Почему крупной компании стоит нанять PR-агентство? Колонка Вячеслава Смирнова

6 Декабря 2016 2708 2 PR Бизнес
Поделиться

Вячеслав Смирнов, руководитель отдела корпоративных коммуникаций компании velcom, открывает на marketing.by колонку о Public Relations и начинает с темы о плюсах и минусах привлечения PR-агентств для работы с крупными корпорациями.    

circle (7).png

"Зачем вам pr-агентство?  Работайте сами!" - мне частенько приходится слышать такие советы. Действительно – есть же, пусть небольшой, но свой «инхаус» pr-отдел. На своих сотрудников рассчитывать проще, с ними ты пуд соли съел, знаешь чего ожидать от каждого, и к какому результату вы придете вместе.  Резонно, сомнений нет. Но для меня это вопрос масштаба.

keep-calm-and-hire-a-pr-agency-5.png

Считаю, что для небольшой «перспективной» белорусской  компании один-два пиарщика в штате – более чем оправданное решение. Этот скромный коллектив будет расти (количественно и качественно) вместе с долей рынка, которую «отвоевывает» себе компания. Для мобильного оператора с пятью миллионами абонентов – это непозволительная роскошь. 

К примеру, 500 публикаций о компании в месяц и несколько пиар-ивентов – обычный объем задач моего отдела.  В таких ситуациях нужно либо «раздувать» штат, либо много и активно сотрудничать с агентствами. Третьего не дано.

Серьезно нарастить штат  не позволяют внутрикорпоративные правила, HR-департамент и кризис «за окном» – думаю, сегодня это общая проблема.  И вот тогда работа с агентством, на мой взгляд, становится действительно незаменимой. Агентство масштабирует ресурс, позволяет «аутсорсить» любую задачу – будь то подготовка пресс-релиза или организация большого ивента. Используя привычную для меня терминологию мобильной индустрии – агентство, как внешний аккумулятор для смартфона, позволяет «подпитать» инхаус-пиар,  продлить его работу, когда собственные ресурсы  на исходе.

Когда пиарщик крупной компании  с выделенным бюджетом осознанно работает сам и считает это достоинством,  мой ответ прост – он не умеет использовать ресурсы и сознательно ограничивает возможности бренда. Экономия бюджета не заменит результат, да и планку не поднимешь достаточно высоко. Короче говоря, объем решает.

На собственном опыте коротко резюмирую плюсы и минусы работы с pr-агентством:  

Плюсы

  • широкий «кругозор» агентства - оно лучше видит реальное положение дел на рынке

  • масштабирование всех ресурсов  pr-отдела компании

  • быстрый аутсорс любой функции, ее делегирование агентству, когда это остро необходимо

  • «подпитка» свежими креативными идеями от незаангажированных сотрудников агентства

  • широкий опыт агентства в организации разных мероприятий

Минусы

  • затраты, иногда немалые, на услуги агентства

  • более низкая, чем у инхаус-пиара, компетентность агентства в основном бизнесе компании

  • отсутствие у агентства налаженных контактов с прессой в конкретном профессиональном сегменте (напр. технические медиа)

Для меня, как для корпоративного пиарщика, ответ на вопрос стоит ли привлекать к работе pr-агентства найден давно и однозначно. Выбор этот, во-многом, определяется спецификой и размером бизнеса, в котором я работаю, объемом задач и положением работодателя на рынке. Но что это означает применительно к нашим белорусским реалиям?

Тренды  в развитии pr-агентств в Беларуси

Во-первых, сегмент pr-агенств в целом весьма узок на белорусском рынке, по моему мнению. На практике это значит, что не только агентства конкурируют за внимание клиента, но и клиенты должны чутко следить за изменяющимся pr-полем. Мониторинг реализации проектов, появления новых «игроков» на рынке  – повседневные задачи руководителя корпоративного пиара.

Во-вторых, агентства становятся мультизадачными, овладевают новыми инструментами коммуникации. Сейчас почти не найти тех, кто работает лишь с прессой. Как правило, белорусские  pr-агентства сегодня трансформируются в «многостаночников», умеют пользоваться маркетинговыми, рекламными инструментами и способны жонглировать ими для выполнения задач, поставленных клиентом. Я уж не говорю про диджитал – пользу соцсетей теперь не признают только мастадонты, но их ждет неизбежное вымирание. Одним словом, агентства меняются – среда не оставляет им иного выбора.

В-третьих, творческое начало большинства pr-агентств все чаще «уживается» с четкой оцифровкой требуемого клиентом результата. И это, я думаю, совершенно правильно! KPI рулят процессом. Они же помогают упростить отчеты перед клиентами, а корпоративным пиарщикам – перед своими боссами. 

Количество публикаций, число журналистов и блогеров на ивенте – это старые добрые цифири, известные пиарщикам с незапамятных времен. К ним теперь добавляются показатели иного порядка – общий суммарный охват пиар-кампейна, проценты позитивного отношения аудитории к бренду и, отдельно, к его активностям, и даже тональность комментариев под статьями. Все это нужно учитывать. 

«Голосуй, а то проиграешь!» - как говаривали политтехнологи  Бориса Ельцина.

И последний тренд, (last but not least) – белорусские агентства объединяются в союзы, профессиональные картели, используют синергию ради проведения совместных мероприятий, конференций, pr-конкурсов, приглашения на них более «дорогих», интересных публике спикеров. Ну и да, еще ради поддержания ценового баланса на рынке. :)

Рекомендации по работе с агентствами

В заключение хотел бы поделиться несколькими полезными наблюдениями из собственного опыта взаимодействия с агентствами. 

Первое – и самое главное – я работаю с двумя агентствами сразу. Чего и вам желаю! Проводя тендерный отбор, в его условиях указывайте – победителем станут минимум два агентства. Зачем? Ответ прост: здоровая конкуренция еще никогда никому не навредила. 

Такое положение вещей держит оба агентства в тонусе, не позволяет расслабиться, не дает лени и однообразию выйти на первый план. В конечном итоге – это на пользу всем: заказчик получает качественные услуги, а агентства заносят в портфолио яркие и значимые проекты.

Финальный совет - выставляйте pr-агентству четкие KPI, но давайте ему свободу. Разрешите творить, обсуждайте самые смелые (а иногда по-хорошему «сумасшедшие») прожекты. Ну и, конечно, реализуйте, претворяйте их в жизнь.  Временами это мотивирует лучше самого большого гонорара.


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: