Рай для дизайнеров, 4-ый уровень. Колонка Даши Лобань и Алексея Шклянко

Поделиться

Если рай для дизайнеров существует, то он описан в докладе DesignCouncil «Как управлять бизнесом посредством дизайна». В таком раю дизайнер не исполнитель, а руководитель мультифункциональных команд. Он объединяет сотрудников и решает проблемы потребителей. И да, его беспрекословно слушается топ-менеджмент. 

Такое бывает. Кроме того, дизайн всё больше становится стратегическим, что предполагает наличие всех вышеперечисленных благ. Кто-то возразит: «там» бизнес на другом уровне и руки у дизайнеров растут из нужного места. Но против мировой тенденции не пойдёшь. Дизайн как стратегия оказывает прямое влияние на структуру, позиционирование, культуру и, в целом, работу компании.

Датский Центр Дизайна разработал специальную Дизайн-лестницу с четырьмя уровнями дизайна в организациях.

img_001.png

Часто, и не только в нашей стране, уровень дизайна колеблется между двойкой и тройкой. Четвёртый уровень — это тот самый рай, в котором хорошо всем: дизайнерам, наслаждающимся свободой, и руководителям, подсчитывающим прибыль. DesignCouncilраскрыл три условия, при которых дизайн становится стратегическим.

img_002.png

Дизайн обычно ассоциируется с эстетикой и эргономикой. Всё верно, но стратегический дизайн решает проблемы, и прежде всего, проблемы потребителей. Здесь важно видеть грань между дизайном, ориентированным на потребителя, и дизайном, который идёт у него на поводу. Первый учитывает как явные, так и скрытые потребности, второй же является обыкновенной реакцией на спрос. Вспомним старое доброе определение: дизайн — это проектная деятельность с опережающими потребительскими свойствами.

img_003.png

Став частью организационной культуры и получив поддержку топ-менеджмента, дизайн превращается в мощный стратегический инструмент. При этом, важно не ограничивать дизайн-процесс чёткой последовательностью или набором действий. Если дизайнер получит долю свободы и право участвовать в создании продукта с нуля, то и эффективность его работы повысится.

img_004.png

Дизайн способен повышать ценность организации, независимо от её размера и вида деятельности, создавая инновационные ниши, дифференцируя продукты или услуги и укрепляя бренд. Начать можно с внедрения стратегического дизайна в офисе. Хороший, эффективный дизайн способен поднять командный дух и подтолкнуть людей к сотрудничеству и диалогу.

Ещё один важный момент — это измерение эффективности. Забавно, но факт: согласно исследованию DesignCouncil, требования доказать эффективность дизайн-проекта, как правило, приводят к тому, что эта самая эффективность падает: дизайнеры перестраховываются и предлагают проверенные, банальные вещи.

Зачем всё это? Не проще ли оставаться на «двоечке», играть шрифтами и «делать красиво»? Да, проще, как и быть исполнителем, вместо того, чтобы вести за собой людей и управлять не только стилусом, но и бизнесом. Согласны, в этом есть доля максимализма, и такой подход возможен, скорее, «там», но чем чёрт не шутит?

Даша Лобань и Алексей Шклянко, OnFoot

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: