Мои правила эффективности и продуктивности, или «Гигиена мозга». Колонка Всеволода Крутько

14 Декабря 2015 marketing.by 6465 0 Колумнисты Мнение
Поделиться

Насколько длинный у вас список планов и задач на будущий год? Сколько пунктов «перекочевало» в него из списка 2015 или 2014 года? Не пора ли уже заняться собственно выполнением намеченного?

base_2.jpg

Я решил написать этот текст, поскольку, как и многие, регулярно задаю себе эти вопросы. В эпоху тотального подключения к информационной «матрице» и непрерывного потока входящей информации как никогда остро для нас стоит вопрос осознания себя, собственных целей и задач и способов их достижения. «Продуктивность» и «фокус» становятся новыми мантрами бизнеса.

Все чаще слышны мнения о том, что пора избавляться от влияния соцсетей, но никто толком не знает, как сделать это. Удалить аккаунт — страшно. А вдруг пропустишь что-нибудь интересное, или, (не дай Бог!!!) потеряешь сотен пять френдов, которых никогда в жизни не видел в глаза. Отключить телефон на денек — хм, можно попробовать. Но что если вы на ответственной работе и в любой момент может позвонить клиент с тендером на $1 млн? Эти фантомные тревоги преследуют особо ответственных из нас даже в редких отпусках, не говоря про остальное время, свободное от работы, которое можно было бы «качественно» уделить семье, друзьям, спорту, книгам, музыке и просто размышлениям.

Сразу оговоримся: речь не о том, что надо забить на работу и сосредоточиться на других якобы «важных» делах. Речь о том, что, чем лучше развита ваша способность переключать внимание, тем лучше перезагружается мозг и тем лучше он справляется с рабочими вопросами и вызовами в течение дня.

В книге «Презентация в стиле дзен» Гарр Рейнольдс пишет, что современный человек получает около 12 тысяч сообщений в сутки. А наш мозг обрабатывает примерно 50 тысяч мыслей в день. Сюрприз-сюрприз: основная часть этих мыслей не приближает вас к достижению намеченных целей (если таковые вообще имеются), а напротив: удаляет от них, тормозит продвижение в важных вопросах, отвлекает, портит настроение, заставляет ссориться с окружающими.

Мы привыкли жаловаться на исключительную занятость. Я, например, «уделяю работе» примерно 9-10 часов в рабочий день, и 3-4 в выходные. Итого — не менее 50 часов в неделю. Но буду откровенен: примерно 30% этого времени — чистая прокрастинация, беспорядочное потребление новостей и развлекательного контента, «фоточки-видосики-гифочки». Еще 30% — «работа ради работы», иллюзия собственной занятости, без осознания, зачем делаю то, что делаю: это и написание пространных писем в почту, когда можно сформулировать мысль в 3-х словах, и поездки на бесполезные встречи, когда можно все обсудить по телефону за 10 минут, и активный поиск сложных решений для простых вопросов. Итого, собственно на планирование и решение основных задач остается 30% времени, то есть 15-17 часов в неделю, или 3 часа 30 минут в день. Каково? И даже тогда, когда мне кажется, что я увлеченно работаю, значительная часть энергии уходит на попытки сосредоточиться, постоянное переключение между задачами, отвлечение на входящие сообщения, и т.п.

Известная цитата, приписываемая Мэри Кэй Эш, гласит: «В мире есть три типа людей: те, кто изменяет мир, те, кто следит за изменениями и те, кто искренне удивляются, узнав об изменениях. У вас есть выбор. Вы сами определяете, к какой группе хотите принадлежать». Пожалуй, выбирать уже пора.

Современные теории по саморазвитию называют четыре основных «кита», на которых держится качество жизни (обратите внимание, деньги или достижение успеха в широком смысле не являются необходимым условием, но скорее следствием «качественной» жизни): 1. Питание. 2. Движение. 3. Сон. 4. Мышление.

Для городского жителя, занятого преимущественно на офисной работе, одинаково актуальны все четыре пункта. Однако с учетом происходящего последнее время в информационном пространстве «гигиене мозга» (назовем этот навык так) стоит уделить отдельное внимание. 

base_1.jpg

Я остановлюсь подробнее на этом вопросе и нескольких важных правилах, которые доказали эффективность в постановке и достижении задач конкретно для меня:

1. Не проверяйте соц.сети и электронную почту в течение 60-90 минут после пробуждения и не делайте этого за 60-90 минут до отправки ко сну. Когда вы нарушаете это правило, вы с самого начала дня включаетесь в чужую жизнь, не в свою. Гораздо эффективнее потратить это время на планирование дня (утром) и подведение итогов прошедшего дня (вечером).

2. С утра читайте/смотрите/слушайте/думайте о том, что поднимает вам настроение, заряжает энергией и желанием активно прожить новый день. Пусть это будет ваша любимая музыка, вдохновляющее TED-выступление или просто глава из хорошей книги.

3. Примите на себя ответственность за собственную жизнь, мысли, поступки, ссоры. Классика! Всегда крайне велик соблазн свалить неудачи на погоду/правительство/окружающих и т.д., и т.п. Но в реальности, причина всего, что происходит с вами каждый день, — вы и только вы.

4. Окружайте себя «правильными» людьми. Слово «правильный» не подразумевает никаких объективных критериев. Имеются в виду люди, которые дают вам энергию, а не отбирают, ценят ваши достоинства, конструктивно критикуют или просто служат для вас образцом, к которому вы тянетесь.

5. Упражняйтесь в НЕдумании. Сейчас все большую популярность набирают различные формы медитации. Приятная новость для лентяев вроде меня: речь совсем необязательно идет о сидении часами в позе лотоса под музыку Enigmaили DeepForest. Можно просто расслабиться, сосредоточиться на дыхании, послушать приятную музыку в наушниках. Или отправиться на прогулку в тихое уединенное место. Несколько минут медитации в день позволят вам «перезагрузить мозг», улучшат ваши когнитивные способности, позволят замечать новые возможности там, где раньше виделся тупик. Более того — это ключевое умение для развития креативных скиллов (нет, друзья, креативность не врожденный навык, ее вполне можно развить.)

6. Осознавайте себя во всех своих занятиях. Это сложная техника, тоже связанная с медитацией, но если ее освоить, эффект приятно удивит. В двух словах: ваше внимание должно быть сконцентрировано на том, что вы делаете. Если моете посуду, думайте о мытье посуды, а не о том, как отомстить нахамившему коллеге. И посуда целее, и голова чище.

7. Ставьте задачи и отслеживайте продвижение к их выполнению. Ежедневно. Ваши задачи должны быть ранжированы по приоритетности и иметь достаточно четкие дэдлайны. Долгосрочные задачи надо разбить на максимально мелкие этапы. Мой минимальный горизонт планирования — неделя.

8. Если у вас нет задач — поставьте; если ничего не приходит в голову, —продолжайте работать с пунктами 1-6 какое-то время и попробуйте снова. Если ваша задача звучит как «заработать много денег» или «рассчитаться с долгами», спешу напомнить: деньги - не цель, а средство и атрибут. Наверняка, есть нечто, чем вам в кайф заниматься, и есть нечто ценное, что вы можете дать миру в результате. Честное слово: даже сам процесс постановки таких задач — занятие крайне увлекательное.

9. Учитесь говорить «нет». В книжках по воспитанию детей упоминается, что среди первых связных фраз, которые научится произносить ваш ребенок, должно быть «извините, я не могу», «извините, не получится». Иногда очень полезно фильтровать то, что вы намерены/не намерены делать, выделяя важное для себя, вместо того, чтобы постоянно обслуживать нужды других людей.

10. Мультизадачность — яд. Серьезно. Прекращайте попытки успеть все одновременно. Тренируйте фокусированное мышление. 30-45 минут на выполнение задачи, не отвлекаясь, с перерывами 5-10 минут между задачами. Через некоторое время вы увидите, что ваша продуктивность повышается, когда у вас есть время расставить приоритеты и выполнять задачи по очереди, сосредотачиваясь на них, вместо того, чтобы отвечать на электронную почту, параллельно делая сметы в экселе, разговаривая в скайпе и держа возле уха трубку телефона. Отключайте потенциальные источники помех на время выполнения важной работы.

11. Прокрастинируйте по графику. Знаю, звучит как бред, но попробуйте: если в течение недели-двух вы будете отводить специальное время на скроллинг ленты фейсбука, например, с 13:00 до 13:30, то поймете, что: а) полчаса вполне достаточно, чтобы отлайкать все, что нравится и запостить все, что чешется; б) у вас отпадает потребность делать это в другое время. Профит! Для любителей радикальных мер, разработаны специальные расширения для браузеров, блокирующие доступ в соц.сети в то время, которое вы установите.

12. Не старайтесь быть в курсе всех новостей. Предупреждение! Могут возникнуть ситуации, когда вы не сможете поддержать разговор на тему очередного упавшего самолета, популярной телеведущей, кого-то оскорбившей, или нового декрета президента. Но, поверьте, вы точно будете одним из немногих, кто сможет позитивно смотреть на окружающий мир. И это привлечет к вам нужных, правильных людей.

13. Старайтесь читать меньше коротких сообщений и больше лонг-ридов, аналитической информации. Ну хотя бы посты блоггеров, чье экспертное мнение вы уважаете. Если чувствуете, что у вас вряд ли есть время дочитать статью до конца, не начинайте. Если читаете — вникайте, тренируйте фокус. Если совсем нет времени читать — качайте подкасты и аудиокниги и слушайте, параллельно с обычными рутинными действиями, например, в поездке на работу/с работы.

14. «Flightmode» — одна из важнейших функций вашего мобильного телефона. Не забывайте об этом. Будьте уверены, если вы включите ее на час-полтора, мир не рухнет. Зато вы точно успеете сделать что-нибудь полезное.

15. Фокусируйтесь на хорошем. Наверняка его много вокруг вас. Подмечайте то, что способствует достижению поставленных целей, пропуская мимо помехи. Это касается даже ленты facebook. Я использую расширение fbpurity, позволяющее фильтровать ленту. Мои персональные стоп-слова: «кризис», «война», «путин». Список открыт. Думаю, подобные приложения и расширения, позволяющие фильтровать информацию во всех потребляемых медиа, в ближайшее время будут набирать все большую популярность.

Список не затрагивает темы качественного питания, подвижности и сна, без которых вышеперечисленное будет работать, как Lamborghiniна 76-м бензине.

Это только один из шагов, который ведет очистке головы от линей шелухи, значит к большему фокусу, значит, к продуктивности, значит к достижению целей, значит, к большей удовлетворенности собственной жизнью. Успехов!

Об авторе

Всеволод Крутько, директор по развитию. В рекламном бизнесе с 2001 года. В разное время работал на рынках Беларуси, Грузии, Украины.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: