#СПЕЦифика. Как организована работа иллюстратора в Беларуси: от поиска клиентов до поиска вдохновения.

Поделиться

Marketing.by начинает новый проект — #СПЕЦифика. Будем писать о том, как организована работа специалистов. Стартуем с рассказа об иллюстраторах.

Обложки журнала “Большой”, обложки альбомов “Кассиопеи” и “Петли Пристрастия”, огромный постер в кафе “Утопия 60” — это лишь малая часть работ, которые делала Надя Макеева. Мы решили разузнать у Нади, из чего все-таки складывается ее рабочий процесс, где она ищет клиентов и вдохновение, как выглядит ее рабочий стол и что вообще представляет собой работа иллюстратора в Беларуси.

Кто я?

IMG_0792.jpg

Меня зовут Надя Макеева, и я иллюстратор. Я рисую в разных стилях и направлениях. Конечно же, у меня есть несколько собственных оригинальных стилей и приемов, разработанных мною лично, по которым меня можно узнать, но я, конечно, могу нарисовать и так, как требуется заказчику. Я не отношусь к иллюстраторам, которые всю жизнь работают в рамках одной стилистики, мне это не очень интересно, так как я люблю эксперименты, и мне хочется саморазвития.

10 «Светлана Алексиевич» БОЛЬШОЙ.jpg

Где именно вы могли увидеть мои иллюстрации? Чаще всего я работаю по запросам крупных рекламных агентств, где мои иллюстрации – это часть общего проекта. Но, например, вы могли видеть мои работы на обложках журнала «Большой», для которого я рисовала Мэрил Стрип, Жака-Ива Кусто, Светлану Алексиевич. Также я  автор многих обложек альбомов «Кассиопеи» и «Петли Пристрастия», а мой гигантский комикс можно увидеть на стене минского кафе «Утопия 60». Вы могли видеть открытки с супер-героями, занимающимися разными бытовыми обязанностями, вроде Супермена, который утюжит свою мантию на фоне гостиной, разработанные для сети синема-кафе «Блокбастер». Или, возможно, вы видели летом на ком-то из ваших знакомых майку с яркими цветными зайцами с мухоморами и цветами – это тоже мой проект.

5 «Ironing Superman» BLOCKBUSTER.jpg

Рабочий стол

Год назад я приняла решение оставить рекламное агентство Red Graphic, в котором проработала более трех лет, и самостоятельно заняться иллюстрацией. К этому моменту у меня собралась база постоянных клиентов, и мне было не страшно. К тому же я понимала, что это — действительно мое.
 
IMG_0803-2.jpg

Теперь я работаю из дома. У меня в распоряжении гигантский стол с деревянной столешницей и железным кованым каркасом. Вокруг меня хаос, но на рабочем столе – порядок, лишних вещей нет. Перед каждым проектом я собираю книги и альбомы, подходящие по вдохновению, делаю много распечаток. На мониторе, который всегда передо мной, формирую в папке с проектом мудборд и собранные референсы.

IMG_0840-2.jpg

Если я делаю ручную карандашную графику, на столе – набор карандашей разной мягкости, остроты и толщины грифеля. Листы бумаги, чтобы подтачивать карандаши и подкладывать под руку, чтобы не размазать рисунок. А если рисую цифровую иллюстрацию – на столе планшет. Иногда на столе, конечно, появляется и чашка кофе.

IMG_0820-2.jpg

Под столом  – принтер со сканером, чтобы оцифровывать ручную графику и распечатывать бумаги по бухгалтерии.

Атмосферу я люблю спокойную и тихую, так мне проще сконцентрироваться. В отличии от абстрактной живописи, например, при работе со сложным иллюстративным сюжетом иногда приходится усиленно думать, как бы комично это не прозвучало. Впрочем, я очень люблю ставить аудиокниги фоном, они не отвлекают.

IMG_0862-2.jpg

4 «Мода и Облака» Петля Пристрастия.gif

Рабочие инструменты

Я считаю себя консерватором, у меня нет никаких особенных секретов в работе.

В большинстве случаев для цифрового иллюстрирования я использую Photoshop. Растровую графику я люблю больше векторной: она дает больше свободы для рисования от руки. Но, когда необходимо, совмещаю с Illustrator, часто по ТЗ результатом должен быть именно векторный файл. Тогда, если композиция сложна, или требуется особенная пластика линий, которую нужно не раз пробовать, я первым этапом отрисовываю все в растре, чтобы после утверждения подготовить финал уже в векторе.

IMG_0854-2.jpg

Что касается ручной графики, мое единственное незаменимое средство – простой карандаш 05 и мягкостью B. А без всего остального я могу обойтись.

Этапы работы

6 Mad Rabbits.jpg
15 Mad Rabbit Travel Tee.jpg

Получив рабочий запрос, я выясняю некоторые детали и задаю вопросы, которые могут варьироваться исходя из специфики проекта и той информации, которая уже была предоставлена в запросе.

Среди выясняемых мною нюансов наличие ТЗ (при запросе многие не пересылают его, и нужно выяснить, есть ли оно), уточняю сроки и дедлайны, даю фактическое ориентировочное время на создание иллюстраций, даю предварительную оценку иллюстраций, рассказываю, что именно входит в стоимость, и как будут проходить наш процесс работы и коммуникация. Если проект масштабный – я прошу предоплату. Я ИП, мне важно заложить в стоимость процент квартального налога и ФСЗН, добавить к стоимости процент, который возьмут за свои услуги банки.

Вся эта информация крайне важна для оценки. Я считаю, что опыта у меня достаточно, но иногда я все же не учитываю какой-то нюанс, сталкиваясь с ним первый раз. Из-за этого можно уйти в минус или потерять во времени.

13 Mad Rabbit Travel Pin #2.jpg

Далее запрос или подтверждается, или нет.

Процесс утверждения и коммуникация у меня чаще всего проходят по электронной почте или skype call'ом, на встречи с клиентами я езжу редко, так как заказчики часто находится за границей.

Иногда приходится изучить предмет, прежде чем приступать к отрисовке: часто приходится рисовать сложные элементы, механизмы, сцены.

После этого – делается и утверждается эскиз.

Некоторые клиенты просят предоставлять на утверждение несколько этапов проработки иллюстрации, особенно, если проект масштабный.

После предоставления финальной версии клиент может попросить что-то изменить.

14 Mad Rabbit Travel Pins #1.jpg

Поэтому в стоимость по договору у меня включены несколько кругов правок. Бывали случаи, когда клиент пытался с помощью слова «правка» инициировать полное изменение композиции и перерисовку с нуля. 
Теперь в некоторых случаях я указываю в договоре процент площади иллюстрации, который допускается изменять при правках. Делается это все на всякий случай, до эксцессов никогда не доходило, и, понятное дело, все мелочи правятся до тех пор, пока заказчик не останется доволен.

Поиск клиентов

Моя работа по поиску клиентов складывается так, что никакого поиска я не веду, они как-то находят меня сами. Основная часть клиентов из России приходит благодаря сервису Revision. Белорусские клиенты приходят по сарафанному радио, а иностранные – через Behance.

Я несколько раз говорила себе, что нужно разработать стратегию, когда будет пауза между проектами или затишье, но за полтора года моей работы на себя такого не было. Возможно, все впереди. Тогда я и задумаюсь.

11 Velociraptor Tee №1.jpg

Категории клиентов

Попробую разделить своих клиентов на 2 категории:

  1. Те, кто выбирает пример иллюстрации из моего портфолио и просить сделать так же, в моей стилистике.,

  2. И те, кто предоставляет референсы, как нужно сделать.

Во втором случае уже на этапе запроса я могу сделать вывод, что из проекта не выйдет ничего хорошего. Причина может быть в том, что заданная клиентом стилистика не моя. А иногда я чувствую исходя из коммуникации с клиентом - пойдет проект или нет, .

Я считаю, что если есть ощущение, что не твой проект, браться не стоит. Даже если гонорар кажется радужным, ничего хорошего в итоге не получится, поэтому не стоит обманывать ни себя, ни клиента. Обязательно найдется тот, кто сделает его с удовольствием и просто превосходно.

Как придумываются образы

a896d049478561.56085bbc88c33.jpg

Чаще всего первоначальный образ или сюжет появляется у меня в голове уже при обработке запроса или первого обсуждения процесса работ с клиентом и его пожеланий. Далее я могу или развить, то что увидела, или поменять концепцию, придумав что-то, что вдохновит меня сильнее. А некоторые мелочи придумываются прямо в процессе работы.

9d3e9b49478563.56085c96086cb.jpg

У меня живое воображение, поэтому то, что я хочу нарисовать и как, я могу увидеть, закрыв глаза, довольно четко. Иногда результат может отличаться от первоначальной идеи, но это идет ему на пользу.

Если речь идет о серии, и, например, право выбора сюжета клиент предоставил мне, первым этапом я описываю все идеи текстом.

Источники вдохновения: альбомы, книги, сайты

3 «Груз» Петля Пристрастия.gif

Регулярно просматриваю Биханс, там всегда можно отследить тенденции и актуальные стилистики, найти что-то оригинальное, интересное и действительно вдохновляющее. Даже, если ты, например, иллюстратор, а найденный проект – визуальный видео-ряд или скульптура.

На Dribbble отлично прослеживаются тенденции. Работы, находящиеся в топе, действительно стоит посмотреть. У сервиса суровая защита от накруток, поэтому попасть в топ или получить много лайков без права на это невозможно.

Revision будет полезен тем, кто ориентируется на российский рынок. В топе у них висят довольно специфические работы, но этим он и интересен: можно увидеть разницу в том, что пользуется спросом у россиян.

Много интересных подписок можно найти в Instagram, их удобно пролистывать в в свободные минуты. Приятно то, что, несмотря на то, что он социальная сеть, везде даны ссылки на авторов и их сайты.

Из поездок привожу регулярно альбомы по современному искусству, иллюстрации, комиксы, детскую литературу с красивыми картинками.

Прокрастинация

Удивительно, но факт – прокрастинация связана с наличием некоторого свободного времени, но, если ситуация такова, что нет лишней минуты даже на кофе, организм как-будто мобилизуется, и я все успеваю. Делаю вывод, чем меньше свободного времени в наличии и больше нерешенных задач – тем больше можно успеть. И тем больше желания все успеть.

Что радует в работе

Положительных моментов в работе очень много, ведь я занимаюсь любимым делом!

Для меня – важный положительный момент то, что я могу работать откуда угодно, мое рабочее место мобильно, рабочие инструменты компактны.

Работа с заграничными заказчиками – положительный момент. Складывается тенденция, что с ними работать приятнее. Требования у них четче, гонорары выше, правки конструктивнее. Они прислушиваются к авторам, не просят нарушать стилистические границы работы. Предложенная ими стилистика всегда классная, так как они сами отслеживают тенденции, знают, что востребовано. Правда, с заграничными клиентами часто случаются проблемы с документами и денежными поступлениями. Недавно была ситуация, что деньги при трансфере между банками просто исчезли. Я более недели выясняла, в чем была проблема, почему и куда они ушли.

И есть одно белорусское рекламное агентство, с которым я работала уже не раз, они мой идеальный клиент. Никогда с ними проблем не было, работа проходила четко и слаженно. Кто именно – признаваться не буду, чтобы не сглазить.

2 «Vegetable Pattern» for Havas Paris.png

Что огорчает

Во многом негативный опыт связан не с агентствами, а с физическими лицами, у которых практики работы с иллюстраторами и дизайнерами не было, которые не знакомы с процессом работы рекламных агентств. Они или не понимают четко чего хотят в целом, или хотят «космоса», не учитывая того факта, что космос у каждого свой. Правки и комментарии они сформулировать не умеют, ограничиваясь фразой «что-то не то», «поиграйте с вариантами». Конструктивных ответов от них не дождаться, процесс может затянуться надолго, так как вариантов реализации несчетное количество – можно всю жизнь просидеть на интерпретации одного проекта.

Поэтому я очень ценю, люблю и держусь за клиентов, у которых все требования –  четкие, правки – аргументированные, работа  – по утвержденному ТЗ, которое не изменяется десять раз в процессе разработки.

16 The Black Buoy Project Cover, Swiss #1.png

Были и такие ситуации, что от интересных проектов приходилось отказываться из-за накладок. Работа построена так, что при получении запросов я не могу знать наверняка, кто из них вернется, а кто исчезнет. Отдельный разговор – то, что каждый в запросе просит назвать точную дату старта работ и сроки исполнения. Как правило, очень трудно назвать точные даты, поскольку я не знаю, с каким количеством клиентов буду в итоге работать в этом месяце. Не стоит забывать и про то, что практически всем иллюстрации нужны срочно: слышать «вчера» ответом на вопрос, когда дэдлайн – дело привычное.

Иногда приходилось отказываться от хорошего клиента, так как была договоренность на старт с другим, который просто не появлялся в итоге. Было очень обидно и непонятно, почему люди не могли предупредить, написать письмо, состоящее из пары строк.

Бывали ситуации, когда приходилось отказываться от хорошего зарубежного клиента, так как агентство не могло предоставить мне документы в соответствии с требованиями белорусского законодательства.
Бывало, что клиент пропадал на месяц-два, получив готовую работу, а предоплата не была внесена, так как мало кто согласится готовить и утверждать лишнюю пачку документов ради смешной стоимости одной-двух иллюстраций. В этих случаях опускались руки, вспоминалось множество историй о недобропорядочности фрилансеров, и становилось удивительно, как же быть с недобропорядочностью клиентов?

Но я рада отметить, что что-то негативное случается довольно редко.

На заметку. Личный опыт

Поделюсь некоторыми вещами, которые я поняла сравнительно недавно, например:

– с клиентами лучше общаться исключительно в формате деловой формальной переписки, например, при помощи почты. Бывали ситуации, когда приходилось собирать комментарии и правки одновременни из социальных сетей, скайпа, сообщений – это было очень неудобно и отнимало много лишнего времени. Проще, когда все находится перед глазами, и нет опасности что-то упустить. Второй момент – наличие официальной переписки может служить аргументом при возникновении спорных моментов;

– нужно понимать, что проблемы с планированием будут в любом случае: ежедневно приходит несколько запросов с просьбами указать сроки старта и финиша работ, половина клиентов, как правило, не возвращается. Но бывает – возвращаются все и одновременно;

– важно указывать в договоре количество предоставляемых вариантов и количество кругов правок;

–  не становиться заложником одной стилистики. Клиент обычно выбирает, страхуясь, то, что видит в портфолио, никаких экспериментов проводить у него желания нет. Не отпускайте тех, кто дает вам такую возможность – пробовать новое. Развиваться. Дополнять портфолио новыми работами, а не штампованными сериями.

–  организация рабочего времени: я с удивлением заметила, что время уплывает сквозь пальцы, при этом нет ни выходных, ни будней, которые бы стали легче из-за отсутствия офисной работы. Важно разграничить время для отдыха, бытовых дел и работы.

Как живется иллюстратору в Беларуси

9 Eloustik Tok Surfing Jam EP Cover.gif

Как мы работаем? Наша работа «угадывать», и многие удивляются, как вообще нам удается что-то реализовывать. 

Один человек сравнивал нас с бухгалтерией, и это сравнение настолько эффектно и реалистично прозвучало, что запомнилось мне. Дело в том, что в иллюстрировании, в отличие, например, от бухгалтерии, не может быть правильного и неправильного варианта. Есть масса правильных вариантов, а выбранный и реализованный может у клиента вызвать неприятие. Просто, субъективно, неясно почему. Это иллюстрация, эмоции, стиль, посыл. Это непредсказуемо. То есть, нам, кроме прочего, нужно еще и угадать с выбором. Редко, но бывает, что и не угадываешь: делаешь что-то, что требует больших затрат труда и времени, выкладываешь душу наизнанку, а работа отвергается непонятно почему, клиент даже не может сформулировать причину — это тяжело.

Иллюстрация в Беларуси мало востребована. У меня создается впечатление, что ее заказывают, когда не хватает бюджета на фото-съемку визуала, и клиенты боятся ее, воспринимая как дешевую и некачественную замену фото. 

В Европе и Штатах ситуация обстоит по другому. В той же Польше иллюстрация просто на гребне волны! А у нас в этом году в Академию Искусств на отделение графики не было конкурса. Вы представляете? Самое сильное отделение! Туда 6 человек в год берут, когда я поступала конкурс бешеный был. А сейчас желающих нет, все бегут на дизайн, так как проще потом работу найти. Рекламные агентства наши и типографии иллюстраторов в штате в большинстве случаев не держат, это дорого и невыгодно, так как запросов мало. У нас иллюстратор – это профессия индивидуального предпринимателя.

И немного грустно, что нет у заказчика желания рисковать. Чаще всего к тебе обращаются с пожеланием сделать так же, как я уже делала для кого-то. Часть меня понимает, чем вызвано это стремление, но душа кричит: зачем делать то же самое, что уже у кого-то есть, а не свое что-то новое и уникальное, чтобы вызвать удивление, на крайний-то случай?

Авторские права и воровство

Отдельного упоминания стоит ситуация с авторскими правами в Беларуси. Да и в России. У нас воровство распространено на всех уровнях. Интернет-журналы часто не размещают авторства иллюстрации при заимствовании работы для статьи. И всем известен недавний скандал, связанный с публикацией фотографии, которая авторскими правами не обладает, так как была размещена в социальной сети, то есть для всеобщего пользования.

Несколько раз мои друзья посылали мне ссылки с вопросом, не моя ли работа где-то там? Я проверяла, оказывалось – взята без спроса и не подписана.

Заграничные пользователи сетей всегда упоминают автора – это на редкость приятно в контрасте с нашей реальностью. А блоги и порталы пред публикацией обязательно пишут на почту полноценный запрос.

Мечта

Моя мечта – нарисовать обложку для New Yorker. Я понимаю, что это не очень патриотично, но ничего с собой поделать не могу.


Все фотографии – Женя Андриянова
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: