SMM не существует! Как паблик «Чай з малинавым варэннем» собрал вокруг себя полмиллиона человек

Поделиться

«Чай з малинавым варэннем» — один из самых посещаемых новостных пабликов в Беларуси, не имеющих основного сайта. Месячный охват аудитории «Вконтакте» составляет более 500 тысяч человек. В итоге «Чай» смог стать своеобразным белорусским «Лентачем», при том, что вся работа над пабликом ведется абсолютно бесплатно и за чистую идею.

Marketing.by встретился с cоздателем сообщества Игорем «Котом», чтобы поговорить про историю создания «Чай з малинавым варэннем» и его раскрутку, разузнать про удачные и неудачные кейсы работы их SMM и понять, почему они до сих пор не зарабатывают на рекламе.

photo1.png

Идея создания паблика «Чай з малинавым варэннем» возникла после полугодовой работы редактором в «Лентаче». Мы подумали, а почему бы не сделать новостной филиал со смешной подачей для Беларуси. Постепенно выросло живое новостное сообщество, пришли новые люди.

Примерно с месяц «Чай» был пабликом на 200 человек, привлечь читателей без репостов «Лентача» было достаточно проблемно. Только после 20 000 участников появился устойчивый органический рост.

Стратегия развития для любого сообщества в социальной сети проста — нужен уникальный контент и самое главное — источник трафика. В нашем случае этим источником был “Лентач”. Ну и “Онлайнер” тоже немного помог. Если нет такого стороннего источника трафика, то будет сложно. Каким бы крутым ни был ваш контент, его просто не увидят.

2016-09-05 03.43.51 pm.png

Охват и аудитория

Месячный охват “Вконтакте” — 500-600 тысяч, посещаемость раз в 5 меньше. Мало кто ходит на страницу, чаще просто видят в ленте и в основном со смартфонов.

2016-09-05 03.48.18 pm.png

Удивительные охваты в Twitter, сейчас у нас 15-16 тысяч подписчиков, но в месяц видят нас около миллиона. В Facebook охват 70-80 тысяч в неделю.

Аудитория в Facebook более серьезная и взвешенная. Очень редко случается срач в комментариях. А вот “Вконтакте” это в порядке вещей. Хотя ошибочно думать, что там сидят одни школьники. В среднем это люди от 20 до 35 лет.

2016-09-05 03.47.55 pm.png

Изначально основная часть аудитории была российской, потому что пришла по репостам из “Лентача”. Россиянам понравилось читать про тот трэш, который происходит не у них. Со временем соотношение изменилось и белорусов стало намного больше.

По отклику аудитории ровнее идут Facebook и Twitter. 10-20 ретвитов к концу дня в Twitter скорее всего будет. В Facebook пост собирает как минимум 60-70 лайков, а вот “Вконтакте” все очень неровно. Пост может собрать один репост за день, а может взлететь за тысячу.

Мы работаем бесплатно и за идею

Сейчас у нас в команде человек 10. Это люди, которые могут время от времени что-то сделать. Наиболее активных человек 5, у них чуть больше энтузиазма и свободного времени. Работаем пока бесплатно, можно сказать, за идею.

Жесткого расписания со сменами и нормами у нас нет, все достаточно хаотично. Кто-то что-то увидел, принес, пошутил или нарисовал.

В среднем у нас выходит по 4 поста в рабочий день. Это немного. Бывает больше, когда у кого-то вдохновение или есть какой-то новостной повод.

2016-09-05 03.46.05 pm.png

Мы не пользуемся механизмами продвижения

Что касается продвижения, мы не пользуемся никакими дополнительными инструментами. Я экспериментировал с платной рекламой, она работает, но при теперешних охватах для ощутимого результата нужны большие вложения.

В нашем случае, скорость подачи не главное

Сейчас наш главный принцип — как можно проще описать событие, как при разговоре с другом. Мы же в обычной речи не говорим “Такого-то числа в таком-то городе в это время произошло вот это”. Мы не гонимся за скоростью выдачи новости, потому что в нашем случае много времени уходит на подготовку «упаковки».

2016-09-05 03.46.48 pm.png


Что сработало, а что нет?

Мы достаточно много экспериментировали. Что-то вызывало отклик, а что-то нет. Пробовали разыграть напиток “Чай з малинавым варэннем”, который делали в Хулигане, за смешную картинку. Думали, что читателям будет интересно, но ошиблись. Тут применимо утверждение, что чем больше от человека требуется для участия в розыгрыше, тем хуже. Тем более приз у нас был достаточно символический.

Собирали позитивные новости из “Советской Беларуси” про надои и зерно. Подавали как ежедневный обзор, потом начали делать раз в неделю неделю “Надои недели”, но получалось слишком однообразно.

Facebook с недавних пор любит видео и старается его везде подсовывать пользователю. Одно удачное видео может обеспечить удвоение месячного охвата. В “Вконтакте” такого нет. Есть только «умная» лента, которая работает по еще более чудовищным механизмам, чем у Facebook.

По тематике постов больше всего любят, когда кто-нибудь из чиновников лажает. Любят позитивные новости, но увы, они не так часто происходят.

Есть и другая проблема — белорусы не знают чиновников и даже министров. В парламенте что-то меняется, происходят снятия или назначения, но этого не замечают. Было буквально 2-3 человека, лица которых знакомы белорусам. И когда у нас вышло 3 поста за день с одним и тем же лицом, мы начали постепенно знакомить читателей с новыми.

Регулярно собирали “Чай тайм” с белорусской музыкой. Её встречали положительно, но потом белорусская музыка просто закончилась.

К слову, практика показывает, что лучше сделать 1 пост на 100 лайков, чем 10 постов на 10 лайков. Идеальным количеством постов за день для нас было бы около 10. Но мы сами загнали себя в рамки новостей Беларуси, в которой за день не происходит столько событий.

2016-09-05 04.03.24 pm.png

Сообщества бесправны. Мы думали над тем, чтобы создать СМИ

Считаем ли мы себя СМИ? Ну если обратиться к законодательному трактованию современных СМИ — то да, мы им являемся. Но при этом у нас другие приоритеты. У нас нет норм по скорости выдачи и полному охвату картины дня. Для нас главное — подача, которая нравится читателю и вызывает эмоции. Возможно, нас можно отнести к так называемым «новым медиа».

Не думаю, что полноценным сайтам и СМИ пришел конец. Сайты дают возможность СМИ жить по своим правилам и по своим же правилам монетизироваться. На сторонней площадке правила диктует сама площадка. Сообщества в принципе бесправны, их можно закрыть в любой момент. Поэтому социальные сети будут использоваться только как доноры трафика, пока ситуация не изменится.

И да, мы думали, над созданием отдельного полноценного СМИ. Периодически возвращаемся к этой непростой идее. Если бы делали, то что-то беспристрастное и более полно охватывающее события.

Мы не хотим делать заказные посты и продавать трусы, носки, часы

Сначала мы просто хотели, чтобы все заработало. Сейчас возникают вопросы монетизации и дальнейшего развития. Есть, например, путь, которым пошли многие независимые сообщества — они начали просто продавать рекламу и наращивать количество постов до 20 в день. Если мы увеличим количество постов до 15, общая температура по паблику упадет, то есть ухудшиться качество постов. Это, по мнению многих, произошло с тем же “Лентачом”. Это происходит со всеми, кто ставит что-то на поток.

Не хочется делать рекламные заказные посты. То есть мы бы с радостью прорекламировали какую-то хорошую вещь или мероприятие на которое сами бы пошли. Но, к сожалению, большинство рекламодателей хочет продавать «трусы-носки-часы». Поэтому думаем над вариантами нативной рекламы и партнерок.

2016-09-05 04.05.25 pm.png

SMM не существует. Общению не нужно учиться

Я был на нескольких семинарах и конференциях по SMM — выдуманной вещи, которой на самом деле не существует. Люди слушают, записывают, а потом приходят на работу и делают все, как делали всегда. Причина то ли в отсутствии смелости у сотрудника, то ли в непонимание руководства.

Несерьезности и шутки от компании воспринимается как что-то ну очень нежелательное. Серьезные компании считают, что это испортит их имидж. Но дело в том, что социальные сети — это огромный чат, в который люди приходят общаться. Если у вас есть хоть один знакомый, то вы уже умеете общаться, это не ракетостроение.

Страница компании в соцсетях — это не официальные СМИ, не PR-служба компании или сайт представителя, это простое человеческое общение от вашего имени. Люди сюда пришли расслабиться, поговорить и посмеяться. А вы ему выкатываете серьёзные официальные посты. Максимум, чему стоит учиться, это пониманию, того, что вы и так знаете, что делать.

Был стереотип, что социальные сети не дают прямых продаж и Digital агентства его активно поддерживали, говорили, что это «имиджевая штука». Я бы тоже поддерживал, иначе с меня бы начали спрашивать. Сейчас продажи из «социалок» замечательно идут во многих сферах бизнеса.

Недавно меня спросили, как сделать пост, который никого не оскорбит. Это должен быть чистый белый лист. Хотя и на него найдётся обиженный тем, что он, скажем, белый, а не зелёный. Наш главный критерий — должно быть смешно, на остальное мы не обращаем внимания.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: