Сменил рекламу на IT-стартап и роботов. Экс-креативный директор Not Perfect рассказывает, чем айтишники похожи на копирайтеров и почему достала рекламная сфера

5 Июля 2018 10446 7 Интервью Мнение
Поделиться

Алик Криницкий, теперь уже экс-креативный директор рекламного агентства Not Perfect, в мае сообщил в Facebook о своем уходе из рекламной сферы, которую сменил на кардинально другую - IT. Теперь он партнер в стартапе, который занимается роботами. Довольно неожиданный пример для беларуской рекламной среды, не так ли? marketing.by встретился с Аликом за чашкой кофе, расспросил о проекте и о причинах, по которым креативный специалист со сложившейся репутацией так резко сменил путь.

32843090_2170477549645573_3889138606454865920_o.jpg

Алик, что заставило тебя уйти из сферы, которой посвятил много времени и явно ощущал себя комфортно и на своем месте?

Люди всегда уходят, когда что-то перестало нравиться. Или для чего-то, с новой целью. Сказать, что реклама перестала быть интересной – нет, не скажу. Я на второй неделе уже заскучал по людям, команде, атмосфере агентства.

Я не бегу от чего-то, а перехожу на проект, который мне интересен. У меня есть цель — разработать свой продукт. Есть и проблемы в рекламной индустрии, которые достали. Но это вторая причина.

Что именно достало в рекламной сфере, если не секрет?

Рынок и специалисты, которые здесь есть. Хотя, наверное, это ощущение характерно для всех, кто много и долго работает в одной отрасли (Алик Криницкий работал в рекламе порядка 12 лет, в том числе, в агентствах "Крынь" и Not Perfect. прим ред.). Если посмотреть на наших легенд рекламы, которые были на слуху – все куда-то перешли, притихли. Каждому из этих людей, наверное, перестало быть интересно. Развитие ведь циклично. При повторах цикла должен быть рост.   Но когда роста нет, это бег по кругу, белка в колесе.

Мое ощущение, что сфера кружится на месте, не идет вперед. Возможно, это связано с тем, что это сфера сервиса, оказываемого клиентам. А клиенты не растут.

Что ты подразумеваешь под «не растут»?

Бывает, что корпорация, крупный бренд развивается – мы видим это на других рынках. Но у нас маркетологи в этих корпорациях могут бояться за свое место и не принимать никаких интересных решений.

Бывает, что ты можешь три года работать с клиентом и растешь вместе с ним – это процесс взаимный. Понимаешь друг друга с полуслова. Затем человек увольняется, приходит молодой специалист и ты думаешь – ок, повторим цикл снова. Но случается, что человек объективно слабее, чем агентство. В такой ситуации прогибаться -- самое ужасное, что может быть с агентством.

32948977_2170470952979566_971563027314769920_o.jpg

Но ведь говорят, что клиент всегда прав и прогибаться якобы важно, чтобы не потерять заказчика…

Нет, это неправильно. И я не считаю что это запретная тема – говорить о клиентах. Есть так называемые корпоративные шоры, и умные маркетологи это понимают. Они порой приходят и сами просят – покритикуй. Нельзя, конечно, обобщать весь рынок, все клиенты разные. Да, иногда надо соответствовать корпорации, потому что их процессы и связи так сплетены, что там нет большого пространства для маневра. Одни могут впустить себя на свою территорию, а другие нет.

Но бывает, что для людей важнее держаться за свое место. Они боятся сделать шаг, стремятся прорасти корпоративной культурой насквозь и только пропускать поток предложений вверх, не принимая никаких решений. Не делать реальные дела. Есть маркетологи, которые могут сами не понимать ситуации, но и, доверяя, просто не мешать. Тоже вариант.

То, от чего я бежал – зацикленность, которая не ведет вверх. Поэтому решил взять паузу, расслабиться и выдохнуть. Новый проект в IT – это интересно. А еще интереснее - перейти к своему продукту и двигать его на основе опыта. Об этом многие рекламисты думали, я вижу, что есть инициативы.

Как ты пришел в этот новый для себя проект?

У меня есть друг, который давно в этой теме варится и звал меня присоединиться. Решение долго созревало, еще с тех времен, когда слова "стартапы" и "хакатон" в нашем лексиконе были редким явлением. И решиться было сложно, так как 12 лет посвятил рекламе, выстроил работу, возникли жизненно важные вещи, семья, ребенок. Можно было комфортно работать, опираясь на опыт... Но решил, что если не попробую, буду жалеть об этом.

Что оказалось на первых порах сложнее всего в IT?

Для меня – перестроиться из одного формата в другой, когда нужно самому решать, что ты хочешь, ставить себе задачи. А не решать хотелки клиента. А если это стартап, это начало пути и ты несешь ответственность за все. Этот момент нужно в себе пережить и переварить.

В новый проект я погружался постепенно, года два: участвовал в инициативных проектах, хакатонах. Были занятия в лабораториях на факультете радиофизики БГУ. Там собирались студенты, аспиранты и с горящими глазами делали удивительные вещи с нуля. Берут коробочку из-под Huawei, туда внедряется самодельная плата, плюс компоненты и вот тебе первый робот, который выполняет некие функции. Он, например, мог распознавать знаки. Когда ты во все это попадаешь и видишь, что из коробочки получился   продукт, который, доработав, может принести реальную пользу – это круто. Ты понимаешь к чему стремиться, нужно было пройти этот путь.

32740863_2170462972980364_7316178975703695360_o.jpg

Что представляет собой продукт, над которым ты работаешь?

Мы занимаемся роевой робототехникой. Когда я говорю об этом, люди делятся на две категории.

- «Ааааа это как в сериале «Черное зеркал» или «Ааа, это как на открытии Олимпиады». И то, и другое отчасти верно. Речь идет о работе роботов по принципу роя, как в природе - муравьи, пчелы. Это масса маленьких устройств, которые решают задачи коллективно и за счет своей массовости. При этом у них нет централизованной системы, как и у муравьев. Они сами – единая система.

Сфера применения самая разнообразная. Рой может решать разные задачи, например, служить для увеличения производительности процесса, снять с человека часть каких то функций. Навигация, логистика, в каршеринге система обмена данными между автомобилями.

Что тебе пригодилось в работе из навыков, наработанных в рекламе?

Например, умение контролировать стресс, в который реклама тебя постоянно погружает, умение понимать сроки, дедлайны, умение работать с разнообразными хотелками. Умение связать такие концы, которые, казалось бы, сложно связать. То есть менеджерские и управленческие навыки. Это первое что мне сейчас помогает.

К слову, разработчики ведь такие же, как копирайтеры или дизайнеры. Они решают прикладные задачи, но им иногда сложно подняться над процессом и понять: туда ли мы идем? Это точно так же, как и работать над брифом клиента в рекламе. Тут важно отмести идеи, если они плохие, и вернуться к началу. То есть, модель работы с людьми очень близка и важно снять людям шоры с глаз.

В рекламе, кстати, процессы обоснований более наработаны. И, как я вижу, айтиразработчикам порой надо больше гибкости, которая есть, к примеру, в хороших копирайтерах. Бывает, что с их инженерной точки зрения все сделано правильно, но продукт в итоге получается слабым. Нужно уметь перестраиваться.

Используешь ли навыки продвижения для стартапа?

Продвигать продукт - то, на что я пришел. Может, чуть другими инструментами. Пока у нас, как у стартапа, цель найти инвестора. Представить продукт. В планах продавать его корпорациям и инвесторам.

Мы уже получили грант на этот проект, но основная работа еще впереди. Сейчас один из партнеров находится в турне по США, где презентует работу. В том числе в «мекке» роботостроения – Бостоне, где находится Boston Dynаmics, MIT и многие другие компании. В Бостоне уже есть ресторан, где готовит робот-повар. Роботы проникают во все сферы. Там много подобных проектов и все развивается бешеными темпами. Мы побывали на местной технологической конференции, далее в планах поехать в Нью-Йорк и Сан-Франциско. В целом, нацелены на рынок США, как самый перспективный, и где нам комфортно выстраивать коммуникацию.


Фото Anthony Marchenko


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: