5 типичных юридических ошибок агентства в работе с заказчиком. Часть 1

Поделиться

Светлана Валуева, руководитель практики интеллектуальной собственности « Степановский, Папакуль и партнёры », собрала 5 типичных юридических ошибок агентства в работе с заказчиком и прокомментировала каждую из них. Marketing.by публикует первые две ошибки.

base_f9bac31732.png

Нельзя не любить заказчика. Эти люди приносят нам деньги и стимулируют творческий рабочий процесс, от их удовлетворенности зависит наше благосостояние, а от хрупкого душевного равновесия — чувство нашего спокойствия. Однако работа с заказчиком — это парный танец, и в своем стремлении максимально предугадать любые порой самые неожиданные выпады и «па» партнера желательно не сломать себе шею или ногу — и это в лучшем случае.

Будучи юристом, я вижу обратную сторону взаимоотношений заказчика с агентствами, и, поверьте, далеко не всегда можно помочь исполнителю в спорной ситуации — просто в силу отсутствия хоть каких-либо письменных доказательств и элементарного юридического оформления правоотношений. И выигрывает от этого только заказчик, не агентство.

Вот они — пять основных ошибок, обозначенные максимально образно и красочно, дабы отпечататься в сознании и предохранить от их повторения. Итак!..

1. «Думаю, что эти синие линии выглядели бы лучше, будь они нарисованы красным….»

Часто Вы слышите от заказчика: «Да, все качественно сделано. Но вот как-то не цепляет. Вернее цепляет, но вот еще хотелось бы, чтобы чувство воодушевления и гордости вызывало» или что-то подобное?

Или классическое: «Думаю, что эти синие линии выглядели бы лучше, будь они нарисованы красным… И вообще, сами по себе прямые линии мне как-то не внушает доверия…. Может окружность? Или котиков, их ведь все любят. » И Вы начинаете думать: а ведь заказчик в чем-то прав. Прямые линии Вам и самому не очень-то внушают доверие (тем более синие!), и котиков действительно все любят.

Как только Вы начали думать подобным образом — остановитесь, выдохните и попросите, чтобы Вам принесли подписанный с заказчиком договор.

В техническом задании есть что-то о котиках? Нет? Котиков вычеркиваем. Так, теперь важно вспомнить, откуда взялись эти чертовы синие линии. Не могли же Вы, в конце концов, сами эту ерунду придумать. Открываем электронную переписку с заказчиком (ведь у нас в договоре предусмотрительно есть условие о том, что стороны для целей исполнения договора согласились признавать юридическую силу документов, передаваемых посредством каналов электронной связи), и что мы видим? Изначально предлагаемая нами концепция окружности была отвергнута заказчиком, как несоответствующая корпоративному стилю, а единственно приемлемым вариантом были названы синие линии.

Возникает закономерный вопрос: А правомерны ли требования заказчика?

И, если серьезно, здесь очень важно понимать, что результатом деятельности агентства нередко являются объекты авторского и / или смежного права (видеоролики, презентационные фильмы, рисунки и пр.). А по такому рода объектам не существует каких-либо стандартов, поэтому все существенные критерии и требования к ним должны быть максимально поименованы в договоре (техническом / творческом задании).

Например, если речь идет о видеоролике, в договор должно быть включено условие о том, что съемка может производиться на основании согласованного сценария (причем как в виде единого документа, так и в форме обмена документами — это тоже важно). И при этом очень важно предусмотреть право агентства отступать от сценария, сохраняя общую концепции ролика.

В случае если результат работ не устраивает заказчика, отказ от приемки должен быть мотивирован со ссылкой на условие договора, требование которого не учтено в результате работ. При этом мотивы: «некрасиво», «неэстетично», «не понравилось» — юридически безразличны. Не принимайте их.

Начиная исправлять то, что Вы исправлять не должны, и не возражая против отказа от приемки результатов Ваших работ, Вы косвенно подтверждаете, что результат и правда не соответствует условиям договора, и, следовательно, не подлежит оплате.

В итоге Вы придете к тому, что услуга оказана, однако акты выполненных работ по договору не подписаны со стороны заказчика. В судебном заседании заказчик будет утверждать, что результат работ не соответствует условиям договора. И, если в договоре отсутствует четкие требования к результатам, особенно, если речь идет об объектах, которые потенциально являются объектами авторского права, либо присутствуют такие оценочные критерии как любая эмоциональная составляющая, «оригинальная» концепция и прочее, — это будет использовано против Вас в суде. Денег за работу Вы не получите.

2. «Вчера были маленькие, но по три … но маленькие. А сегодня большие, но по пять… но большие»

Или: «Вы знаете, получилось немного дороже, мы же с Вами по электронной почте согласовали»…

Бюджеты, бюджеты, бюджеты…. Все вертится вокруг них. Заказчик всегда рассчитывает, что получиться чуть меньше. Но мы-то знаем, что всегда почему-то получается чу-у-у-уть больше...

jok.png

О чем важно помнить при формировании стоимости услуги агентства? Как правило, заключаемый договор носит смешанный характер: договор на оказание услуг и договор комиссии.

Что это означает на неюридическом языке? Все просто. В составляющей Вашей цены есть достаточная большая доля затрат по работам и услугам, которые Вы не оказываете сами, а «транслируете» Заказчику, являясь как бы посредником (между заказчиком и телеканалом, или владельцем бигборда, или артистом). И эти затраты Вы несете от имени и по поручению заказчика, об этом важно помнить, чтобы сразу определить, какая из сторон несет риски увеличения стоимости такого рода услуг третьих лиц. Это становится особенно актуальным в ситуации динамичного изменения курса национальной валюты, как было в 2011 году и как происходит сейчас.

К чему Вы можете прийти, если заранее не оговорите это в договоре: услуга оказана, однако акты выполненных работ по договору не подписаны со стороны заказчика. В судебном заседании заказчик будет утверждать, что стоимость, отраженная в акте не соответствует условиям договора, и он не обязан возмещать расходы, в том числе, понесенные исполнителем для оплаты третьим лицам. При этом судом при установлении подлежащей оплате стоимости будут исследоваться условия договора, которые содержат требования к порядку определения цены, в том числе к размеру комиссионного вознаграждения агентства, а также, каким образом заказчик был уведомлен о стоимости работ третьих лиц.

Что делать? 

Четко разграничивать в договоре комиссионную услугу агентства (в части заключения договоров с третьими лицам и, например, проведение оплат, необходимых для размещения рекламы) и саму услугу по производству рекламы. Прописать в договоре четкий и понятный размер, либо порядок определения размера вознаграждения агентства при комиссионной услуге. .
Включить указание на то, что дополнительная выгода, образовавшаяся в результате исполнения поручения, остается у агентства. Приступать к началу выполнения работ только после получения письменного подтверждения заказчиком стоимости работ. Собирать и сохранять документальное подтверждение направления Заказчику документов о стоимости работ, в том числе, услуг третьих лиц

Если еще до окончания исполнения услуги Вам становится очевидно, что стоимость по объективным причинам (например, дополнительные требования заказчика, введение новых обязательных платежей, не прогнозируемая инфляция) превысит стоимость, согласованную в договоре, приостановите выполнение работ и проинформируйте заказчика. Вы не должны нести дополнительные расходы без согласия заказчика, в противном случае Вы принимаете их на свой риск. Поверьте, иногда лучше расторгнуть договор вначале, чем нести грандиозные убытки на его конечной стадии. Честно. И денег за работу Вы не получите.

Продолжение следует...

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: