Режиссер корпоративного кино Сергей Рыбаков: «Не выдавайте актеров за работников компании»

27 Апреля 2016 marketing.by 7025 0 Production Интервью Творчество
Поделиться

Как снимать корпоративное видео так, чтобы оно ощущалось как настоящее кино? Профессиональным мнением с marketing.by делится  главный режиссер продакшн-студии PROMOFILM Сергей Рыбаков.

Справка: Сергей Рыбаков закончил Белорусскую государственную академию искусств. Защитил магистерскую диссертацию «Изобразительно-выразительная система как фактор эстетического воздействия на зрителя». Работал в Белтелерадиокомпании, затем на российских телеканалах НТВ и ТВЦ. Был главным режиссером телепроекта «100 вопросов к взрослому», получившим «ТЭФИ» в 2007 году. Также работал над телепроектом «Профессия-репортер» (НТВ). Снял более 70 корпоративных фильмов для таких компаний как – «Савушкин продукт», «Санта Бремор», «Лукойл», «Роскорм», БМЗ и др.

сергей рыбаков.JPG

- Сергей, Вы снимали хорошее документальное кино, работали главным режиссером на федеральных телеканалах России. И вернулись в Беларусь, чтобы снимать…. фильмы о заводах? Вам это действительно интересно?

- Да, мы увидели в этом очень интересную новую нишу на белорусском рынке, с учетом моих компетенций и российского опыта. Там уже давно корпоративное кино – жанр искусства. Проводится даже Московский международный фестиваль корпоративного видео, кстати, PROMOFILM первая из белорусских студий – его победитель  (с фильмом «Холдинг как оркестр» для Белорусского металлургического завода).  Кино о компаниях снимает, например, Леонид Парфенов. Одна из лучших его работ – фильм по заказу российского представительства Saeco.

Корпоративный фильм «PERFETTO. Секреты итальянского кофе». Производство – студия «Намедни» (Россия)

Это, на мой взгляд, один из лучших примеров ненавязчивого корпоративного фильма. Информация о подходе Saecoк производству кофе и оборудования передана тонко и кратко, но вместе с тем фильм отлично решает имиджевую задачу Saeco на российском рынке. Какую, спросите Вы? Прежде всего, это точка контакта потребителя с продуктом. Фильм набрал только на YouTube более 250 000 просмотров. Не говоря уже о презентациях и выставках.   

- Иными словами, телевизионные мэтры больше не относятся к корпоративным фильмам как к съемке некой «халтуры на стороне»?

- «Халтуру» больше не пропустит требовательный заказчик. Ведь и в Беларуси уже немало компаний, которые регулярно обновляют презентационный фильм, создают отдельный видеоконтент под конкретные задачи – промо отдельного товара, HR, инфографика для инвестпроекта и так далее. 

«ГРАНИТ. Сила камня» Производство – PROMOFILM (Беларусь)

Конечно же, когда я снимал документальное кино как автор и режиссер, у меня не было преграды в виде желания заказчика что-то сделать по-своему. И, не скрою, лет 5 назад, когда мы начинали обсуждать презентационные фильмы с белорусскими клиентами – было сложно. Но в результате мы выработали механизм взаимовыигрышного общения: клиент получает фильм в соответствии с пожеланиями – а мы в большей или меньшей степени довольны им творчески.

- Тем не менее, наверняка не все маркетологи белорусских компаний понимают, что презентационное видео сегодня – неотъемлемая часть маркетинга для любого товара?

Да, не все понимают, как использовать видео. Хотя, как мы с вами знаем, во всем мире на первый план выходит продажа, грамотная презентация товара, а не производство. Склады отечественных заводов завалены, возможно, даже хорошими товарами, но с плохой презентацией. Да, уже как норма нужны буклеты, статьи, каталоги и, конечно же, видео. И в этой сфере у отечественных компаний есть большой потенциал.
В Youtube и Vimeo, вбивая названия белорусских брендов, по многим мы не получили ни одного видеофайла, размещенного компанией. По некоторым – пара телевизионных видеосюжетов и любительское видео. Сами можете попробовать «погуглить».
Выходит, смотреть на этих предприятиях нечего? На некоторых – действительно нечего. Но у тех, кто стремится развиваться, видео должно идти «в авангарде», создавать имидж, отвечать на вопросы, показывать производство в конце концов. Однако, с желанием заказчика «сделать фильм сразу и обо всем», как показывает наш опыт, нужно жестко бороться. Например, соглашусь с мнением наших коллег из России, студии «Меркатор» - каждый фильм должен решать конкретную задачу.

- Какие же задачи решают ваши фильмы?

Уверен, что если спросить маркетологов, зачем был заказан фильм, самым популярным ответом будет «поручило руководство». Более убедительного объяснения нет. Хотя наш опыт подсказывает, нужно четко представлять того зрителя, который потом будет смотреть видео. Например, Вы производите стройматериалы? Вероятно, нужно заинтересовать проектировщиков и строителей. Причем, важно представлять себе действие, которого Вы ждете от них. Чаще всего, фильм выступает как точка контакта. То есть следующим будет переход на сайт, звонок.

Есть и другой формат – фильмы не о предприятиях, а о проектах. Например, мы сейчас начинаем работу над кино для одного из лидеров молочного рынка, в котором будем говорить не о производстве: коровах, фермах, цехах розлива, упаковке. Это будет фильм о миссии - о том, что компания сделала полезного для общества, что такое социально ориентированный бизнес в белорусских реалиях. Его цель – рассказать, проинформировать, не обязательно побуждать к какому-то конкретному действию.

- Легко ли Вам, режиссеру документального кино, выстроить драматургию в корпоративных фильмах?

В основе идеальной драматургии всегда есть конфликт. Если нет, стоит постараться его придумать. В последнее время заказчики охотнее утверждают сценарии, где нет сухих цифр, статистики и скучного описания технологии. Нужен яркий образ. Большой бизнес апеллирует к человеческим ценностям, используя понятные образы: поздравление мамы, первое свидание, Новый год и тд подчеркивая «это про нас» или «мы - семья» это есть язык эмоций.

Корпоративный фильм "Авиакомпания "Сибирь".20 лет", производство - LBL (Россия)

Хотя есть и противоположный, информативный стиль – язык цифр.  В таких фильмах основа - инфографика, правдивые факты, убедительные  доказательства.  

Платформа "Приразломная". Производство – «Меркатор» (Россия)

 Как сделать так, чтобы презентационный фильм смотрелся убедительно? Иногда создается ощущение чего-то приторного сладкого, чем тебя насильно пытаются накормить. Как избежать навязчивости в промо?

Тем и интересно создание корпоративных фильмов, что готовых решений для всех нет. Каждое новое задание клиента – новый кейс для решения конкретной задачи с помощью видео. Кому-то, как, например, сотовому оператору, можно пару раз за 5 минут фильма скользнуть логотипом в кадре – и имиджевый эффект достигнут. Другим такого для запоминаемости будет недостаточно. Ну, уж если говорить о некоторых принципах нашей работы на фильмом, я бы сформулировал их так:

  • Начинать лучше с яркой истории, факта, события, иллюстрирующего проблему. В США это называется ATTENTIONGETTER – привлечение внимания. На это стоит потратить до 10% фильма. Начинать сразу «в лоб»: «Предприятие Х основано в таком-то году и является лидером такой-то отрасли» - это провальный вариант. Фильмы, сценариями которых служат сухие пресс-релизы, ушли в прошлое
  • Не используйте общих хвалебных фраз. Как минимум потому, что такие же общие слова про себя может сказать и конкурент тоже.
  • Не выдавайте актера за сотрудника компании. Если используете актера как ведущего, гида-проводника, позаботьтесь, чтобы он на самом деле узнал компанию, и проникся к ней отношением. Фальшь всегда видна.
  • Меньше абстрактного, больше реального, того, что можно увидеть. Ведь 80% восприятия фильма все-таки визуальное
  • В идеале диктор не должен «вещать» рекламными интонациями, а рассказывать. Это умеют делать хорошие телерепортеры, и они предпочтительнее актеров. Хотя есть и дикторы, которые умело работают в «репортерском» жанре. Скажу честно, большинство наших работ мы сегодня делаем с российскими дикторами. Там школа,  огромный выбор голосов и подходов, а цены даже демократичнее некоторых белорусских «мэтров» с ТВ
  • В фильме о производителе продуктов питания обязательно должна быть фудстайл-съемка. Красивые кадры готовое еды всегда произведут больше впечатления, чем бесконечные станки-станки-станки.
  • Даже самый интересный корпоративный фильм не может длиться 6-8 минут. Исключение – фильм Парфенова о кофе, о котором я уже говорил J. Но он, скорее, документально-корпоративный.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: