любое повышение цены снизит привлекательность пива для потребителя, так как пивоваренная продукция обладает эластичным спросом. Что, в конечном итоге отразится на снижении потребления этой продукции и объемов производства:

1009_oooo.plus.png

«Есть и другая сторона этого вопроса: в последнее время в виду высокой конкуренции наблюдается увеличение объемов реализации пива по сниженным ценам – на акциях. Снижение цены положительно стимулирует спрос на пивоваренную продукцию, что также отражается на снижении потребления крепкого алкоголя. Одной из важнейших социальных задач государств нашего региона является борьба с высоким потреблением крепкого алкоголя. В нашем случае переход на стекло будет иметь обратный эффект, удорожание пива будет делать крепкий алкоголь более привлекательным в глазах потребителя».

Стекло тоже вредит экологии?

Необходимо помнить, что технология производства стекла не является экологически «дружественной», отмечает Ирина Капилова:

«При планировании увеличения его производства важно сразу планировать необходимые дополнительные инвестиции для обеспечения охраны окружающей среды. В противном случае эффект от сокращения потребления продуктов в ПЭТ-таре будет нивелирован».

Об этом предупреждают и на «Аливарии»:

«Если говорить о том, производство и утилизация какого вида отходов более экологичны, то нужно отметить, что замещение полиэтиленовой тары на стеклянную может привести к увеличению нагрузки на экологию. Например, стеклянная тара в 10 раз увеличивает расход воды по сравнению с ПЭТ-тарой. В то же время, производство ПЭТ снижает энергоемкость и количество выбросов на две трети по сравнению с другими материалами. 

ПЭТ-тара способствует уменьшению образования твердых бытовых отходов: вес пол-литровой пластиковой бутылки для воды — 35 г, а стеклянной — 350 г. ПЭТ-упаковка перерабатывается на 100% и может входить в замкнутый цикл и многократно применяться в производстве новых товаров. В ряде европейских стран уровень переработки ПЭТ достигает 90%. В новой стратегии ЕС по пластику говорится об увеличении переработки ПЭТ, при этом не устанавливается ограничений по использованию этого вида упаковки», - отмечает Ольга Ковригина.

file1485763166.jpg

Потребители готовы отказаться от ПЭТ?

Важный вопрос — это предпочтения потребителей. Как показывает статистика, беларусам полюбились напитки в ПЭТ-бутылках - по сравнению со стеклом она удобна (обладает малым весом) и травмобезопасна (не бьется).

Интересно, что производители расходятся в оценке трендов по потреблению пива в стекле. Так, на «Лидском пиве» говорят о том, что потребительский тренд на отказ от пластиковой тары в нашем обществе еще не сформирован:

«Некоторое оживление в вопросах ответственного потребления заметно в крупных городах и столице. Но в целом, решающим фактором при покупке напитков по-прежнему является цена и в ближайшее время мы не ожидаем значительных изменений в причинах выбора».

На «Аливарии» отмечают, что практически весь объем в стекле в категории напитков относится к премиальному сегменту:

«А он в Беларуси составляет 0,4% по доле рынка по объему за 2018 год и снижается по сравнению с прошлым годом из-за высокой стоимости продукции в таком виде тары для потребителя (стоимость не соответствует уровню среднего дохода)».

item_191.jpg

И только на «Крынице» видят положительный потребительский тренд по выбору пива в стеклянной таре: по словам Валерия Столярова, на текущий момент в пивоваренной отрасли наиболее популярная тара – это ПЭТ-бутылка. В такой таре в нашей стране реализуется более 50% всего пива. Но доля реализации пива в стеклобутылке растет ежегодно на 10-15% (аналогичная ситуация наблюдается и с потреблением пива в алюминиевой банке):

«Можно с уверенностью сказать, что тренд на выбор пива в стекле есть, но доля потребляемого пива в пластиковой таре по-прежнему очень значительна. Более ответственное и осознанное потребление формируется, в том числе и с развитием общества, несомненно, и наша страна не осталась в стороне в данном вопросе. Потребление продукции в стеклобутылке, алюминиевой банке растет. Немалую роль в этом играет и маркетинговая активность крупных предприятий-производителей, которые не только выпускают новые продукты в этой таре, но и активно продвигают, использую все возможные каналы коммуникации».

Как снизить нагрузку на экологию и не "завалить" отрасль?

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Криница» предлагает прежде всего определиться, какая цель всех изменений. И просчитать возможные последствия:

«Увеличение объемов производства в стеклянной бутылке повлечет за собой увеличение спроса на пустую бутылку. Вероятно, беларуские поставщики бутылки не смогут полностью удовлетворить спрос. В такой ситуации у производителей появится необходимость импорта пустой бутылки, что также негативно отразится на сальдо внешнеэкономической деятельности. Соответственно необходимо подготовить наши предприятия для полного обеспечения необходимым количеством стеклотары. Еще одним нерешенным вопросом для перехода на стеклянную бутылку является не готовность инфраструктуры страны к переработке и возврату в оборот стеклянной бутылки».

Валерий Столяров добавил, что рыночные механизмы (спрос-предложение, доходы населения, возможность и желание предприятий проводить модернизацию производства, развитие культуры потребления и многое другое) сами зададут правильные вектора и динамику развития в этом сегменте потребления.

Директор по маркетингу ОАО «Лидское пиво» Ирина Капилова предлагает посмотреть на опыт других стран, которые решали этот вопрос через государственно-частное партнерство:

«Пример стран, организующих эффективный сбор и переработку отходов, в том числе тары, говорит о том, что достичь таких результатов удалось за счет государственно-частного партнерства, когда решения по снижению нагрузки на окружающую среду вырабатывались совместно органами власти, производителями, а также другими заинтересованными структурами: потребителями вторичного сырья, инвесторами, научным сообществом. Поэтому мы надеемся на открытость и эффективное взаимодействие с органами власти для положительных изменений в данном вопросе».

В «Аливарии» сослались на результаты недавно проведенного круглого стола «Влияние ПЭТ-тары и стеклянной упаковки на инвестиционный и экспортный потенциал отрасли производства бутилированной воды и прохладительных напитков», участники которого предложили разработать методологию комплексной оценки эффективности подходов обращения, учитывающей затраты на производство упаковки, ее сбор, переработку или утилизацию:

«Это позволит оценивать целесообразность внедрения тех или иных мероприятий в области обращения с твердыми бытовыми отходами и выбирать самые эффективные исходя из национальных реалий. Кроме того, компании предлагают разработать Концепцию развития упаковочной отрасли сроком до 2035 года, что позволит производителям потребительских товаров, а также перерабатывающей отрасли выстраивать долговременные стратегии развития, повышая эффективность переработки отходов».

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: