Рекламисты vs Мингорисполком: почему наружные конструкции нужно перекрасить в синий и кому не угодил Huawei?

Поделиться

Горячее обсуждение темы наружной рекламы в Минске получилось вчера за круглым столом, за которым собрались Ассоциация рекламных организаций, представители бизнеса, Мингорисполкома и общественных объединений. Marketing.by два часа слушал мнения сторон о том, какие проблемы существуют у сферы наружной рекламы  в столице.

Позиция властей состоит в том, чтобы привести город к единому облику и "убрать захламленность". Представители рекламного бизнеса говорят о накипевшем: Мингорисполком не соблюдает административные процедуры. Приводим самые яркие цитаты\комментарии участников дискуссии.  

IMG_5201_cr.jpg

"Ко мне приезжал ревизор из Гонконга, все расспрашивал, что же мы нарушили..."

Александр Гильбурд, директор ООО «Колорэкспресс»:

Мы получили заказ от китайской компании Huawei: валютный контракт с Гонконгом на 432 тысячи долларов за установку на пять лет в центре города представительской рекламы. Руководителей компании Huawei принимают в нашем правительстве, это основный инвестор в Китайско-Белорусском  индустриальном парке, наши чиновники ездят в Китай. Все было согласовано: сделан проект, пройдена госэкспертиза, завезены светодиоды из Кореи, начался монтаж. Неожиданно следует команда за подписью главного архитектора Минска - сначала приостановить, а потому аннулировать.

Китайская компания обратилась в Мингорисполком и получала ответ – будем подыскивать другое место. Но переделка конструкции стоит столько денег, как и сделать все заново. В результате я храню на складе 20 тонн конструкции, а часть из них стоит на крыше здания на Сторожевской, 8.

Мингорисполком что-то предлагает, но это вторичные места, компания отказывается.

Ко мне приезжал ревизор из Гонконга, все расспрашивал, что же мы нарушили. Я показал все документы, и он улетел – я не знаю, что он там расскажет…

"На более высоком уровне решили, что конструкции Huawei не должно быть"

Елена Суходолова, заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома:

Решение по рекламе Huawei  принято в рамках концепции, которая согласована в администрации президента. На более высоком уровне решили, что этой конструкции не должно быть.

Я два раза присутствовала на встрече с китайской стороной. Диалог был: мы готовы были готовы днем и ночью ездить, чтобы найти новое место для размещения рекламной конструкции. Китайская сторона приходила на встречи, соглашалась, кивала, улыбалась и уходила.

Те варианты, которые они предлагали, были некорректны по отношению к городской среде. Наши варианты они молча отклоняли.

Город за наружную рекламу, но чтобы она была эстетичная, современная, высокотехнологичная, которая не будет ухудшать городскую среду.

За два года мы не снесли ни одной рекламной конструкции. Хотя при продлении паспортов мы видим, сколько существует нарушений. Рекламные конструкции установлены в нарушение установленного проекта, не соответствуют согласованному эскизу, ряд конструкция с 1997 года стояли на незаглубленных фундаментах… Операторы нас не слышат: в 2016 году мы два раза проводили совещания, где предлагали устранить все нарушения. Операторы согласились, но по факту ни одно из нарушений не было устранено. Но мы варварским способом конструкции не демонтировали.

reklama_minsk_19.jpg

"У нас же герб синенький, надо чтобы синенькие были"

Александр Швец, председатель ОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация»:

Когда мэр ехал по внутреннему кольцу, ему не понравился цвет металлических конструкций. Он сказал: у нас же герб синенький, надо чтобы синенькие были. Стали разбираться: в тендерных документах цвет не определен. Но мэр сказал - нужно привести в соответствие. И все начинают приводить, жалоб нет. А почему? Потому что рекламную конструкцию невозможно содержать так, чтобы не было ни капли ржавчины. А это уже ненадлежащее содержание, и можно получить вплоть до отзыва решения. И бизнес думает: столько потрачено денег, если я начну качать права, то  придут, сфотографируют ржавый болт, и все.

Или вот висела реклама «Приорбанка», которую заменили на «Слава пераможцам». «Приорбанк» - уважаемая организация, сроки размещения конструкции еще не вышли, но ее убрали. Почему? Ехал один большой начальник? Я понимаю, что когда сносится 2-я клиническая больница, и если там висела реклама, ее убирают – это уважительная причина, можно предложить место для замены… Но «Слава пераможцам» – здание не сносится!

Когда власть перестанет себе позволять нарушать закон, с этого начнутся какие-то изменения. 

Мне кажется, должна быть выработана «бесчеловечная» система в наружной рекламе, где решений человека- чиновника должно быть поменьше. Определены места для наружной рекламы, категории, что нельзя выставлять и т.д. Если Мингорисполком хочет все в синеньком, то н проблема – пропишите в тендерной документации. Нервозность возникает из-за волюнтаризма местных органов власти.

"Это допустимо, когда в государственных интересах принимается решение за рамками правового поля?"

Ольга Кравцова, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:

- Бардака и беспредела у нас нет, но есть неисполнение законодательства. Это неисполнение не носит системный характер, а связано с человеческим фактором. Отдельные чиновники на каких-то уровнях не соблюдают требования законодательства.  Возможно, делают это в государственных интересах, но за рамками правового поля.

Например, задается вопрос по проспекту Победителей. Действительно, законодательство не предусматривает этот идеологический аспект. Чиновник на каком-либо уровне принимает решение, что на проспекте Победителей не будет иностранной рекламы, что и произошло с Huawei, при этом решение не оформлено. Это делается в каких интересах - личных? Это делается в государственных интересах. Вопрос: это допустимо, когда в государственных интересах принимается решение за рамками правового поля?

От бизнеса поступило предложение отменить административные процедуры по  согласованию и содержанию наружной рекламы и  по согласованию рекламы на транспорте. МАРТ с этим согласился, соответствующие предложения мы внесли. ОТ Ассоциации интерактивной рекламы поступило предложение по отмене административной процедуры  по регистрации рекламных игр, его мы тоже внесли.

"Город захламлен некачественной, дешевой, не эстетичной продукцией"

Алексей Мартынов, главный художник-заместитель директора КПУП "Минскреклама":

- Вы не знаете, почему вчера Россия покупала у Турции мандарины, а сейчас не покупает? Здесь вмешались сложные идеологические компоненты, которые озвучивать в такой аудитории никто не будет.

Рекламисты рассматривают проблематику сугубо с экономической точки зрения, их можно понять. Их задача – зарабатывать деньги. На самом деле реклама - это не просто сфера экономической деятельности, это очень многоплановое явление. Это и политика, и идеология, и эстетика, и этика, и куча плавающих вокруг этого понятий, очень скользких и субъективных, не поддающихся нормированию.

Город захламлен некачественной, дешевой, не эстетичной продукцией - это не только сетевая реклама, это и реклама оформительская ,и вывески, плакатницы. Образцов высокого европейского уровня крайне мало. Хотя мы в лучшем состоянии, чем западная Украина и Польша в ряде образцов, где вообще ощущение, что полный хаос и анархия. Но мы по сути своей эстетически не очень культурны по своему менталитету.

Критическая масса росла, город захламили. В определенный момент в городе сменилась власть и руководители увидели весь этот беспредел. И поняли, что нужно наводит какой-то порядок. Другое дело, что не сразу все понимают, как это грамотно и цивилизованно сделать.

"Если есть негласный запрет, то чиновники Мингорисполкома получаются крайними"

Татьяна Быкова, советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательству (Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь):

- Когда речь идет о согласовании рекламных изображений, всегда есть элемент субъективизма. Поэтому сложно все прописать в законе - что этично, а что нет.

Когда художественный совет берет на себя роль судей, это тоже не совсем правильно, потому что нельзя игнорировать мнение участников рынка. В России с 1995 года работает общественный совет по рекламе, почему не пойти по такому пути?

Я понимаю и чиновников с Мингорисполкома:  если есть негласный запрет, то они получаются крайними, их не за что бить, они просто инструмент. Но если бы в рамках общественного совета, который собирался регулярно, сказали, что есть такие решения, что такие цвета и, скажем, французские актрисы не не должны в принципе использоваться, то и сами рекламщики не делали бы ошибок.

"Когда мы получили продление паспорта, оно уже истекло"

Андрей Шпит, директор УП «Проспектпресс»:

- Уже накипело. У нас нет больших проблем с МАРТом - нормальный диалог складывается. У  нас проблема с комитетом архитектуры  Мингорисполкома: ряд  административных процедур не выполняются.

Есть примеры того, что паспорта, которые должны продлеваться на срок, указанный в законодательстве, продлеваются на другой срок. Нарушаются сроки рассмотрения обращений. У нас на прошлой неделе произошел казус: мы получили продление паспорта через четыре месяца на три. То есть документ, когда мы его получили, уже истек.

Другой вопрос: в нормативной базе указано, что изменение ситуации в городе является основанием для пересмотра паспорта и демонтажа конструкции. Город развивается, расширяются дороги. У нас стоит рекламная конструкция 15 лет, за это время дорога расширилась с одной полосы до трех. И мы получаем основание на демонтаж.  Мы предлагаем – давайте найдем новое решение, сделаем проект привязки. Но в законодательстве нет процедуры по изменению проекта привязки.

Еще одна ситуация: мы получаем предписание на демонтаж конструкции, предоставляем документы, выясняем ситуацию, и получается – кто-то ошибся. Но в законодательстве отсутствует механизм отзыва предписания.

Marketing.by вел в Facebook прямую видеотрансляцию заседания круглого стола, поэтому при желании с полной версией дискуссии вы можете посмотреть в записи. Редакция выражает благодарность компании velcom за предоставление качественного доступа к интернет для успешной трансляции.   

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: